Социально-значимый проект «Мир птиц станицы Петровской»


Социально-значимый проект
«Мир птиц станицы Петровской»
Автор: учитель биологии Демиденко Виктория Сергеевна.
Участники проекта: учащиеся 5-6-х классов МБОУ ООШ № 9 ст.Петровской.
Идея проекта:
Изучение и сохранение биологического разнообразия птиц родного края имеет сегодня исключительное значение. Формирование экологического сознания подрастающего поколения определено как одна из ведущих целей всей системы обучения.
В школьном возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов, в частности, к разнообразию мира птиц. Наблюдается любопытство, стремление познать и понять. Но в то же время часть детей относится к птицам подчас жестоко. Иногда наносят им вред не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями. Как предотвратить жестокость, насилие? Как научить любить, беречь, защищать?
Данный проект помогает детям понять, что мы должны проявлять заботу о птицах в сильные холода. Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне. Тем более, что зимой птицы легко идут на контакт с человеком, можно приучить даже брать пищу с рук. Помощь птицам в тяжелую минуту помогает воспитывать у детей доброту, душевную щедрость. А также это ещё одна хорошая возможность общения родителей и детей. Сколько положительных эмоций могут получить они, когда вместе создают кормушки и наблюдают за поведением птиц. Интерес учащихся к миру пернатых позволил им разработать проект «Мир птиц станицы Петровской».
Цели проекта: формирование у детей эколого-биологических знаний; создание условий для формирования социальной компетенции учащихся путём совместной работы ученик – педагог – родитель.
Задачи проекта:
образовательная: изучить и обобщить представления детей о многообразии птиц Славянского района и станицы Петровской; условиях их жизни, об их удивительных способностях; сформировать представление об их значимости; развивать мышление, воображение, внимание и эстетические чувства;
воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам, прививать детям любовь к родной и живой природе; воспитание экологической культуры;
трудовая: изготовить кормушки, развесить их на деревьях на пришкольном участке; заготовить корм для разных видов зимующих птиц;
Время реализации проекта: сентябрь – ноябрь 2016 год.
Ожидаемые результаты:
После окончания проекта учащиеся будут знать:
• роль птиц в природе и жизни людей;
• устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью птиц;
Учащиеся будут уметь:
• распознавать по рисунку изученных птиц, классифицировать их по известным признакам (перелетные и зимующие);
• определять причины сокращения численности многих видов птиц и меры охраны птиц из Красной книги;
• выражать свое отношение к редким птицам;
• характеризовать отдельных представителей птиц Красной книги на основании полученной информации;
• находить информацию о птицах нашего края, занесенных в Красную книгу России;
• рисовать, подбирать фотографии редких и исчезающих птиц;
• соблюдать правила поведения в природе и участие в ее охране;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
• оценивать эмоционально - эстетическое впечатление от встреч с животными в природе;
• гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и животного мира;
• осознавать личную ответственность за сохранность природы, посильное участие в защите животных;
• понимать ценность, целостность и многообразие окружающего мира, понимание своего места в нем.
Основные формы и методы реализации проекта:
беседа, рассказ, подготовка рефератов, игра-викторина "Птицы Кубани", игра «Наши пернатые друзья», викторина «Конкурс загадок о птицах», конкурс рисунков, экологическая акция «Дом для пернатых», экологический марафон «Мои друзья - птицы».Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос
1. Что произойдет, если на нашей планете не будет птиц?
Проблемные вопросы
1.Возможна ли жизнь без птиц?
2.Какую пользу птицы приносят людям?
3.Зачем нужно беречь птиц?
4.Знаете ли вы, какие исчезающие птицы Краснодарского края занесены в Красную книгу?
5. Как жизнь птиц влияет на экологическое равновесие в природе?
6. Понимаем ли мы роль птиц в природе?
Источники получения информации:
Печатные издания (справочники, журналы);
Словари;
Сеть Интернет;
Электронные энциклопедии.
Учитель: Отгадав загадку, вы узнаете, кому мы посвятим наше мероприятие.
Сниться ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это птица.
-Вспомните, каких животных называют птицами. (Животное, тело которых покрыто перьями.)
-Чем ещё отличаются птицы от других животных?
Строение тела
Красивое оперение
Наличие клюва
Отсутствие зубов
Острота зрения
Наличие крыльев
Перья не намокают в воде
-Правильно, все эти признаки характеризует птиц, но самый главный это-то, что тело покрыто перьями.
-Все ли крылья одинакового размера? (Есть большие и маленькие)
-Для чего нужны маленькие перья птицам? (для тепла) А большие? (чтобы летать)
-Назовите, как ещё могут передвигаться птицы с одного места на другое?
Летают
Ходят
Бегают
Плавают
Прыгают
Птиц в природе очень много. Чтобы посмотреть на всех птиц, вероятно, не хватит всей жизни. Но тех, которые живут в лесу, в парке или неподалеку от вашего дома, надо знать. Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.
«Синь-синь» - посвистывает синица.
«Чи-чи-чи-чи» - вторит ей чиж.
«Гра-гра»- представляется грач.
«Сквор-сквор» - поют скворцы.
-Как вы думаете, в какое время года птичьи перепевы менее слышны? (Осенью и зимой)
-Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени и зимы?
-Сделайте вывод, как нехватка и исчезновения корма влияет на птиц?
Вывод: С уменьшением высоты солнца наступают холода, исчезает пища для насекомых, замерзают водоросли и птицы вынуждены улетать в теплые края.
-Скажите, как называют таких птиц? (Перелётными).
 Каких перелётных птиц вы ещё знаете? (Скворцы, грачи, кукушка, ласточки, соловьи, утки, гуси, лебеди)
Многие птицы питаются только насекомыми и гусеницами, другие растительной пищей, но есть и такие, которые едят и то и другое. Как называют таких птиц? ( Всеядные) Каких птиц из этой группы вы знаете? (Воробей, ворона, голубь, куропатка, синица, галка, клёст, поползень, дятел)
- Какие группы птиц приспособлены лучше к жизни в природе? Докажите. (Всеядные, т.к. с исчезновением одной пищи они переключаются на другую многие из этих птиц остаются у нас на зиму и называются зимующие)
2. Отгадывание загадок
Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной,
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел).

