Конспект урока по русскому языку для 6 класса Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Примечания

1.Организационный этап













2.Повторение пройденного материала.























3. Изучение нового материала.
Слово учителя: приветственное слово:
Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.
Слово учителя: инструктирующее слово.
Сдайте мне, пожалуйста, тетради по развитию речи, где вы были должны написать сочинение по картине.
Слово учителя: ведущее слово.
В рабочих тетрадях записываем дату, вид работы и тему урока.
Слово учителя: вводное слово.
Вчера на первом уроке мы с вами познакомились с морфологическими признаками деепричастия. А впереди у нас очень интересная тема, связанная с деепричастием, но в то же время сложная, поэтому будьте очень внимательны и сосредоточены. Сегодня мы обратимся к такому явлению как деепричастный оборот. Но, чтобы быть готовыми к восприятию нового материала, для начала проведем небольшую разминку.
Слово учителя: инструктирующее слово.
Обратите внимание на доску. Поиграем в игру «Четвертый лишний». Найдите лишнее слово в каждой строчке и объясните, почему оно не подходят к другим словам
Языковой материал:
1.Зависевший, умывшись, подействовав, играя.

2. Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив.

3. убегая, присев, наклоняясь, схвативши.

4. Увидев собаку, рассматривая картину, удивляясь совету, перейдя дорогу.

Оценочное слово


Беседа: репродуктивная слово.
-Итак, на какие морфологические признаки деепричастия было задание?
-Какие еще морфологические признаки деепричастия мы не охватили, выполняя задание?


Оценочное слово.
Языковой материал:
Сидя у окна, бабушка сучила нитки для кружев.
Слово учителя: инструктирующее слово.
Переходим к новой теме
Посмотрите на доску. Запишите предложение в тетради. Выделите главные члены предложения, задайте вопрос к деепричастию, найдите зависимое слово деепричастия и задайте к нему вопрос тоже. (Обратить внимание на лексическое значение слова СУЧиТЬ)!!!
Слово учителя: педагогическое требование.
Выполнять это задание к доске пойдет, Оля.
Оценочное слово.
Слово учителя: инструктирующее слово.
А теперь откройте учебники на 42-ой, прочитайте текст на желтом фоне и ответьте, как называется деепричастие с зависимым словом.
Образец записи в тетради:
Девятнадцатое февраля.
Классная работа.
Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах














Образец устного ответа:
1. зависевший – причастие, суффикс -вш-
2. углубляясь – деепричастие н.с.в., что делая?
3. наклоняясь – возвратное деепричастие, постфикс -ся-
4. удивляясь совету – непереходный глагол, не может иметь прямого дополнения в В.п. без предлога.

Образец ответа:
-Вид, возвратность, переходность.
-способность присоединять к себе сущ и наречия, не изменяемость, принадлежность к глаголу, в предложении является обстоятельством.









Образец записи в тетрадях:
Главные члены: бабушка сучила. Сучила (что делая?) сидя у окна. Сидя (у чего?) у окна.
Записать на доске дату, вид работы, тему урока.

Повторение изученного материала.






Проверка домашнего задания.















































Повторение пройденного материала.






















Изучение нового материала.


























































Беседа: репродуктивная беседа.

-Так как называется деепричастие с зависимым словом?
-А теперь еще раз вспомним, какие части речи могут образовывать с деепричастиями словосочетания.
-Приведите свои примеры.

Еще раз повторим, что такое деепричастный оборот, Саша, Никита.

Оценочное слово.
Беседа: репродуктивная беседа.
-Каким членом предложения являются одиночное деепричастие, т.е деепричастие без зависимого слова, и деепричастный оборот?
-Верно. Это значит, что помимо своих основных вопросов (Каких, кстати?) у деепричастия и деепричастного оборота есть дополнительные вопросы – вопросы обстоятельства. Какие вопросы обстоятельства можно задать к деепричастию и деепричастному обороту?
Приведите примеры. Не забываем, что вопрос к деепричастию мы задаем от какой части речи?


