Методическая разработка урока по истории России на тему Личность Петра 1 в истории


Министерство образования и науки Хабаровского края
КГБОУ СПО «Солнечный промышленный техникум»











«Личность Петра 1 в истории»
(Методическая разработка урока истории)







Автор: Плаксина О.С.


Рассмотрено
На заседании ПЦК
Пр. №_______2012г
Председатель__________

















п. Солнечный
2012 г.


Составитель: Плаксина О.С. – преподаватель истории.


Рецензент: Навроцкая Н.А – методист КГБОУ СПО «Солнечный промышленный техникум»


Краткая аннотация:
Составитель разработки рекомендует проводить урок с использованием презентации, выполненной в Power Point, демонстрируемой с помощью мультимедиа. Урок построен с учетом психологических особенностей учащихся. По результатам диагностики, упор сделан на такой вид деятельности, как зрительная работа с текстом (большинство детей либо визуалы, либо смешанного типа визуал-кинестетик, либо с хорошо развитыми тремя каналами восприятия. На уроке использован методический принцип развития технологии критического мышления, что в системе позволяет сделать историю предметом, формирующим человека.
Данная разработка показывает, что преподаватель стремится развивать познавательную активность учащихся через ответы на вопросы, эвристическую беседу, частично – поисковую работу, работу с ключевыми деталями текста.

Данная разработка предназначена преподавателям истории.





















Вид: урок изучения нового материала.
Тип: комбинированный урок.


Тема: Личность Петра 1 в истории.
Цели:
актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы;
создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся критического мышления;
обеспечить создание у учащихся образного представления о Петре 1, о той роли, которую может играть человек в истории.

Оборудование: тетради; исторический текст для работы с пометками, мультемедийная презентация.

Орг.моментт: Приветствие уч-ся.

Ход урока

Слайд 1. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Вступительное слово учителя:
Эпиграфом к нашему уроку я взяла вот такие слова:

Слайд 2. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Эпиграф:
"Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и громе пушек...".

Ребята, как вы думаете, кому посвятил эти строки великий русский поэт А.С.Пушкин? (Ответы уч-ся).
Сегодня на уроке мы приступаем к очень важной теме в курсе истории Отечества. Эта тема связана с именем Петра I.

Слайд 3 (записать в тетрадь тему урока). 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

1. ЭТАП «ВЫЗОВ»

Какие ассоциации вызывает у вас имя Петра I, его эпоха? Как Вы его себе представляете?

(Примерные ассоциации: Царь, был очень высоким (204 см) и имел вспыльчивый характер, Ввёз в Россию табак и картофель, Пёрвый российский император, прорубил «окно в Европу», построил флот в России, основал г.С-П., рубил бороды боярам, казнил своего сына Алексея в подозрении за государственную измену).

Молодцы, я вижу, что вы уже знакомы с личностью первого русского императора. Ну, это и понятно, в школьном курсе истории за 7 класс вы подробно знакомились с деятельностью этой великой исторической личности. Целью же нашего урока сегодня будет обобщить знания о Петре 1 и образно себе представить, какую роль может играть человек в истории.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Слайд 4.

- Сегодня, наш урок будет состоять из нескольких этапов, но ключевым этапом, будет ваша самостоятельная работа по заполнению уже знакомой нам таблицы. Что это за таблица? (ответ уч-ся Таблица ЗУХ (Знаю, Узнал, Хочу узнать).

Нарисуйте в тетрадях маркировочную таблицу с тремя одинаковыми вертикальными колонками, которые обозначьте: Знал, Узнал, Хочу узнать. Слайд
В колонке «Знаю» запишите все то, что вы знаете о Петре I.
(Зачитать несколько вариантов).
Слайд 5. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



Опережающее Д/З: Краткие сообщения о Петре 1.

2. ЭТАП «ОСМЫСЛЕНИЕ»
Для того чтобы ещё лучше представить себе личность царя, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент.
(Видеофрагмент о Петре 1)

Мы прослушали обширную информацию о Петре I. Но такой информацией очень трудно воспользоваться. Ее необходимо каким-то образом сгруппировать. Иными словами необходимо классифицировать полученные в результате проведенной вами работы данные. Для этого следует определить основания, в соответствии с которыми полученные данные можно разбить на группы.

Из всего того, что вы узнали о Петре 1 давайте попробуем оформить структурно-логическую схему.

На слайде оформляется структурно-логическая схема:
Слайд 6 (Формируется поэтапно, проговаривая каждый элемент) Зарисовать в тетрадь.

















13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


3. ЭТАП «ЧТЕНИЕ С ПОМЕТКАМИ»
Учащимся предлагается исторический текст (каждому – индивидуальная распечатка) и объявляется, что в течение 10 минут каждый работает самостоятельно.
Дается задание: «Читаем и делаем пометки в тексте».

