Технологическая карта урока литературы в 5 классе. А.Твардовский Рассказ танкиста. Война и дети – обостренно-трагическая и героическая тема произведения.


Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Предмет Литература
Класс 5
Тема А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – обостренно-трагическая и героическая тема произведения.
Тип урока Урок изучения нового материала
Технологии: метод проектной деятельности
Цели:
Образовательные:
Изучить стихотворение А.Т. Твардовского, посвящённое теме военного детства;
Повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение;
Способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.
Воспитывающие
Воспитывать глубокое чувство патриотизма
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов УУД
Организационный момент
1 мин Положительный психологический настрой на урок. Эмоциональная мотивация.
Приветствие учителя
Настраиваются на рабочую обстановку, готовятся к учебной деятельности.
Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, наполнит наши и сердца наших гостей теплыми, добрыми чувствами.
1) Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
2) Личностные:
- смыслообразование (Я должен посмотреть...)
3) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Мотивация учебной деятельности
5минПрезентация Слайд 1
Мотивационный компонент. Развитие связанной речи, обогащение знаний, умение передавать чувства словами. Прием анализа и синтеза.
Уч.: посмотрите, пожалуйста, на экран.
- какие чувства возникли в душе?
- какие слова можете подобрать?
-что объединяет эти слова, кроме «война»?
- над чем на ваш взгляд будем размышлять на уроке? Эмоционально воспринимают увиденное.
Умение анализировать, находить общее значение.
война, дети
страх, мужество, героизм, трусость
качества человека на войне, Составление кластеров
страх героизм
мужество
война
стойкость верность
какая война
Определите тему урока. Целеполагание
2мин Перед нами стоит цель: познакомиться с произведениями о Великой Отечественной войне.А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок? С биографиями поэтов, с произведениями литературы,
Определите ваши цели урока? 1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3) Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Актуализация знаний
5мин Все эти качества проявляются у человека на войне, об этом пишут писатели и поэты. Об этом говорит и А.Т. Твардовский в стихотворении «Рассказ танкиста»
Что знаете?
Что бы вы хотели узнать?
Что узнали?
- Как на ваш взгляд, если поэт сам был участником войны, его произведения вымысел или реальность? О поэте, о содержании стихотворения
Поэт –военный корреспондент, участник боевых действий
Работа учащихся с мобильным классом 1) Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
Этап реализации
15мин - Какую картину представили?
- Какие чувства возникли в душе?
- О чем рассказал танкист?
- Из чего видно, что бой был страшным?
- Почему танки не могли пройти?
- Кто помог? Как? Прослушивание фонохрестоматии
«Рассказ танкиста»
Выявление затруднений и пути построения из затруднений 1) Познавательные:
- умение видеть героя словами автора
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
выделение главной мысли
-Какие строчки передают ужас боя?
- В каких строчках можно увидеть отношение автора к танкисту?
-Зачитайте строки, дающие представления о мальчике.
Работа над характерами героев:
из чего складывается характеристика героя
Кому рассказал танкист эту историю о мальчике? (поэту)
 И поэт Твардовский пронес её через годы и поведал нам.
    Для чего?
Стихи и рассказы, песни, обелиски – это память о героях войны
Предлагаю вам попробовать создать Задание прочитать и ответить на вопрос
внешний вид, поступки
Для того чтобы мы помнили безымянных героев Великой Отечественной  войны. Волевой, смышлёный, трусливый, смелый, слабый, мужественный 1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3) Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Индивидуальная, парная, коллективная работа
10 минут Пусть в нашей памяти останутся образы героев. Хотелось бы вам изготовить памятник “Неизвестному танкисту”.
Работа учащихся с мобильным классом
Составление презентаций
Дети-герои войны.
Произведения писателей о подвигах детей во время ВОВ
Рисунок к стихотворению 1) Познавательные:
- умение структурировать знания и строить речевые высказывания ;2Коммуникативные:
-слушать собеседника, строить высказывания,
полно и ясно выражать свои мысли;
Рефлексия
2мин Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоёвано счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не  осталось забытым…Память о войне – живая боль, она велит беречь и защищать мир.         
Выполнили ли вы ваши задачи на уроке? Высказывание по модели:
Я сегодня узнал… 1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании
3 мин Оценки за урок
Дом. задание: По выбору учащихся:
С.156-158, выразительное чтение стихотворения
Создать презентацию «Герои войны»
1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
1 группа – сочиняет четверостишие по рифме:
……………… героям,
………………солдатам,
………………подарили,
………………в сорок пятом!
рефлексия
А) У меня в душе осталось…
Б) На уроке я понял(а)
В) На уроке мне удалось…
Г)если бы…, то…