Дятел - мелкая птица, с длинным клювом, с помощью которого добывается пища. Хвост у него клинообразный и нужен ему в качестве опоры. Оперение у основных видов - чёрно-белое, либо бывают отметины на разных частях тела.
Одним из самых удивительных органов дятла является язык. Он может вытянуться на две трети величины от его тела! Когда дятел рождается, язык находится у него возле уха. Он покрыт клейкообразной слюной, расположенными на нём назад шипами, а на кончике его своего рода «ухо», оно напоминает сгусток нервных окончаний, которые чувствуют самые маленькие вибрации жучков.
Язык позволяет ему глубоко входить в ствол за счет подъязычных тоненьких костей, которые могут сворачиваться в виде гармошки. У основания языка есть очень сильные мускулы, которые сжимаются и выталкивают кости, а язык наружу, когда же они расслабляются, он уходит внутрь.
Благодаря своеобразному строению черепа, дятел может безболезненно долбить кору дерева. Особенность заключается в том, что череп не соединён как у других птиц. Между ними есть особая ткань, которая выполняет такую же работу как амортизатор в машине.
Существуют интересные факты о дятлах. Например, один из них говорит о том, что долбежка нужна им не только для поиска еды, но и для привлечения самки, поэтому дятлы чаще всего подбирают такое покрытие, у которого хороший резонанс.
Иногда дятлы, чтобы их барабанная дробь была слышна на больших расстояниях, используют банки от консервов, таким образом, подзывая к себе остальных. Сила каждого удара больше силы земного притяжения!
Ещё один интересный факт существует про Зеленого дятла. Такой вид считают предвестником дождя. Когда слышат их крик, это означает, что с минуты на минуту польет дождь, а ещё дятлы этого рода за один раз может съесть 2000 муравьев!
Окраска – сероватая,
Повадкой – вороватаяКрикунья хрипловатая
Известная персона
Кто это? (Ворона).
Птичка – невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей).

Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь
- Как зовут тебя? (Снегирь).
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока).

Спинною зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица).

Кто из нас не наблюдал за полётом весёлых быстрокрылых ласточек. Всем, наверно, хорошо известно, что есть ласточки городские и ласточки деревенские - касатки.

