План урока на тему: Алгоритмическая структура Ветвление


План-конспект урока на тему «Алгоритмическая структура «Ветвление»»
Цели:
Образовательные:
сформировать представление о простых и составных условиях в алгоритмах;
познакомиться с алгоритмической конструкцией «ветвление»;
Развивающие:
ответственность за результаты своей работы;
самостоятельность, сосредоточенность, самоконтроль;
Воспитательные:
ответственность за сохранность школьного имущества, в частности, компьютерного класса;
ответственность и требовательность к себе;
ТСО и ДСО: проектор, проецируемая доска, ноутбук.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный (по М.И. Махмутову)
Методы:
обучения: объяснительно-иллюстративный (по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину);
преподавания: объяснительный (по М.И. Махмутову);
учения: репродуктивный (по М.И. Махмутову).
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учеников Экран
Организационный момент (3 мин) Слайд 1
Актуализация знаний (5 мин).
Что такое алгоритм?
Что такое блок-схема?
Из каких частей состоит блок-схема? Алгоритм – это последовательность действий, которая имеет конечность и определенный результат.
Блок-схема – это графическое представление алгоритма.
Блок-схема состоит из следующих частей:
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4,5
Объяснение нового материала(15 мин)
В жизни часто встречаются ситуации, когда приходится выбирать одно из двух. Например: если на улице дождь, мы останемся дома, а если погода хорошая, то пойдем гулять. На алгоритмическом языке данную ситуацию можно описать с помощью алгоритмической структуры «ветвление». Блок-схема ветвления выглядит следующим образом:

На языке программирования Паскаль структура ветвления описывается с помощью оператора IF:
If <условие> Then <действие 1>
Else <действие 2>;
Рассмотрим конкретный пример: Найти максимальное из двух заданных чисел.

Программа на Паскале:
Var A,B, max: integer;
Begin
read(A, B);
If A>B Then max:=A
Else max:=B;
Write(‘max=’, max);
End.
В данной структуре часть Else может присутствовать, а может отсутствовать. В таком случае блок-схема будет выглядеть следующим образом:

Тогда наша программа:
Var A,B, max: integer;
Begin
read(A, B);
If A>B Then max:=A;
Write( max);
End.
Заметим, что перед оператором Else точка с запятой не ставится.
В одной программе можно использовать сколько угодно операторов If:

Данная блок-схема похожа на ветки дерева, отсюда и название структуры «Ветвления».
В одном операторе If можно использовать несколько условий. Рассмотрим данный случай на конкретном примере.
Задача 2. Узнать, находится ли точка с заданными координатами внутри прямоугольника с углами (0, 0) и (а, в).

Var a,b,x,y: integer;
Begin
Readln(a, b, x, y);
If (x>0)and(x<a)and(y>0)and(y<b)
Then writeln(‘Да, точка входит внутрь квадрата’)
Else writeln( ‘Нет, точка не входит внутрь квадрата’);
End. Зарисовывают в тетрадях блок-схему ветвления:

Записывают в тетради структуру оператора IF:
If <условие> Then <действие 1>
Else <действие 2>;
Найти максимальное из двух заданных чисел.

Var A,B, max: integer;
Begin
read(A, В);
If A>B Then max:=A
Else max:=B;
Write(‘max=’, max);
End.
Неполная структура ветвления:

Var A,B, max: integer;
Begin
read(A, B);
If A>B Then max:=A;
Write( max);
End.
Блок-схема с несколькими условиями:

Задача 2. Узнать, находится ли точка с заданными координатами внутри квадрата с углами (0, 0) и (а, в).

Var a,b,x,y: integer;
Begin
Readln(a, b, x, y);
If (x>0)and(x<a)and(y>0)and(y<b)
Then writeln(‘Да, точка входит внутрь квадрата’)
Else writeln( ‘Нет, точка не входит внутрь квадрата’);
End. Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Закрепление пройденного материала (10 мин)
А теперь попробуем сами составить блок-схему и программу задачи.
Задача 3. Найти максимальное из трех данных цифр. Задача решается на доске одним учеником. Другие переписывают в тетради.
Var A, B, C, max: integer;
Begin
Readln(A, B,C);
If A>B
Then
If A>C Then max:=A
Else max:=C
Else
If B>C Then max:=B
Else max:=C;
Writeln(‘max=’, max);
End. Задача 3. Найти максимальное из трех данных цифр.
Var A, B, C, max: integer;
Begin
Readln(A, B,C);
If A>B
Then
If A>C Then max:=A
Else max:=C
Else
If B>C Then max:=B
Else max:=C;
Writeln(‘max=’, max);
End. Самостоятельная работа (7 мин)
Вариант 1. Составить блок-схему нахождения наименьшего целого числа из трех введенных с клавиатуры.
Вариант 2. Составить блок-схему, определяющую, лежит ли точка с указанными координатами внутри квадрата с углами (0,0) и (а, а).
Вариант 3. Составить блок-схему, определяющую, что больше: (A-3)2 или (В-10)2.  Делают самостоятельную работу. Домашнее задание (5 мин).
Написать программу по блок-схеме, которую вы составили на самостоятельной работе.
Составить блок-схему и написать программу, находящую наименьшее из 4-х введенных с клавиатуры чисел. Записывают домашнее задание в тетрадях.