Текст «Петр 1 и его эпоха»
Задание: читаем и делаем пометки:
«V» - «знаю;
«-» - «противоречит моим первоначальным представлениям»;
«?» - «хочу узнать»;
«+» - «это для меня новое». Слайд.

Текст для чтения:
27 апреля 1682 года по решению Боярской Думы царем избрали Петра 1, но уже 15 мая, при поддержке стрельцов, царевна Софья установила троевластие. Царями объявили Петра и Ивана, а регентшей – Софью. Навсегда в памяти Петра отложились кровавые сцены стрелецкого бунта. По приказу Софьи на крыльцо Кремля выгоняли родственников и приближенных царицы Натальи (матери Петра) и затем бросали вниз на подставленные копья и бердыши.
После этих событий Петр и его мать отправились в вынужденную ссылку в село Преображенское. Там началось формирование будущего реформатора России. Петр, оказавшись в Преображенском, не получил, подобно своему отцу и брату Федору, традиционно православного образования московских царевичей. Петр был умен и проницателен. Он отличался рационализмом мышления и любил науки, приносящие пользу – математику, астрономию, геометрию, физику, медицину. Особенно ярким примером рационального подхода Петра к жизни является его редакция русского алфавита. Взяв лист с различными видами тогдашнего написания букв, он решительно вычеркнул большую часть из них, и оставил те, которые были проще, удобные для написания. Этими буквами мы сейчас и пользуемся. В юности Петр свободное время проводил в Немецкой слободе. Он был западником и все западное хотел привнести в Россию (стриг бороды, вводил европейскую одежду и т.д.).
Всем своим обликом и манерой поведения Петр разительно отличался от своих царей-предков. Петр жил не во дворце, а в крошечном домике. Одевался он всегда просто, если не сказать затрапезно. Ел и пил то, чем угощались простые смертные люди. Все поражались простоте его общения с людьми. Он не чурался вступать в долгий спор с моряком, корабельным мастером, врачом. Все эти споры со специалистами были высоко профессиональны, - во многих ремеслах Петр знал толк. Его руки были покрыты мозолями, он сам мог сшить себе башмаки, начертить и построить корабль, точно выстрелить из пушки.
Петр был реформатором России такого масштаба, что в один ряд с ним в русской истории можно поставить только Екатерину II и Александра II. Многие из его реформ пережили надолго самого Петра. «Табель о рангах», Сенат, губернское деление государства, способ комплектования армии просуществовали до 1917 года. Вместе с тем, бурное строительство мануфактур с приписными крепостными крестьянами, сыграло злую шутку, затормозив развитие промышленного производства в России уже во второй половине 18 века. Особого внимания заслуживает Петр I – полководец. Вся жизнь Петра I – сплошные войны и походы (Азовские походы, Северная война, Прусский поход, Персидский поход). Все силы Петра были сосредоточены на создании сильной, боеспособной и мобильной армии, которая может взаимодействовать с флотом. В быту – он гениальный государственный деятель и полководец – оставался трудным, неровным по характеру человеком. Как и многие его современники, он был груб и скверно воспитан, отличался бесцеремонностью, часто бывал неоправданно жесток и бессердечен. Недоверие к людям и подозрительность – типичные для него черты характера. Веселое настроение у него часто сменялось приступами хандры, а безудержного, страшного для окружающих гнева, который сочетался с судорогами, конвульсиями лица и тела, боялись все окружающие. Свою первую жену Евдокию Федоровну Лопухину он отправил в монастырь. А царевича Алексея лишил матери в 8 лет. С тех пор между отцом и сыном отношения только ухудшались. Закончилось это все казнью Алексея, который отрекся от престола в пользу Петра Петровича (сына Петра I от Екатерины). Петр лично участвовал в допросах и пытках Алексея по обвинению в государственной измене. На следующий день после смерти Алексея 27 июня 1718 года Петр I торжественно отпраздновал победу над Полтавой. Однако судьба распорядилась по-своему. Через несколько месяцев после казни Алексея умирает 4-летний Петр Петрович – наследник престола и любимый сын Петра I.
Всю свою жизнь Петр посвятил служению государству. Он не щадил ни себя, ни близких, ни простых людей. 28 января 1725 года Петр I неожиданно умер. 40 дней его тело оставалось не погребенным. Перед кончиной уже слабеющей рукой он написал: «Дайте все».

Организуется работа учащихся в режиме самостоятельной работы с маркировочной таблицей в тетрадях
Знаю
Узнал
Хочу узнать






Учащимся дается время на заполнение таблицы.
Обсуждение данных, представленных во второй колонке маркировочной таблицы: «Давайте порассуждаем, что нового мы узнали о Петре I» (фронтальная работа).
Обсуждение данных, представленных в третьей колонке.
«Теперь вернемся к нашей построенной структурно-логической схеме и попробуем уже на основе полученной вами новой информации представить новую схему (могут появиться новые компоненты – «Семьянин», «Противоречивая личность» и др.).
Слайд 7. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


4. ЭТАП «РЕФЛЕКСИЯ»
Используется методика «Незаконченные предложения:
«Сегодня на уроке мне удалось »;
«Если бы в истории России не было Петра I, то »;
«На мой взгляд, эпоха Петра I – это»;
«Самым интересным для меня на уроке было »;
«Я думаю, что Петр I »;
«Для России Петр I ».