Жизнь ласточек тесно связана с жизнью человека. Городские белогрудые ласточки лепят свои уютные, закрытые гнёздышки под карнизами каменных и деревянных домов. Ласточки-касатки гнездятся под крышами деревенских сараев и домов.
Свои открытые, слеплённые из грязи гнёзда они прикрепляют к деревянным стропилам, к выступам деревянных стен и крыш. Часто можно наблюдать, как с краев непросохших луж носят ласточки в клювах мокрую землю, грязь, лепят из неё свои маленькие и опрятные жилища.
И городские и деревенские ласточки питаются исключительно насекомыми. Почти всю свою жизнь проводят они в воздухе - в полёте. Широким клювом они ловко ловят летающих насекомых. Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона мошек, комаров и тлей.
Перед переменой погоды, перед грозой ласточки-касатки летают низко над землёй. Недаром это поведение ласточек вошло у людей в примету: ласточка летает низко над землёй - будет дождь.
Случается, что в гнездо ласточки заберётся воробей. Ласточка беспокойно вьется вокруг гнезда, стараясь выгнать незваного гостя. Порой она даже бросает занятое воробьями гнездо и начинает лепить другое рядом. Обычно в начале мая в гнезде появляется 4-6 яиц, которые насиживает одна самка. Самец в это время носит ей корм, а потом оба родителя заботятся о потомстве. Птенцов в гнезде выкармливают три недели, потом ещё несколько дней после вылета из гнезда учат их ловить насекомых. Затем родители их покидают.
В послегнездовый период ласточки сбиваются в большие стаи, порой насчитывающие несколько десятков тысяч птиц, и вплоть до сентября-октября ночуют в болотистых и прибрежных зарослях.
Нет милее наших ласточек. Быстрым полётом они оживляют дождливое хмурое или ясное летнее небо. Люди издавна относились к ласточкам с любовью и даже дали им ласкательное имя – касатки.
Соловей – маленькая птичка размером с воробья, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Соловей - перелетная птица, зимующая в Восточной Африке. Прилетает во второй половине мая начале июня. Ведет скрытный образ жизни и редко попадается на глаза, избегая человека. Держась в густых кустарниках, часто спускается на землю. Пение соловьев делает их желанными обитателями городских насаждений.

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Кукушка - перелетная птица, появляется на гнездовании поздно и улетает рано. Зимует в Южной Африке, Аравии, Индии.

Игра «Угадай по описанию».
Маленькие серенькие птички с коричневыми полосками, беловатым брюшком. Любит эта птичка семечки, зерно, ягоды. Птица самостоятельная, в обиду себя не даст и голодная не останется. Если что-нибудь найдет поесть, то и других зовет. Ночью, если холодно, птички сбиваются в тесную стайку и греются. – Кто это? (Воробьи)
Целые воробьиные стаи собирались на токах и элеваторах и люди кричали «Вора бей!» «Вора бей!» - отсюда и пошло название «воробей».
- В народе говорят «Если воробьи гладенькие – то будет тепло, а если взъерошенные – жди мороза».
- А какие народные приметы, связанные с жизнью птиц, вы знаете?
- О жизни других зимующих птиц вы прочтете дома.
Наступил тот момент, когда я хочу проверить, насколько вы меня внимательно слушали. Приготовьте красный, синий и зеленый карандаш.
а) логическая задача
О С Н Е Г И Р И
О Л А С Т О Ч К И
О В О Р О Б Ь И
О Д Я Т Е Л
О С И Н И Ц Ы
Положила я в кормушку ветку сушеной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички ( их много в городе) хлеб склевали, а рябину не трогают. (Возьмите в руки зеленый карандаш и закрасьте кружок зеленым цветом около названия этой птицы). Затем прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками. Они нахохлившись, сидели и клевали ягоды рябины. (красный карандаш). На следующий день прилетели птички с желтыми грудками. Они очень любят лакомиться салом. (синий).
- Назовите птиц, которые обедали в столовой? (воробьи, снегири, синицы).
- Проверка! Поставьте плюс с правой стороны.
б) – А теперь внимательно еще раз посмотрите на название птиц. Возьмите в руки простой карандаш и зачеркните кружок около той птицы, которую вы считаете лишней. (ласточка).
 в) Разбери картинки (работа в парах).
- Расположи тех птиц, которые являются перелетными рядом с солнышком, а те которые остаются зимовать, рядом со снежинкой.
VII. Рефлексия
а) Сценка «Жалобы на сугробе».
Учитель: Давайте послушаем последние новости, которые принесла сорока, и узнаем, какие жалобы пишут зимой лапками, носиком, хвостиком птицы на снегу.
Сорока: Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам прекрасную столовую устроили бесплатную, с самообслуживанием, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобу пишут, привередничают и капризничают.
Чечетка: Семечки в столовой недавленые! Клюв свихнешь, пока раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывешивать и несоленое, у нас от соленого животы болят!
Снегирь: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. Где рябина, где калина, где арбузные, дынные семечки?
Воробей: Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове.
Сорока: Тра-та- та-та! Ой, что – то будет, ой кто-то рассердится!
Учитель: Назовите птиц, которые собрались на сугробе. Ребята, скажите, пожалуйста, почему птицы жаловались друг другу? Вы, наверное ,догадались, что каждый из нас должен стать настоящим, верным другом птиц. А как это сделать, мы сейчас узнаем.(появляется ученик – повелитель птиц).
Я – повелитель птиц! Захочу – и птицы сами ко мне прилетят. Захочу, прилетят голуби и воробьи. Захочу синицы. Захочу – явится красногрудые снегири и хохлатые свиристели. Все явятся – стоит лишь захотеть.
Нет, я не волшебник. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.
На вид полочка очень проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Надо только сделать её, а потом поставить за окно, насыпать крупы и крошек. И полочка сразу станет волшебной. На нее сразу же прилетят и голуби и воробьи. А если вы положите на полочку кусочек несоленого сала, к вам прилетят синицы. А положите кисти рябины – слетятся снегири и свиристели.
Как вы поняли, мы должны помочь птицам. Каждый из нас должен сделать кормушку или грибок – навес, чтобы корм не заносило снегом.
И тогда, каких только птиц ты не увидишь в столовой.
Учитель: Какие правила вы должны соблюдать, если будете мастерить кормушку?
1) Кормушка простая, с бортиками
2) Вешать в удобное место
3) Регулярно насыпать корм.
Результативность проекта:
Продуктами проекта являются:
Плакаты и рисунки на тему: « Птицы Кубани»
Реферат на тему: "Птицы Красной книги Краснодарского края"
Реферат на тему: "Зимующие птицы Краснодарского края"
Презентация "Берегите птиц!"
Презентация " Зачем нужно беречь птиц?"
Презентация на тему: "Птицы Красной книги Краснодарского края"
Изготовленные кормушки для птиц.

