Урок по русскому языку на тему: Одушевленные и неодушевленные имена существительные (2 класс)


Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Задачи:Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;  
Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация,учебник.
Тип урока: объяснение нового материала
       Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
          учения;
       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить
          выходы из спорных ситуаций;
       - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
метапредметных результатов:
       - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
    -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в       ситуации неуспеха;
    -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
    -  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
    -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
    -   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно
       взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
              предметных результатов:
    - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
    -распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;    - находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;
    - определять у имени существительного значение,
Ход урока:
 
I. Организационный момент.
 Организационный момент.
-Продолжите фразы.Настроение у меня… (бодрое, отличное, радостное)
Я жду от урока… (новых знаний, отличных результатов, хорошего настроения, …)II. Чистописание.
 
(Слайд 2)
 Послушайте и повторите скороговорку: Проворонила ворона воронёнка.
- Какой звук произносим звонче других в этой скороговорке? (Звук Р).
- Пропишем в воздухе строчную и заглавную буквы Р, р. (Работа с анимацией «Чистописание»).
- А теперь самостоятельно пропишите в тетрадях по образцу буквы и их соединения. (Р р Рр Ра ря Ре рю).
- Запишите скороговорку. (Один ученик диктует предложение, проговаривая).
- Подумайте, чем интересны слова в этом предложении. (Все слова родственные; однокоренные).
- Выделим корень в каждом слове. Подчеркнём в этом предложении главные члены.
 
III. Орфографическая минутка.
 
(Слайд 3)
 
- Вспомним правила, которые мы уже выучили. Прочитайте слова, объясните, как заполним пропуски и раскроем скобки. (Дети устно комментируют каждое слово, называют изученные правила: пруж _ на, туч _ ка, пал _ то, (К,к)орова (З,з)ойка, ме(ж,ш)ки, сл(а,о)ны).
 
IV. Работа над новым материалом.
 
(Слайд 4)
 
- Что вы видите на экране? Что там изображено? (Картинки, предметы)
- Перечислите их. (Бабочка, арбуз, мальчик, светофор, расчёска, свинья, ёжик, ножницы).
- Какие вопросы можно задать, чтобы любой человек перечислил эти изображения? (Что это? Кто это?) (Слайд 5)
 
- Бабочка, арбуз, мальчик, светофор, свинья, расчёска, ёжик, ножницы – это СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ или ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.2) Игра «Рассади пассажиров».
 
(Слайд 6)
 
- Давайте, поиграем, «рассадим пассажиров» по поездам. А правила подскажут нам вопросы. Как же будем «рассаживать пассажиров»? (Для перемещения необходимо нажимать на рисунки предметов).
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос КТО? (Животных; людей; живые существа). - Что обозначают слова, отвечающие на вопрос ЧТО? (Разные предметы; неживое; неживые предметы).
(Слайд 7)
 
- Сделаем вывод: Слова бабочка, мальчик, свинья, ёжик отвечают на вопрос КТО? и обозначают одушевлённые предметы. Это ОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Слова арбуз, светофор, расчёска, ножницы отвечают на вопрос ЧТО? и обозначают неодушевлённые предметы. Это НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. *** Динамическая пауза ***
3)
  Попробуйте сформулировать тему и цели урока.
Где мы можем познакомиться с ней поближе? Откроем учебники, прочитаем правило.
- Посмотрите на рисунки. К каким предметам можно задать вопрос КТО?, к каким – ЧТО? (КТО? Бегемот, ёж, заяц. ЧТО? Ели, рубашка, автобус).- Запишите в тетради вопросы и слова к ним по вариантам. 1 вариант запишет одушевлённые существительные с вопросом, а 2 вариант неодушевлённые существительные с вопросом.( Обмен тетрадями. Проверяют работу вслух два ученика, по одному от каждого варианта).4)
(Слайд 8)
 
- Прочитайте внимательно слова.
- Назовите среди них одушевлённые имена существительные (Кошка, черепаха, кабанчик).
- Назовите среди них неодушевлённые имена существительные (Ковшик, туфли, тапочки, рубаха, лук, кабачок, платье, полка, пиджачок).6) Работа в группах.
Игра «Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт?» Кошка, ковшик, черепаха, Туфли, тапочки, рубаха, Лук, кабанчик, кабачок, Платье, полка, пиджачок.- Объясните, почему вы так думаете. (Дети комментируют свой выбор лишних слов).
- Придумайте предложение, в котором будут использованы все «лишние» слова. (Запись одного предложения).
- В предложении подпишем все существительные сверху сокращённо сущ. *** Динамическая пауза ***
7) Работа в учебнике.
(Слайд 9)
 
- Объясните, что общего между словами в каждой строчке? (Животные и их жилище. Это родственные, однокоренные слова).- Назовите корень в каждой паре слов.
 
(Слайд 10)
 
- Объясните, что общего между словами в каждом столбике? (Слева – животные, справа - их жилище.)
- На какой вопрос отвечают слова в левом столбике, в правом? (Кто? Что?)- Как назовём все существительные в левом столбике, в правом? (Одушевлённые, неодушевлённые).
 
V. Итог урока.
 
(Слайд 11)
 
Обобщение об имени существительном.
- Что вы сегодня узнали об имени существительном? (Дети говорят с опорой на схему).
 
 
- Понравился вам урок?
- Что вы узнали нового, интересного?
- Какое задание понравилось особенно?