План-конспект урока по русскому языку на тему Лексика. Фразеология (повторение) (9 класс)


Урок №14
Класс: 9А,БДата: 9А – 03.10 9Б- 03.10
Тема: Лексика и фразеология
Цели:
Обучающая – повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепит знания учащихся о группах слов в лексике; закрепить знания учащихся о фразеологических оборотах, об особенности определения их лексического значения.
Развивающая – продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работ со словарями; развивать речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи).
Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса языка.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин.)
Учащиеся готовятся к уроку, сдают рапорт.
2. Актуализация опорных знаний  (3 мин.)
– Прежде чем начать наш урок, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Что является объектом изучения предмета русский язык?
Ответ: Слово.
– Правильно. А с каких сторон, позиций мы изучаем слово?– Какой раздел русского языка изучает написание слова?  (Графика)– Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова? (Орфография).– Какой раздел русского языка изучает произношение слов? (Фонетика).– Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? (Лексика).– Какой раздел русского языка изучает устойчивые выражения и сочетания? (Фразеология).
Слайд 2.
– Сегодня мы с вами отправимся в необычное  путешествие и посетим только две страны Лексику и Фразеологию.
3. Лексическая работа
– Русский язык очень богат и продолжает обогащаться. Давайте попробуем определить значение слова «богатый».
Учащиеся выписывают в тетрадь все значения слова «богатый». 
Обладающий большим имуществом.
Дорого стоящий, роскошный, великолепный.
Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.
Содержащий много ценных качеств ( переносное)
– Какое из этих лексических значений  подходит к русскому языку?
Слайд 4
Вывод (письменно): Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой).
4. Многозначные слова
– Ребята, определяя лексическое значение слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?
Ответ: Слово «богатый» имеет несколько значений.
– Как называются слова, которые имеют несколько значений?
Ответ: Многозначные.
Слайд 5.
Задание 2. (5 мин.)
На слайде представлены выражения, ученики записывают их в тетрадь. Выполните морфологический разбор слова, выделенного зеленым цветом и фонетический разбор слов, выделенного желтым цветом.
Языку учиться (фонетич. разбор) – всегда пригодится. (перен.)
Чтобы не (морфолог. разбор) сказать лишнего, нужно прикусить язык. (перен.)
Я больно прикусила язык. (прямое)
Так вкусно, что язык проглотишь. (перен.)
– В каком выражении слово язык употреблено в прямом значении, а в каком в переносном значении?
Слайд 6.
– Для того, чтобы проверить правильно ли вы ответили, обратите внимание на следующий слайд.
– Что такое прямое значение?
Ответ: Это основное лексическое значение слова.
– Что такое переносное значение?
Ответ: Это вторичное лексическое значение.
5. Дифференциация. Работа по карточкам
Карточка 1.  НУВ
– О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Как называются такие слова? Определите разряд частиц.
Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень)Не поможет ключ скрипичный. (музыкальный термин)И лесным ключом, поверь, (родник)Не откроешь эту дверь.
Ответ: Эти слова называются омонимы.
Карточка 2. ВУВ
Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?
В театре за актом следует акт,А между ними нужен… (антракт)На время дело прекратив,Вдруг объявили …  (перерыв)В поле пахарь устал слишком,Нужно сделать … (передышку)После урока непременноНужна ребятам … (перемена)
Ответ: Эти слова называются синонимы.
Карточка 3. «Средние»
– Посмотрите на рисунок. Перед вами герои басни Крылова «Слон и Моська». Охарактеризуйте наших героев, подобрав пары слов-антонимов.

Слайды 7, 8.
6. Физкультурная минутка (2 мин.)
7. Итоги раздела Лексика
Слайд 9
Что мы узнали про лексику?
Ответ: Узнали, что слова могут быть многозначными, они могут иметь прямое и переносное значение. Познакомились с синонимами, антонимами и омонимами.
8. Слайд 11.
Задание 3. (5 мин.)
– Вам необходимо переписать данные выражения. Ответьте на вопрос: Какие из выражений являются фразеологизмами?
Золотое кольцо – золотые руки.
Железная деталь – железный характер.
Медвежья услуга – медвежья шкура.
Волчий хвост  – волчий взгляд.
Черный цвет – черные мысли.
Слайд 12.
– Правильный ответ вы увидите на слайде. Выполните морфемный разбор выделенных слов. Каждый из учеников по очереди выходит к доске и выполняет разбор одного слова.
Задание 4.  Устно. (3 мин.)
Слайд 13.
– Вам предложены фразеологизмы, какие из слов в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами? Что означают эти выражения?
Бить баклуши.
Попасть впросак.
Заклятый враг.
Сломя голову.
Точить лясы.
Закадычный друг.
Кромешная тьма.
С гулькин нос.
Задание 5.  (5 мин.)
– Запишите под диктовку предложения, после каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения. Объясните постановку знаков препинания.
Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать. (ни с того ни с сего).
Задание написано совершенно четко, определенно. ( черным по белому).
Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось. ( как ни в чем ни бывало).
Много прошло времени с той поры.  (много воды утекло).
Слайд 14.
– А теперь обратите внимание на слайд, как должно быть на самом деле. Исправьте свои ошибки.
9. Итоги раздела Фразеология
Что повторили, вспомнили? Для чего нам нужны фразеологизмы?
10. Итоги всего урока
– Что изучает раздел языка Лексикология? (Словарный состав языка)– Что изучает раздел языка Фразеология? (Устойчивые выражения и сочетания)– Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?
11. Домашнее задание: Выписать 5 предложений с фразеологизмами