Утверждаю
Директор МБОУ ООШ № 9
____________Т.Н.ВасикСоциально значимый проект
«МИР ПТИЦ СТАНИЦЫ ПЕТРОВСКОЙ»
учителя биологии МБОУ ООШ № 9 Демиденко Виктории Сергеевны
Срок реализации: сентябрь - ноябрь 2016 года
Отчёт
о реализации социально-значимого проекта
«Мир птиц станицы Петровской»
В наш не простой век, когда вопросы экологии очень значимы, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Формирование экологической культуры подрастающего поколения является одной из ведущих целей всей системы обучения. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Реализация данного проекта позволяет расширить и углубить знания детей о птицах станицы и нашего края, служит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.
Цели проекта: формирование у детей эколого-биологических знаний; создание условий для формирования социальной компетенции учащихся путём совместной работы ученик – педагог – родитель.
Задачи проекта:
образовательная: изучить и обобщить представления детей о многообразии птиц Славянского района и станицы Петровской; условиях их жизни, об их удивительных способностях; сформировать представление об их значимости; развивать мышление, воображение, внимание и эстетические чувства;
воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам, прививать детям любовь к родной и живой природе; воспитание экологической культуры;
трудовая: изготовить кормушки, развесить их на деревьях на пришкольном участке; заготовить корм для разных видов зимующих птиц.
Время реализации проекта: сентябрь – ноябрь 2016 год.
Проведенные мероприятия:
Беседа «Кто такие птицы?»
Подготовка рефератов «Наши пернатые друзья».
Игра-викторина «Птицы Кубани».
Викторина «Конкурс загадок о птицах».
Конкурс проектов «Дом для пернатых».
Экологическая акция «Дом для пернатых».
Экологический марафон «Мои друзья - птицы».
Результаты проекта: продуктами проекта являются:
Плакаты и рисунки на тему: « Птицы Кубани»
Реферат на тему: "Птицы Красной книги Краснодарского края"
Реферат на тему: "Зимующие птицы Краснодарского края"
Презентация "Берегите птиц!"
Презентация " Зачем нужно беречь птиц?"
Презентация на тему: "Птицы Красной книги Краснодарского края"
Изготовленные кормушки для птиц.
Учитель биологии МБОУ ООШ № 9 В.С.ДемиденкоДиректор МБОУ ООШ № 9 Т.Н.Васик