Мастер-класс Позновательное развитие дошкольников по средствам сказок


Мастер- класс для педагогов : «Преданье старины глубокой»
Дата проведения : 26.01.2017 г. корпус № 2; 25.01.2017 корпус № 1.
Подготовил: педагог-психолог Спусканюк Ю.В.
Цель:
- ознакомить педагогов со сказко-терапевтическими методами работы с детьми;
- способствовать повышению творческой активности и свободному творческому самовыражению педагогов;
- повысить уровень эмоциональной культуры педагогов;
Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, принтер, магнитофон, мяч, театральные маски, карточки с изображением сказочных героев, карточки с предметами сказочных героев, игра «Сказочная азбука», презентация, анкеты – анализы мастер –класса (приложение 1).
К семинару была подготовлена методическая выставка с литературой и практическими материалами по сказкотерапии для педагогов.
Ход мастер-класса:
1. Вступительное слово:
- Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебный мир сказок (под музыкальное сопровождение «В гостях у Сказки»).
Игра-приветствие : «Я сегодня…»
В начале нашего сегодняшнего путешествия я хочу рассказать вам притчу «Волшебница»:
Жила-была на свете добрая волшебница. Днем она помогала расти деревьям и цветам, разучивала с птицами новые песни, разговаривала с солнышком и ручьем, а вечером облетала всех детей на своей чудесной колеснице, запряженной белыми лошадьми и украшенной яркими звездами. Каждому ребенку она дарила прекрасный сон, чтобы проснувшись утром, он чувствовал себя здоровым и бодрым. Тот, кто хоть раз видел чудесный сон, подаренный волшебницей, открывал в себе разные таланты и способности. Но главное чудо заключалось в том, что каждый ребенок начинал сочинять сказки.
Волшебница много раз облетала всех детей на земле, а это означает, что талант сочинять сказки есть у каждого из нас, ведь мы все родом из детства! Сегодня мы совершим путешествие в этот волшебный мир – Мир Сказок!
2. Основная часть
Я хочу вам показать некоторые игры и упражнения, которые использую в своей работе с детьми.
1. Упражнение «Кто какой?»
Участники встают в круг. Первый участник называет сказочного героя, следующий участник называет черты характера этого героя, и, передавая мяч следующему игроку, называет следующего сказочного героя и т. д. по кругу. Например: лиса – хитрая, колобок – веселый ….
Поделиться на добрых и злых героев. Беседа
- за чем нужны злые герои?
- чему учат нас сказки?
- как преодолеть трудности?
2. Упражнение «Узнай по описанию сказочного героя»
У меня есть «Волшебный сундучок», в котором хранятся различные карточки. Как ими пользоваться, есть очень много вариантов. Я предлагаю вам вариант игры «Узнай по описанию сказочного героя»
Участникам предлагается набор карточек с изображением сказочных героев. Каждый берет по одной карточке, не показывает другим. По очереди участники описывают своего сказочного героя, остальные отгадывают.
3. Упражнение «Чудесные предметы»
Еще есть вариант игры с карточками «Чудесные предметы». Участникам предлагается набор карточек с изображением предметов, необходимо назвать сказку, из которой данный предмет, для чего он нужен.
4. Загадки (обманки) о сказках и сказочных героях (развитие внимания и чувства юмора).
- Он пиявок добывал, Карабасу продавал, Весь пропах болотной тиной, Его звали. Буратино – Дуремар- В Простоквашино он жил и с Матроскиным дружил. Простоват он был немножко, Звали песика. Тотошка – Шарик
- Он гулял по лесу смело, Но лиса героя съела. На прощанье спел бедняжка. Его звали. Чебурашка – Колобок
- Бедных кукол бьет и мучит, Ищет он волшебный ключик. У него ужасный вид, Это доктор. Айболит – Карабас
- Много дней он был в пути, Чтоб жену свою найти, а помог ему клубок, Его звали. Колобок - Иван-Царевич
- Все узнает, подглядит, Всем мешает и вредит. Ей лишь крыска дорога, А зовут ее. Яга – Шапокляк
- И красива, и мила, Только очень уж мала! Стройная фигурочка, А зовут. Снегурочка – Дюймовочка - Жил в бутылке сотни лет, Наконец, увидел свет, Бородою он оброс, Этот добрый. Дед Мороз - Старик Хоттабыч
- С голубыми волосами И огромными глазами, Эта куколка - актриса, И зовут ее. Алиса – Мальвина
- Потерял он как-то хвостик, Но его вернули гости. Он ворчлив, как старичок Этот грустный. Пятачок - Ослик Иа- Он большой шалун и комик, У него на крыше домик. Хвастунишка и зазнайка, А зовут его. Незнайка – Карлсон5. Упражнение «Сказка наоборот»
А сейчас мы попадем в страну «Наоборот». Соответственно названию страны, сказки наши будут необычные.
Участникам предлагается переделать старую сказку «Колобок» на новый лад. Главные герои остаются прежними, но меняются условия: время, место действия, характер и поведение героев. Педагоги обыгрывают сказку.
Пример: «Жил – был Колобок. Возвращался Колобок из дальнего путешествия, вот катится он по лесу, а на встречу ему Лиса. Увидела Колобка и говорит ему: Здравствуй Колобок! Откуда ты катишься? Уставший, чумазый весь, листья да ветки к бокам прилипли, тебя и есть перехотелось, может тебя домой проводить? Колобок соглашается. Идут домой вместе, навстречу им Волк. Увидел лису с Колобком, удивился, и говорит: Какая интересная компания, куда это вы путь держите? Колобок отвечает: Я домой из путешествия возвращаюсь, а Лисичка меня домой провожает. Волк предлагает тоже проводить Колобка до дома, и т. д. Дома Колобка с друзьями встречают Баба с Дедом, радуются его возвращению. Сажают всех за стол и угощают чаем с вареньем.
Далее проводится обсуждение, вывод
6. Сочинение сказки.
Хочу вам предложить сочинить нашу общую, коллективную сказку.
Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
Жили-были.
Начало сказки, встреча с ее героями.
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом.
Из-за этого…
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется (положительно).
Приступим. Но, прежде всего нашей Сказке необходимо придумать название.
Пример: в одном замке жили - были педагоги….
Далее проводится обсуждение.
8. Заключение.
Участники становятся в круг. Передавая мяч, обсуждают прошедший семинар. Ведущий предлагает поделиться своими впечатлениями о происходящем, чувствами:
- Вот и закончилось наше путешествие. А закончим мы его старой русской пословицей: Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок.
- Каковы ваши впечатления, что вы чувствуете сейчас?
- Ваши пожелания ведущей семинара.
- Спасибо большое за участие!
Приложение 1
Уважаемые коллеги!
Мы рады приветствовать Вас на мастер-классе и просим заполнить данную анкету!
ФИО ____________________________________________________________________
Вопрос Ваш ответ
1. Считаете ли Вы, что была правильно выбрана стратегия подачи материала? 2. Хотелось бы Вам получить более полную информацию? Если да, то в какой мере? 3. Понравился ли Вам мастер-класс? 4. Воспользуетесь ли Вы предложенным материалом в своей практической деятельности? 5. Оцените эффективность мастер -класса по 5 балльной шкале Ваши пожелания и предложения_________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за участие