-А теперь скажите, какая главная особенность у деепричастия и деепричастного оборота в оформлении пунктуации?
Слово учителя: педагогическое требование.
Запомните, что, как и деепричастный оборот, одиночное деепричастие в предложении выделяется запятыми.
Я, удивляясь, прошла мимо этих странных ребят
Слово учителя: сообщающее слово.
Самое главное при оформлении пунктуации деепричастного оборота – это правильно определить его границы.
Слово учителя: сообщающее слово.
Поэтому, чтобы научиться определять эти границы, мы поработаем с упражнением из учебника. Стр. 43-я, упр 577-ое. Работаем с 1-ым и 2-ым предложениями.
Читаем задание под 1-ым пунктом, Данил.
Слово учителя: инструктирующее слово.
Нам надо будет построить схемы всех трех предложений. Деепричастный оборот в предложении выделяется, как мы уже выяснили, как обстоятельство, т.е. пунктиром с точкой. А сверху над выделенным фрагментом ставятся буквы «Д.О.» - деепричастный оборот. В схеме деепричастный оборот выделяется следующим образом: /_._._./, палочки – это границы деепричастного оборота, который выражен обстоятельством. Кто не понял?
Итак, работаем. К доске выполнять работу с первым предложением пойдет, Лиза. А остальные работают в тетрадях.
Лиза, объясни, пожалуйста, все орфограммы, которые были пропущены в предложении.

Оценочное слово.

Со следующим предложением поработает у доски Вова.
Объясняем орфограммы, Вова.







Оценочное слово

Беседа: проблемная беседа.
А как вы думаете, где еще может находиться деепричастный оборот, кроме как в конце и в середине предложения?
Слово учителя: педагогическое требование.
Придумайте предложение, в котором деепричастный оборот находился бы в начале предложения.
Запишите пример в тетради и постройте его схему.
Беседа: проблемная беседа.
На основе выполненного задания, сделайте вывод о том, как же оформляется деепричастный оборот в разных частях предложения.


Слово учителя: педагогическое требование.
Не забывайте о том, что данное правило относится и к одиночным деепричастиям!

Слово учителя. Сообщающее слово.
Выполним упражнение 579-ое (3-е предложение). Будем набивать руку в выделении деепричастного оборота. Читаем задание, Никита.
Кто не понял, что нужно делать.
К доске пойдет работать Оля.
Слово учителя: инструктирующее слово.
Записывай предложение, вставляй пропущенные буквы, расставь знаки препинания, а затем я скажу, что еще нужно будет сделать.

Беседа: проблемная беседа.
-Теперь определи, что входит в деепричастный оборот в данном предложении.

-Так какой вывод мы можем сделать?


Слово учителя: инструктирующее слово.
Оля, выпиши все словосочетания, которые входят в деепричастный оборот, определи в словосочетаниях главное и зависимое слово и задай вопрос. А вы, ребята, сделайте то же самое в тетрадях.

Оценочное слово.

Спросить про орфограммы!

Слово учителя: инструктирующее слово.
Давайте устно распространим причастные обороты из теоретической информации в учебнике. (под первым пунктом). Работаем устно.
Опрос: фронтальный опрос.
Работая в школе – какие варианты могут быть?
И так со следующими словосочетаниями.




Возможно упражнение для резерва


Беседа: репродуктивная беседа:
Итак, ребята, подведем краткий итог занятию.
-Что же называется деепричастным оборотом?

- Как деепричастный оборот и одиночное деепричастие оформляется на письме?


-В каких частях предложения может находиться деепричастный оборот.


-Каким членом предложения является деепричастие и деепричастный оборот?

Замечательно. Продолжим разговор о деепричастном обороте на следующем занятии




Образец устного ответа учеников:
-Деепричастный оборот.
-.Существительное и наречие.
Громко чихнув, убежав в лес, потеряв ключи, блеснув вдалеке.



Образец ответа:
- Одиночное деепричастие и деепричастный оборот выполняют в предложении роль обстоятельства.
-Что делая, что сделав?

-как? каким образом?


Образец ответа:
Сдал конспект (как?)опираясь на методические рекомендации
-Деепричастия деепричастные обороты на письме выделяются запятыми











Образец записи в тетрадях:
1.Он вздрогнул от неожиданности, заслышав д.о.окрик.. [ - = ---, /_._._._ /].
Образец устного ответа:
НеожидАнности – ожидАние – безударная гласная в корне, зАслышав крик - приставки ЗО не бывает, окрИк – крИк – безударная гласная в корне.








