Урок русского языка. Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Долгожданный дан ЗВОНОК,
Начинается урок.

1 СЛАЙД
ЛИТ БО АЙ
- Составьте из этих слогов слово. Какое слово получилось. (АЙБОЛИТ).

2 СЛАЙД (фото Айболита).

- Кто такой Айболит? (Доктор).

- Из какой он сказки? («АЙБОЛИТ»).

- Кто автор этой сказки? (К.И.ЧУКОВСКИЙ).

- Вспомните, как начинается эта сказка:

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!


- Как называют врача, который лечит животных? (ВЕТЕРИНАР).



-Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке «АЙБОЛИТ», где вы узнаете много нового. К доктору Айболиту приходят немало зверей.
И сегодня у него побывали лесные жители. Давайте угадаем, кто приходил лечиться?

В один столбик запишем, что лечило это животное, а в другой – какое это животное.

3 СЛАЙД (ЧАСТИ ТЕЛА ЖИВОТНОГО, ЗАТЕМ СЛОВО, ФОТО ЖИВОТНОГО).

ХВОСТ - ЛИСИЦА (ФОТО)
ЛАПА - МЕДВЕДИЦА (ФОТО)
КРЫЛО – СОРОКА (ФОТО).
4 СЛАЙД
- Что вы можете сказать о словах 2 столбика? (это словарные слова).

- Поставьте вопрос к каждому слову. Что обозначают эти слова? (Предметы. Это имена существительные).


РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.

- Почему мы записали эти слова в 2 столбика? (Слова в 1 столбике отвечают на вопрос ЧТО?, а во 2 – на вопрос КТО?).

- Ребята, запомните, слова, отвечающие на вопрос КТО? и обозначающие живые предметы называются одушевлёнными.
Слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают неживые предметы называются неодушевлёнными.
- Как вы уже догадались, сегодня на уроке будем с вами изучать одушевленные и неодушевленные имена существительные и в этом нам поможет сказка К. И. Чуковского «Айболит».
Ребята, вспомните, а в сказке кто первый пришел к доктору?
И пришла к Айболиту лиса!
«Ой, меня укусила оса!»
Айболит стал расспрашивать лису, было очень больно, поэтому она совсем запуталась. Помогите Айболиту разобраться. Расставьте предложения по порядку.

5 СЛАЙД 6 СЛАЙД
(На доске текст)

Я очень люблю мёд!
5) Они меня ужалили.
Пошла за ним к дубу.
Я сунула нос в дупло.
Там живут осы.
- Айболит вылечил лису, но дал ей совет. Как вы думаете, какой?
(Чтобы быть здоровым, надо правильно питаться. Сладкое надо употреблять меньше, а фруктов и овощей – больше).
- А какие фрукты и овощи вы знаете? (Ответы) записать.
7 СЛАЙД

- К чему привела любовь лисы к сладкому? (Лису укусила оса).

(Учитель читает продолжение стихотворения).
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей.
И спасите, доктор,
Наших малышей!»
«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?
«Да – да – да! У них ангина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»

Айболит, конечно же, решил помочь бедным зверятам.

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
А в лицо ему ветер, и снег, и град!
«Эй, Айболит, воротися назад!»
И упал Айболит и лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу».
И сейчас же к нему из-за елки
Выбегают мохнатые волки:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезем!».

И помчались волки быстрее ветра. Они сильные, ловкие и быстрые, потому что занимаются спортом.

- Какой инвентарь чаще всего встречается в спорте? (Мяч)

ФИЗМИНУТКА.

- Давайте, мы тоже поиграем в игру «Кто я? Я начинаю предложение, а заканчивает тот, кто поймает мяч. Вы должны закончить предложение именем существительным.
- На заводе я кто? (рабочий)
- В школе я кто? (ученик)
- В магазине я кто? (покупатель)
- В транспорте я кто? (пассажир)
- Для мамы я кто (дочь или сын)
- Для дедушки я кто? (внук или внучка)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
(На доске появляются слова, которые произносили дети)
- Ребята, на какой вопрос отвечают эти слова? (КТО?)
- Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? (одушевленные)
- Айболиту в пути помогали волки, кит, орёл.
Но вот, поглядите, какая-то птица
И ставит, и ставит им градусники.
Айболит долго лечил зверей, а вылечив, вернулся на Родину, там уже была зима.
8 СЛАЙД
(На доске появляется картина зимнего леса).
- Что изображено на картине? (Ответы детей).
АНГЕЛ
Звон в ушах тихонько тает
Стары люди говорят:
«Это Ангел пролетает,
Крылья тонкие звенят».
Ангел милый, белокрылый!
Улетать не торопись,
добротой своей и силой
с нами братски поделись.
Научи ты нас терпенью
и смиренью научи,
чтобы, Божии творенья,
не исчезли мы в ночи,
чтобы добрые начала
побеждали, зло круша!
Чтобы плоть во мне молчала,
Пела чистая Душа!..
Итог урока.
Ребята, мы совершили путешествие вместе с доктором Айболитом, спасли зверей, а также
научились распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные.












13PAGE 15


13PAGE 14815




15