Урок Алгоритмические конструкции следование, ветвление, повторение.


Тема урока: Алгоритмические конструкции следование, ветвление, повторение.
Цели урока :
Образовательные:
создать условия для формирования и первичного закрепления знаний учащихся об алгоритмических конструкциях следование, ветвление, повторение
Развивающие:
развитие логического мышления, умения анализировать информацию.
Воспитательные:
воспитание самостоятельности, внимательности;
воспитание положительного отношения к труду;
формирование интереса к процессу обучения.
Тип урока : комбинированный.
Задачи урока : обобщить и систематизировать знания об алгоритмах и их исполнителях, о свойствах алгоритма;
закрепить у учащихся умение выполнять простейшие алгоритмы, записанные на естественном языке;
познакомить учащихся с базовыми алгоритмическими конструкциями (следование, ветвление, повторение);
научить учащихся составлять описание алгоритма, записанного в виде блок-схемы, на естественном языке.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы :В ходе урока используются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
коллективная
Данные формы организации учебной деятельности учащихся реализуются посредством применения таких методов, как самостоятельная работа учащихся (компьютерное тестирование); лекция, сопровождающаяся наглядным материалом (изучение нового материала с использованием мультимедийной презентации); упражнения на закрепления изученного материала.
Необходимое оборудование и материалы :компьютер и проектор для демонстрации мультимедийной презентации;
компьютеры для проведения тестирования учащихся.
Ход и содержание урока
Организационный момент .I. Организационный момент Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.
II. Постановка цели занятия перед учащимися.
- На предыдущем уроке мы познакомились с понятием алгоритма, а также его свойствами, узнали кто может являться исполнителем алгоритма, рассмотрели примеры алгоритмов.
Сегодня мы с помощью компьютерного тестирования проверим, насколько вы хорошо усвоили данный материал, а затем приступим к изучению новой темы.
III. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. Учащиеся выполняют компьютерное тестирование на знание и понимание материала, усвоенного на предыдущем уроке. Учитель выставляет в журнал отметки, полученные учащимися, и вместе с ними анализирует ошибки, допущенные при выполнении данного задания.
IV. Изучение нового материала. Учащиеся записывают тему урока, оформляют конспект в тетрадях.
Каждый человек в повседневной жизни решает огромное количество задач. Но решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов и может быть представлено в виде алгоритма.
В настоящее время существует всего три базовых алгоритмических конструкции:
следование (линейный алгоритм);
ветвление (разветвляющийся алгоритм);
повторение (циклический алгоритм).
Алгоритмическая конструкция следование
Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным (рис. 1).
действие 1
действие 2
рис. 1
Блок-схема алгоритмической конструкции следование

Пример линейного алгоритма:
Приготовление салата
начало
вымыть помидоры, огурцы
нарезать овощи
переложить нарезанные овощи в миску
заправить овощи майонезом
конец
рис. 2

Алгоритмическая конструкция ветвление
В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки: если идет дождь, мы берем зонт; если жарко, надеваем легкую одежду.
Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением (развилкой).
Различают полные (рис. 3) и неполные (рис. 5) ветвления.
В неполном ветвлении если условие истинно, то осуществляется заданное действие, в противном случае выполнение ветвления завершается.
условие
действие
да
нет
рис. 3
Блок-схема алгоритмической конструкции ветвление (неполная развилка)

Пример неполного ветвления:
Сборы на прогулку
идет дождь?
взять зонт
да
нет
начало
конец
рис. 4

В полной развилке если условие истинно, то будет выполнено действие1, в противном случае будет выполнено действие2.
условие
действие 1
да
нет
рис. 5
Блок-схема алгоритмической конструкции ветвление (полная развилка)
действие 2

Пример полного ветвления:
Является ли четным число?
число делится на два?
число четное
да
нет
начало
конец
число нечетное
рис. 6