2. Робко, свечу потушив, подхожу я к окну.
[ _._._, /_._._/, = - ---].
Образец устного ответа:
свЕчу – свЕчка – безударная гласная в корне. пОтушив – приставки ПА не бывает, подхОжу - хОд – безударная гласная в корне.



Образец устного ответа:
-В начале предложения.


Образец записи
-Выходя из дома, я думала о своей кошке.


Образец устного ответа:
Если деепричастный оборот находится в начале или конце предложения, то он выделяется одной запятой. Если в середине – двумя.










Образец записи:
Большинство свободных офицеров собрались здесь, расположившись в удобных креслах.

-Расположившись в удобных кожаных креслах.
-Деепричастный оборот может состоять более чем из двух слов.
Образец записи:
Расположившись (где?) в креслах, в креслах( каких?) удобных, в креслах (каких) кожаных.





Образец ответа:
Работая в школе учителем, врачом, директором, работая в школе долгое время. Внимательно рассматривая фотоальбом, рассматривая фотоальбом, выразительно читая вслух стихи, звонко чирикая на окне, звонко чирикая на дереве.




Образец ответа:

-Деепричастие с зависимым словом
-Деепричастный оборот, как и одиночное причастие, выделяется на письме запятыми
-Деепричастный оборот может находиться в начале, в середине и в конце предложения.
-Деепричастие и деепричастный оборот выполняют в предложении роль обстоятельства.


































Упражнение для резерва: 580-ое (по вариантам – 1, 2, 3)





Тема урока: «Деепричастный оборот. Знаки препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах».
Тип урока: комбинированный.
Перечень оборудования: доска.
Список использованной литературы:
Русский язык: Учебник для 6 кл. /С.И. Львова, ВВ. Львова. –М.:Мнемозина, 2005.- 207с..
Серегина О.С. Создаем конспект урока (современный конспект урока как речевое произведение): Учебное пособие. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2005. - 91 с
Ладыженская Т.А. Дидактические материалы по русскому языку: 6 кл. – М.:Просвещение, 2008. – 175с.

Интенциональная часть конспекта урока
Цель урока: сформировать представление о деепричастном обороте, о пунктуационном оформление одиночных деепричастий и деепричастных оборотов на письме.
Задачи урока:
Образовательные:
закрепить представление школьников о морфологических признаках деепричастия;
формировать умение школьников видеть деепричастие в предложении;
совершенствовавть навыки написания безударной гласной в корне слова, написания -о-, -е- в окончаниях после шипящих и Ц, написания корней – лаг- и –лож-, написания приставок имен
формировать представление о структуре словосочетаний, в которое входит деепричастие, и умения находить такие словосочетания в тексте
формировать умение пунктуационно оформлять одиночные деепричастия и деепричастные обороты на письме.
2. Воспитательные:
совершенствование культуры общения (при помощи устного ответа по предмету);
воспитание интереса учеников к предмету с помощью нестандартных приемов обучения.
3. Развивающие:
развитие мыслительной активности учеников через выполнение письменных и устных заданий,
развитие логического и абстрактного мышления (при помощи проблемных вопросов, схем, занимательных заданий);
развитие орфографической зоркости через выполнение различных упражнений.
Методическое обоснование урока.
Данный урок проводится в системе уроков по русскому языку в 6 классе, является вторым по счету в разделе «Деепричастие» и первым по теме «Деепричастный оборот. Знаки препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте». Школьники уже знакомы с морфологическими признаками деепричастия, умеют находить их в предложении, умеют составлять словосочетания с деепричастием определенных моделей, поэтому воспринимать материал им будет несложно. Для проверки домашнего задания на уроке будет использовано занимательное задание «Четвертый лишний», а также будет проведена репродуктивная беседа. На этапе изучения нового материала в основе урока будут лежать проблемная беседа, репродуктивная и анализ языкового материала. На основе данных приемов школьники сами будут делать выводы, что способствует развитию логического мышления. Домашнее задание будет на следующем занятии, которое проходит в этот же день.