Конспект урока по русскому языку 7 класс: «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.»

Сценарный план урока
Русский язык 7 класс



Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.

Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Хмелевская средняя общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области
Зубкова Е.А.


2014 г.
Тема урока: Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.
Тип урока Открытие нового знания
Цели урока: формировать умения выделять деепричастный оборот, развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы, воспитывать у обучающихся чувство уважительного отношения друг к другу.
Задачи урока: обучающиеся должны научиться правильно выделять деепричастный оборот, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, рассуждать, делать выводы, работать с дополнительными источниками знаний.
Формируемые УУД: -личностные: понимать позицию другого, ценить терпение, осваивать личностный смысл учения; -регулятивные: самостоятельно определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, давать самооценку; -познавательные: ориентироваться в учебнике, анализировать, сравнивать, делать выводы, отбирать источники информации; -коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Оборудование урока: компьютер, словари, тесты.

Ход урока
1 Мотивирование к учебной деятельности
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Удивительный дом – наша школа. Здесь всё перемешалось: литература и география, физика и история, жизнь бьёт ключом. Все собравшиеся в этом классе окунутся сегодня в царство русского языка, ощутят свою причастность к прекрасному особому миру.
2 Актуализация знаний, выявление индивидуального затруднения в пробном учебном действии и причины затруднения
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Вступительное слово учителя.
       -Деепричастие – необыкновенная форма глагола. Известный русский писатель Алексей Петрович Югов писал: «Деепричастие – самая живая форма глагола. В нем струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение деепричастия – выражать само действие, хотя и добавочное, которое иной раз бывает гораздо важнее основного».
        По частоте употребления деепричастие стоит на одном из первых мест среди слов русского языка.
   Словарная работа.
Р_дная школа, решая ур_внение, воспитывая подр_стающее поколение, препод_вая русский язык, изменив р_списание.
- Все ли записанные словосочетания имеют в своём составе деепричастия?
- Назовите правила, которые мы применяли, решая орфографические задачи.
- Решая - произвести фонетический и морфемный разбор слова.
- Работа с предложениями, записанными на доске. Выпишите в тетради деепричастия. Какой темой объединены эти предложения? (хорошие манеры, полезные советы).
Встречаясь со взрослыми или заходя в помещение, здоровайся первым.
Нельзя перебивать говорящего, потому что глупо отвечать человеку, ещё не зная, что он хотел сказать.
Садясь в автобус, мальчик должен пропустить девочку вперёд.
        Сейчас сделаем краткий экскурс в историю деепричастия (проверка знаний)
    Первый обучающийся
         Термин деепричастие введен Михаилом Смотрицким в 17 веке. Так он назвал сравнительно недавно появившуюся форму глагола. Считается, что значение термина можно объяснить  как «причастность к действию». Компонент дее- в современном русском языке сохранился в словах дееспособность, дееспособный, где он имеет то же значение – способный к действию.
  Второй обучающийся
           - Деепричастие – это сравнительно новая форма глагола, отмечаемая с 14-15 веков. Логично полагать, что возникновение деепричастий связано с развитием мышления, с его потребностью вместить два параллельных действия в одну грамматическую схему. Если мы говорим, Я прочитал книгу и отнес ее в библиотеку, то сообщаем о двух разных действиях. Если же скажем Прочитав книгу, я отнес ее в библиотеку, то речь идет уже об одном действии (отнес), а второе (прочитав) выступает как сопутствующее первому, выраженному глаголом. Действия, называемые глаголами, самостоятельны, независимы друг от друга. Мы их можем употреблять в разных предложениях. Я прочитал книгу. Я отнес ее в библиотеку. Деепричастия самостоятельно употреблять нельзя: мысль останется незаконченной.
- Рассказать о деепричастии. (Обучающиеся говорят, выявляются причины затруднения).
3 Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта.