Алгоритмическая конструкция повторение
Даже очень простые расчеты могут поставить человека в тупик, если их надо повторить тысячи раз.
Например, если надо подсчитать, сколько раз буква "о" встречается в тексте необходимо перебрать все буквы. При всей простоте этой задачи исполнить ее человеку трудно (особенно если текст довольно большой), а для компьютера это работа на несколько секунд.
Циклический алгоритм - описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока выполняется заданное условие.
Группу повторяющихся действий называют телом цикла. Например, на уроке физкультуры вы должны пробежать 2 круга на стадионе.
Циклы позволяют записать длинные последовательности действий с помощью небольшого числа повторяющихся команд.
Ситуацию, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием.
Различают три вида циклических алгоритмов:
цикл с предусловием;
цикл с постусловием;
цикл с параметром.
Цикл с предусловием
Работа цикла с предусловием начинается с проверки условия. Переход к выполнению тела цикла осуществляется только в том случае, если условие истинно, в противном случае происходит выход из цикла.
условие
тело цикла
да
нет
рис. 7
Блок-схема алгоритмической конструкции повторение (цикл с предусловием)

Пример цикла с предусловием:
Ремонт
есть не покрашенная стена?
красим стену
да
нет
начало
конец
рис. 8

Цикл с постусловием
Работа цикла с постусловием начинается с выполнения тела цикла. Таким образом, оно будет реализовано хотя бы один раз. После этого происходит проверка условия. Если условие не выполняется, то происходит возврат к выполнению действий. Если условие истинно, то осуществляется выход из цикла.
условие
тело цикла
да
нет
рис. 9
Блок-схема алгоритмической конструкции повторение (цикл с постусловием)

Пример цикла с постусловием:
Стирка
все вещи выстираны?
выстирать и прополоскать вещь
да
нет
начало
конец
рис. 10

Цикл с параметром
Цикл с параметром (или цикл со счетчиком) - это цикл с заранее известным числом повторов.
Тело цикла выполняется заданное количество раз.
i = i1, i2
тело цикла
рис. 11
Блок-схема алгоритмической конструкции повторение (цикл с параметром),
i – параметр цикла,
i1 – начальное значение параметра,
i2 – конечное значение параметра

Пример цикла с параметром:
Пришиваем пуговицы
пуговицы с 1 по 5
пришить пуговицу
начало
конец
рис. 12

V. Закрепление изученного материала.
Задание
Угадайте пословицу, зашифрованную в блок-схеме:
1)
i от 1 до 7
отмерь
начало
конец
отрежь
рис. 13

Ответ: Семь раз отмерь – один отрежь.
2)
за двумя зайцами погнался?
ни одного не поймаешь
да
нет
начало
конец
рис. 14

Ответ: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
3)
есть хлеб да вода?
всё не беда
да
нет
начало
конец
рис. 15

Ответ: Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
4)
болен?
лечись
да
нет
начало
конец
берегись
рис. 16

Ответ: Болен – лечись, а здоров – берегись.
VI. Подведение итогов урока.
– Сегодня на уроке мы познакомились с тремя основными алгоритмическими конструкциями. Назовите их.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос (алгоритмические конструкции следование, ветвление, повторение).
– Какие существуют виды ветвлений? (полные и неполные)
– Какие существуют виды циклических алгоритмов? (циклы с предусловием, с постусловием и с параметром)
Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) – На столах у вас лежат карточки.
Заполните их, продолжив фразы:
На уроке я узнал…
Мне было трудно…
Было интересно…
Я хотел бы…
Домашнее задание
§ 34, § 36,
выучить конспект в тетради,
выполнить задание по карточке
В помощь учителю
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Раздел «Алгоритмизация и программирование» является одним из самых сложных в курсе «Информатика и ИКТ», поэтому немаловажно с самого первого урока контролировать понимание учебного материала учащимися и в случае необходимости помогать справиться с трудным заданием. Реализовать данную задачу позволяют представленные мультимедийные продукты (компьютерное тестирование и презентация).