Открытый урок по русскому языку на тему : Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (2 класс)


Урок русского языка на тему: « Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» 2 класс.
Учитель: Бушнева Оксана Анатольевна МБОУ лицей №4 г. Данков Липецкой области
Цели: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что?; учить находить имена существительные в тексте, классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, вырабатывать навыки грамотного письма.
Ход урока.
Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
а) Чистописание.
аеио
б) Словарная работа.
В..рона, п..нал, за..ц, з..вод, с..п..ги, с..бака─Вставьте пропущенные буквы. Что объединяет эти слова? Что значит словарные? Как быть, если нельзя подобрать проверочное слово?
Отгадайте загадку.
На стене висит давно,
На холсте всего полно:
Лес и речка, и машина…
Называется … ( картина)
Сегодня мы знакомимся с новым словарным словом. Давайте найдём это слово в словаре. Запишите его в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный.
в) Составьте из слов предложение
висит картина стене большая на─ Правильно ли оформлено предложение на письме? Исправьте. Запишем предложение с комментированием. Подчеркните главные члены предложения. Как сказать по-другому, что мы подчеркнули? Это предложение распространённое или нераспространённое? Докажите. Для чего нужны второстепенные члены предложения? Найдите в предложении имена существительные. Какой вопрос мы ставим к существительным?
3.Самоопределение к деятельности.
─Давайте вспомним, что такое имя существительное? (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?). Сегодня на уроке мы должны выяснить, какие же сущ. отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? и как они называются.
─Назовите предметы. ( слайды)
( медведь, дельфин, роза, дерево, воробей, крапива). ─К живой или неживой природе они относятся? Всё это объекты живой природы.
─На какие 2 группы можно разделить эти предметы? (животные и растения)
─ Какие предметы мы отнесём к группе животных? (медведь, дельфин, воробей)
─ Какие предметы к группе растений?
( роза, дерево, воробей)
─Поставьте вопрос к словам первой группы? (кто?)
К словам второй группы? (что?).
─ Давайте вспомним из уроков окружающего мира, что относится к живой природе? (человек, животные, растения).
─Какое противоречие мы заметили? Растения относятся к живой природе, а слова, называющие растения, отвечают на вопрос что? Оказывается, наши предки живым считали только то, что ходит, бегает, плавает или летает. Эти предметы считались одушевлёнными и отвечали на вопрос кто? а растения не двигаются, они стоят на месте и поэтому их считают неодушевлёнными и в русском языке они отвечают на вопрос что?
─ Какая же тема нашего сегодняшнего урока?
( Одушевлённые и неодушевленные имена сущ.)
4. Работа по теме урока.
─Обратимся к правилам, которые приготовила нам Мудрая Сова на стр. 48 и 51. Прочитаем хором правила. ( учебник)
Рассмотрите картинку. (слайд)
Назовите существительные, отвечающие на вопрос кто?
что?
Физкультминутка.
Работа по теме урока.
а) Распределите слова в 2 столбика: сущ. отвечающие на вопрос кто? и сущ. отвечающие на вопрос что?
(врач, автобус, весна, дуб, учитель, пассажир)
Как называются существительные, отвечающие на вопрос кто? (одушевлённые), а на вопрос что? (неодушевлённые)
б) Работа с учебником.
1 вариант – выпишите одуш. им. сущ.
2 вариант-неодуш. им .сущ.
в) Подбор однокоренных слов.
А теперь потренируемся в подборе однокоренных слов.
Замените существительное, отвечающее на вопрос кто? на сущ. отвечающее на вопрос что?
7. Работа в парах.
На столах у вас карточки со словами. Отберите из всех слов им. сущ. и разделите их на 2 группы: одуш. и неодуш.
8. Работа с предложениями.
Посмотрите на предложения.
В нашем зоопарке живут лисички.
В нашем парке живут лисички.
О ком идёт речь в 1 предложении? (о животных)
Какой вопрос поставим к сущ. лисички? А во втором?8. Итог урока.
Какие новые знания мы получили на уроке? ( сущ. делятся на одуш. и неодуш.).
Какие имена сущ. называются одушевлёнными? На какой вопрос отвечают? (кто?) А неодушевлёнными? На какой вопрос отвечают?