Конспект урока русского языка во 2 классе Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Предмет - русский язык
Класс - 2

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цель: Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос КТО? от слов, отвечающих на вопрос ЧТО? Учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно, классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить имена существительные в тексте, самостоятельно подбирать имена существительные , классифицировать на одушевленные и неодушевленные имена существительные, соотносить произношение и написание.

Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1 Организационный момент.









2 Минутка чистописания.




3 Актуализация знаний.
Проверяй скорей , дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка , книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль  внимательно глядят?
Каждый хочет получать Только лишь отметку «пять». Слайд 2




Букву для минутки чистописания вы определите самостоятельно. С её помощью образуются все слова на данной схеме. Для этого её надо поставить между буквой К и буквами на концах стрелок. Какая это буква? Слайд 3


 Словарная работа : Слайд 4
- Отгадайте загадки , напишите отгадки.
Красна девица                                                          
Сидит в темнице,                                                     
А коса на улице. (морковь)
                                      
Сидит дед                                                                               Многими   шубами одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
 
Уродилась я на славу,                             
Голова бела, кудрява.                                 
Кто любит щи, меня ищи.
 
Желта, а не масло
Кругла, а не луна
С хвостом , а не мышь. 
 
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»  

- Как назвать имена существительные одним словом, запишите.



К какой части речи относятся все эти слова?


















Составляют по схеме слова и определяют гласную букву о.




Дети отгадывают загадки и записывают отгадки в тетрадь.
(морковь)



(лук)


(капуста)


(репа)


(картофель)




(овощи)


Все слова относятся к имени существительному.


4 Самоопределение к учебной деятельности.





5 Физминутка.


Заяц, белка цветы, книга, дом, девочка, овощи, дети. Слайд 5
К какой части речи относятся эти слова? Как бы вы разделили слова? По какому признаку?
Определите тему урока.- Чему будем учиться?


Раз, два, три – весело шагайте.
Раз, два, три – ноги поднимайте.
Раз, два, три – потянитесь дружно.
Раз, два, три – сели и привстали.
Раз, два, три – ручками похлопали.
Раз, два, три – ножками потопали.





Отвечают на вопросы кто? что? обозначают предмет, это имена существительные
- находить имена существительные
- употреблять в речи
- определять одуш. или неодуш. сущ.
- писать без ошибок














6 Этап локализации индивидуальных затруднений.

7. Работа по теме урока.







8 Систематизация знаний.
Вспомним, что называется именем существительным. Слайд 6



Вспомним, почему у имени существительного два вопроса? Слайд 7
Работа с учебником
Прочитайте правило от тётушки Совы на с. 48 
Как называются имена существительные ,отвечающие на вопрос КТО?,
- Прочитайте правило от тётушки Совы на с.51.
- Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос ЧТО?
( Выполнение с комментированием упр.80. стр.48)


- Кого можно отнести в группу одушевлённых предметов?
- Что отнесём к группе неодушевлённых имён существительных?
Слайд 8. Проверь себя!
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?






На вопрос кто? отвечают одушевлённые имена существительные, на вопрос что? – неодушевлённые имена





людей и животных
все остальные предметы, которые не являются людьми и животными




9. Интерактивное задание на различие слов.


10 Физминутка для глаз.









11 Этап самостоятельной работы с самопроверкой.







12 Закрепление.
Отметить верное высказывание на вопрос.

















13.Этап рефлексии учебной деятельности.






Распределите имена существительные на две группы. Слайд 9

Глазки сильно- сильно зажмурили, открыли и часто поморгали. (3раза)





Выполните упражнение 56, на странице 27, работаем с орфографическим словарем.


Вставить пропущенные буквы и надписать од. и неод. сущ. Слайд 10

Мы к.рмушку см.стерили,
Мы ст.ловую открыли.
В гости в первый ден. недели
К нам синицы прил.тели.
А во вторник, посм.три
Прил.тели снегири.

Игра «веришь - не веришь»
Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы)
Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (зелёный цвет – истинное высказывание)
Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (зелёный цвет – истинное высказывание).
Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (красный цвет – ложное высказывание, отвечают на вопрос что?)
Слова, называющие людей –одуш. сущ. (зелёный цвет – истинное высказывание).
Слова, называющие животных – неод. (красный цвет – ложное высказывание, одуш. сущ)
Слова, называющие растения- одуш. (красный цвет)

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Оцените свои успехи на уроке с помощью лесенки успеха.
Спасибо за старание, ведь главное – желание
А навыки и знания с годами к вам придут. Слайд 11










Дети выписывают имена существительные из словаря на тему « Школа» распределяя слова по вопросам Кто?, Что?



Самостоятельное выполнение задания с проверкой.





Красная карточка – неверное высказывание
Зеленая карточка – верное высказывание























Сегодня на уроке я научился
 
Мне понравилось
 
Было интересно

Эти знания мне пригодятся

Своей работой я (доволен, не доволен)