Слайд 8. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


Итог урока:
Выставление отметок за урок.

Слайд 9. 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Дополнительный материал.

Петр 1 как реформатор.
Больше всего Петра I занимала мысль о флоте и возможность торговых связей с Европой. Для претворения своих идей в жизнь он снарядил Великое посольство и посетил ряд европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии.
Это событие в жизни молодого царя положило начало его преобразовательской деятельности. Первые реформы Петра I были направлены на изменение внешних признаков русской жизни: он приказал сбривать бороды и велел одеваться в европейские одежды, внес музыку, табак, балы и другие новшества в жизнь московского общества, чем поверг его в шок.
Указом от 20 декабря 1699 г. Петр I утвердил летоисчисление от Рождества Христова и празднование нового года 1 января.

Пётр 1 как государственный деятель:
При Петре в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. - первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 . Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве. С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры.
Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.

Пётр 1 как полководец.
Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709г. и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г.30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен.В ознаменование достигнутого в Северной войне Сенат и Синод 20 октября 1721 г. наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря. Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России.
Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.

Пётр 1 как историческая личность.

Пётр I Вели
·кий последний царь всея Руси из династии Романовых и первый Император Всероссийский .
Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (16971698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи.

Пётр 1 как товарищ.
Юные гоы царь провёл в Немецкой слободе (Неме
·цкая слобода
· место поселения иностранцев в Москве и других городах России в XVIXVIII веках). К молодому царю в Слободе относились неизменно приветливо и дружелюбно. Общительный по характеру Петр сразу завел множество друзей среди плотников, аптекарей, пивоваров и солдат, из которых он сразу выделил обаятельного и галантного Франца Лефорта. Тот стал наставником Петра в усвоении своеобразной культуры "московской Европы".

Пётр 1 как исследователь.
В Преображенское, где молодой царевич жил вместе с матерью, из Оружейной палаты привозили по просьбе Петра то сломанный немецкий карабин, то глобус, то механические часы. Разобраться с ними ему было невозможно без помощи специалиста. В Немецкой слободе юный царь нашел голландского инженера Франца Тиммермана, который занимался с ним арифметикой, алгеброй, геометрией и обучал правилами применения астролябии. Учителем голландец был посредственным, сам путался в формулах, но горячее стремление Петра к знаниям компенсировало методические просчеты. Инженерные интересы Петра давали ему возможность изобретать новые принципы вооружения и тактические новшества. В 1680 он году открыл в Преображенском специальное "ракетное заведение", в котором изготовлял сначала "художественные огни", а позже - осветительные снаряды, которые оставались в русской армии до 1874 года. Знание баллистики навело Петра на мысль о принципиально новом виде открытой артиллерийской позиции - редутах, блестяще опробованных в Полтавской битве. Нарвская катастрофа заставила царя критически взглянуть на вооружение солдат: и он находит простейшее решение для привинчивания трехгранного штыка к стволу ружья пехотинца, сделав атаку русской пехоты задолго до Суворова основным тактическим приемом. Прибывших из Голландии морских офицеров он сам экзаменовал в кораблевождении и управлении пушечным огнем. Наконец, он пробовал свои силы в лечении зубов, постоянно имея при себе набор необходимых инструментов. И горе тому, кто в его присутствии жаловался на боль: Петр немедленно усаживал больного и рвал зуб, иногда, впрочем, и здоровый. Детская привычка копаться в старых вещах на чердаках в Преображенском сослужила Петру добрую службу.




































Рецензия
Урок по теме «Личность Петра 1 в истории» проведен в группе ТЭП – 1 преподавателем истории Плаксиной О.С.
Урок проведен в рамках декады гуманитарных и социально – экономических дисциплин. При проектировании урока педагог использовала слайдовую презентацию, музыкальное сопровождение. Урок прошел с большой заинтересованностью учащихся. Необходимо отметить оптимальность объема материала, доступность и посильность материала. Эффективность преподавания заключалась в хорошей обратной связи с учащимися, в высокой степени эстетического воздействия урока на учащихся через музыку и слайдовую презентацию.
Необходимо отметить высокий уровень педагогического и методического мастерства педагога, демократичность во взаимоотношениях с учащимися.
Урок целенаправленный, методически грамотный. Слайдовая презентация использована рационально и эффективно. Урок заслуживает высокой оценки.


Методист Н.А.Навроцкая


Реформатор

Государственный деятель

Полководец

Историческая личность

ПЕТР I

Исследователь

Товарищ



Root Entry