Рабочая программа внеурочной деятельности Почемучки для 3 класса по ФГОС


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Стадницкая основная общеобразовательная школа
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Протокол №1 от 27.08.2015 г.
Принято педагогическим советом
Протокол № 1
от 28. 08. 2015 г.
«Утверждаю»
_________
Директор школы
А.Т. Калинин
Приказ № 1
от 31.08.2015 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
для 3 класса
Грачевой Валентины Николаевны
учителя начальных классов
с.Стадница, 2015г.
Содержание программы
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3. Описание места учебного курса в учебном плане
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
5. Содержание курса
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
7. Список литературы
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности младших школьников Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Стадницкая Основная общеобразовательная школа» разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:
•  с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
•  с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
•  с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
•  с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности.
Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности.
Цель программы:
Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
•  создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
•  формировать коммуникативную, этническую, социальную компетентность школьников;
•  формировать у детей социокультурную идентичность;
•  развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;
•  развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное ,общеинтеллектуальное, духовно-нравственное.
Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующей образовательной программы ОУ.
Для реализации образовательного процесса в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
•  игровая деятельность
•  познавательная деятельность
•  проблемно-ценностное общение
•  досугово-развлекательная деятельность
•  художественное творчество
•  социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
•  трудовая
•  спортивно-оздоровительная
•  патриотическая деятельность
Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.
Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе. Между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Внеурочная деятельность строится на принципах :Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.
Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета
Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты.
Возможность свободного самоопределения и самореализации;
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития.
Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.
Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
 Описание места учебного курса в учебном плане
Курс рассчитан на 1 час в неделю в 3 классе, всего 34 часа.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным.
Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога с отдельно взятым классом. Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся:
•  взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования;
•  непрерывность дополнительного образования;
•  развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
•  единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
•  системность организации управления учебно-воспитательным процессом;
•  обеспечит баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями.
 
Ожидаемые результаты реализации программы (универсальные учебные действия)
 
•   приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни
•   формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
.приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В основе воспитания развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни.
Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
- дифференциация по интересам;
- проектная деятельность
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные и коммуникативные технологии.
Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

 
Общеинтеллектуальное направление «Почемучка»
Содержание занятий
3 класс (34 часа)  
1. Повторение пройденного во 2 классе (3 час). Закономерность расположения чисел. Логические и комбинаторные задачи. Магический квадрат сложения.
2. Геометрические фигуры и их свойства (7 часов). Многоугольники. Четырёхугольники. Виды четырёхугольников: трапеция, ромб. Плоские фигуры и объёмные тела. Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. Окружность и круг. Радиус и диаметр. Деление окружности на 4, 6 равных частей. «Розетки».
3. Закономерности (6 часов). Выявление закономерности расположения чисел. Продолжение ряда чисел на основе закономерностей их расположения. Решение магических квадратов сложения с трёхзначными числами. Правило магического квадрата вычитания. Правила магических квадратов умножения и деления. Решение магических квадратов.
4. Нумерация (2 час). Знакомство с нумерацией чисел класса тысяч. Поразрядное сравнение многозначных чисел.
5. Элементы алгебры (4 часа). Знакомство с понятием переменной величины. Буквенное выражение. Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной. Уравнение. Понятие о решении уравнения. Корень уравнения.
6. Нетрадиционные задачи (4 часа). Задачи со сказочным сюжетом. Составление задач с литературным содержанием. Возраст и время в задачах. Решение задач на геометрической основе путём сравнения исходных данных.
7. Игры со словами (6 часов). Лексическое значение слов. Происхождение слов. Устаревшие слова (архаизмы). Появление в языке новых слов. Этимологический словарь. Омонимы, омофоны, омографы. Заимствованные слова. Крылатые слова и фразеологические обороты. Фразеологический словарь.
8. Выявление уровня развития познавательных процессов (2 часа). Конкурсы, интеллектуальные игры. Входные и итоговые тесты.
 
Общеинтеллектуальное направление «Почемучка»
Тематическое планирование 3класс
 
№ п/пНазвание модуля и занятий Кол-во часов Дата Универсальные учебные действия Основные виды деятельности обучающихся3 класс
34 Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные - Оформлять свои мысли в письменной речи.
Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
1 Повторение пройденного во 2 классе 3 1 Закономерность расположения чисел 1 2 Логические и комбинаторные задачи 1 3 Магический квадрат сложения 1 2 Геометрические фигуры и их свойства 7 П. - Перерабатывать полученную информацию К. - Умение рассуждать и доказывать свою точку зренияР. - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Конструировать модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов. Обобщать данные.
4 Многоугольники 1 5 Четырёхугольники 1 6 Виды четырёхугольников: трапеция, ромб 1 7 Плоские фигуры и объёмные тела 1 8 Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости 1 9 Окружность и круг«Розетки» 1 10 Радиус и диаметр Деление окружности на 4, 6 равных частей 1 3 Закономерности 6 П - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
К - Читать вслух и про себя тексты учебников
и отделять новое от известного; выделять главное;
составлять план
2. Умение писать под диктовку, оформлять работу.
Р- Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
11 Выявление закономерности расположения чисел 1 12 Продолжение ряда чисел на основе закономерностей их расположения 1 13 Решение магических квадратов сложения с трёхзначными числами 1 Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность
14 Правило магического квадрата вычитания 1 15 Правила магических квадратов умножения и деления 1 16 Решение магических квадратов 1 4 Нумерация 2 П. - Перерабатывать полученную информацию К. - Умение рассуждать и доказывать свою точку зренияР. - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
17 Знакомство с нумерацией чисел класса тысяч 1 Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность
18 Поразрядное сравнение многозначных чисел 1 5 Элементы алгебры 4 П. - Перерабатывать полученную информацию К. - Умение рассуждать и доказывать свою точку зренияР. - Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
19 Знакомство с понятием переменной величины 1 20 Буквенное выражение 1 21 Нахождение значения буквенного выражения при заданных значениях переменной 1 Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов.
22 Уравнение Понятие о решении уравнения Корень уравнения 1 6 Нетрадиционные задачи 4 Познавательные - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные - Оформлять свои мысли в письменной речи.
Регулятивные - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
23 Задачи со сказочным сюжетом 1 24 Составление задач с литературным содержанием 1 Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях
25 Возраст и время в задачах 1 26 Решение задач на геометрической основе путём сравнения исходных данных 1 7 Игры со словами 6 27 Лексическое значение слов 1 28 Происхождение слов 1 29 Устаревшие слова (архаизмы) 1 30 Появление в языке новых слов
1 31 Омонимы, омофоны, омографы
1 32 Заимствованные слова Крылатые слова и фразеологические обороты Фразеологический словарь 1 8 Выявление уровня развития познавательных процессов 2 33 Интеллектуальные игры
1 34 Входные и итоговые тесты
1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
«Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» - письмо МО РФ от 15.10.2003 года
«О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» - письмо МО РФ от 02.04.2002 года.
Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с.,
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
Субботина Л.Ю. Игры для развития и обучения. Ярославль, Академия развития, 2001 г.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006