«Школа вежливых наук» во 2 классе


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с введением Федерального образовательного стандарта Начального общего образования с 2011 года Майской средней общеобразовательной школой реализуется учебный план в соответствии с требованиями нового стандарта, в котором внеурочная деятельность входит в Федеральный компонент. Одна из форм воспитательной работы – классный час, беседы, тренинги, игры, ролевые игры, чтение художественных книг,проекты, ведение журналов.
Место предмета в учебном плане
«Школа вежливых наук» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, 34 часа во 2 классе: 1 час занятий в неделю.
Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
продолжать знакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
развивать коммуникативные способности школьников;
содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;
формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.
Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций).
Формы проведения занятий: беседа, диалог, речевая игра, ролевые игры, тестирование, инсценирование, практические занятия, конкурсы.
Мероприятия по подведению итогов реализации программы:
Театрализация «Театр вежливых ребят»;
Устный журнал «О невежах и вежливости»
Содержание предполагает решение следующих задач:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основные разделы программы:
Я среди людей-14 час Речевой этикет-13 час Культура поведения 7 час
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
обогащение личного опыта общения детей;
ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
овладение учащимися культурой общения в системе «учитель ↔ ученик», «ученик ↔ ученик», «взрослый ↔ ребенок».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)
Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- общечеловеческих ценностей  Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.
Объяснять смысл  своих оценок, мотивов, целей
(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)
ОСМЫСЛЕНИЕ
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
САМООСОЗНАНИЕ
Объяснять самому себе:
- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы),  «что я могу» (результаты). ПОСТУПКИ
Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях сопереживания в радостях и в бедах  «своим»: близким, друзьям, одноклассникам,
- сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.
Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание).
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УДД
Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами
Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта
Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
- выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Учиться критично относиться к собственному мнению.
Понять другие позиции (взгляды, интересы)
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
 Используемая литература:
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Тематическое планирование курса во 2 классе
«Школа вежливых наук»
Раздел программы № п/п Тема занятия Содержание, методические приемы форма Кол-во часов Дата
1 2 3 4 5 6
Я среди людей
(14 час) 1-3 Кто я и как выгляжу? Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. беседа,
тренинг 3 4,5 Что в нашем имени? Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. беседа, ролевая игра. тренинг 2 6,7 Плохо одному Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. чтение худ произведения, анализ 2 8-10 Товарищи и друзья Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. проект-презентация 3 11, 12 Как завоевывать друзей Правила общения с товарищами и друзьями. ролевая игра. тренинг 2 13 Бескорыстие в дружбе Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. чтение худ произведения, анализ.Инсценировка произведений 1 14 Верность слову Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову. чтение худ произведения ролевая игра. тренинг 1 Речевой этикет
(13 час) 15,16 Что такое этика и этикет Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. беседа
тренинг 2 17 Роль мимики, жестов и позы в общении Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». беседа
занятие-тренинг 1 18-19 О вежливых словах и их применении.
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.
беседа
тренинг
выпуск стенгазеты 2 20-21 Правила знакомства, представления и обращения Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. беседа
тренинг-ролевая игра
2 22, 23 Правила приветствия и прощания Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. беседа
тренинг
2 24-25 Правила извинения и просьбы Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. чтение худ произведения беседа
тренинг
2 26-27 Правила благодарности и отказа Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций. ролевая игра 2 Культура поведения
(7 час) 28-29 Отношение к старшим Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Создание альбома «Люблю свою семью» 2 30 Отношение к учителю Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. чтение худ произведения беседа
1 31, 32 Отношение к малышам Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. беседа
тренинг-ролевая игра
2 33 Устный журнал «О невежах и вежливости»
Веселые инсценировки ролевая игра 1 34 Что я знаю и умею
итоговое занятие Театрализация «Театр вежливых ребят»
1