Сегодня на уроке мы продолжим работать над деепричастием, но и познакомимся с новой темой. «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте». Запись в тетрадь.
Цель. Что должны сделать на уроке, какие навыки отработать, чему научиться? (Формулируют обучающиеся).
Учитель уточняет цели урока. (Использование компьютера).
Построение плана действий.
4 Первичное закрепление с проговориванием во внешней речи
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.
Работа с учебником. Прочитайте теоретический материал. Составьте опорный конспект.
Проверка.
Упр. 235 – устно.
Наблюдение над предложениями. (Запись на доске)
Вода с грохотом падала, вращая мельничное колесо.
С грохотом падая вниз, вода вращала мельничное колесо.
Вода, вращая мельничное колесо, ревела внизу.
5 Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Задание 1. Самостоятельная работа. Упр. 238.
Проверка.
Задание 2. Предложения с однородными сказуемыми преобразуйте в предложения с деепричастными оборотами.
           Жаворонки ни на минуту не умолкали, заливались в вышине. Чайки лениво распустили крылья и бродят по отмели. Мы медленно пробирались в темноте, потому что впереди ничего не было видно. Павел вышел из комнаты и никому ничего не сказал. Выскакивают из нор суслики, стоят на задних лапках, чистят передними свои хитрые мордочки, тонко пересвистываются друг с другом.
Задание 3. Творческая работа.
Запишите небольшой текст, а если не получится, то 2, 3 предложения на тему «Школьная жизнь», используя деепричастия или деепричастные обороты.
6. Физкультминутка.
Предлагаю вам поиграть, нужно хлопать в ладоши, когда прозвучит деепричастие.
Весёлые крики, сделав уроки, играя мячом, выученное правило, записав задание, поработать с пользой, составив схему, определяя орфограмму.
- Чем объединены эти предложения? (Тема – школа).
7 Включение в систему знаний и повторение
Задание 1. Тест. И 2 ученика - за компьютером.
Самопроверка. Самооценка.
Работа в группах.
-Задание 1. Преобразуйте предложения с причастными оборотами в предложения с деепричастными оборотами.
       Мальчик, проигравший две партии в шахматы, очень огорчился. Молодой художник, нарисовавший картину, показал ее профессору. Мальчик, увлекшийся чтением, не заметил, как наступил вечер. Ребята, искупавшиеся в реке, загорали на солнце.
-Задание 2. Преобразуйте сложноподчиненные предложения в предложения с деепричастными оборотами.
           Когда подошли к опушке леса, мы решили отдохнуть. Василиса Егоровна оставила меня в покое, потому что увидела мое упрямство. Мы спешили домой, потому что боялись надвигающегося дождя.
Проверка.
Задание 2.  Ребята, вы узнали много нового о деепричастии и о деепричастном обороте. Нам стало известно, что деепричастные обороты и одиночные деепричастия активно употребляются в разговорном, художественном, научном стилях речи. Деепричастные обороты украшают устную и письменную речь, делают ее красочной и богатой, придают яркую эмоциональную краску. Приведу шедевр моего любимого поэта Афанасия Афанасьевича Фета. Я намеренно разрушила стилистику стихотворения. Попробуйте восстановить стихотворный шедевр Фета, помня о том, что мы говорим о деепричастных оборотах.
                         Ручьи журчат и извиваются,
                         И меж собой перекликаются,
                         В долину гулкую спешат.
                         И разыгравшиеся воды
                         Под беломраморные своды
                         С веселым грохотом летят.
 8 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Ребята, это было последнее наше задание к уроку. А теперь сделаем некоторые выводы и подведем итог.
Первое: деепричастные обороты украшают речь, делают ее более эмоциональной, яркой.
Второе: предложения с причастными оборотами могут быть преобразованы в предложения с деепричастными оборотами.
Третье: предложения с однородными сказуемыми могут быть преобразованы в предложения с деепричастными оборотами.
Четвертое: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения также преобразуются в предложения с деепричастными оборотами.         
                 Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Пролетел и наш урок, школьный прозвенел звонок,
Все трудились, не ленясь, не медля и не торопясь,
Говорили, улыбаясь, отвечали, не теряясь.
В работе приняли участие. Скажем спасибо Деепричастию.
Вопросы. Оценки. Комментирование учителя.
Задание на дом.
П. 143, упр. 240.
П. 143. Выписать из изучаемого произведения по литературе 5 предложений с деепричастными оборотами.
На выбор.