Контрольная работа по эпохе Петра I


«Реализация Историко-культурного стандарта в основной школе»
Выполнил: Киселев Денис Александрович,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ с. Кошки муниципального района
Кошкинский Самарской области
«Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований»
«Конструирование заданий базового уровня сложности»
Знание основных событий, явлений, процессов.
Задание на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами.
Какой орган государственной власти появился в России в ходе реформ Петра I?
Приказ Тайных дел
Посольский приказ
Сенат
Земский собор
Задание на множественный выбор событий по определенному критерию.
В приведенном ниже списке представлены имена государственных деятелей России XVIII в. Выберите из списка имена, относящиеся к первой половине XVIII в.
1) Александр Меншиков
2) Федор Ушаков
3) Александр Суворов
4) Франц Лефорт
5) Борис Шереметев
6) Петр Румянцев
3. Задание на заполнение таблицы элементами предложенного списка
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель Преобразование Результат
______________(А) Ликвидация внутренних таможен Создание благоприятных условий для развития торговли
Петр I
_____________(Г)
____________(Б)
___________(Д) ______________(В)
Дробление дворянских имений
Петр III Запрет покупки крестьян к заводам ___________(Е)
Пропущенные элементы:
Екатерина II
Установление порядка прохождения государственной службы
Отмена указа о единовластии
Издание указа о секуляризации церковных земель
Расширение использования наемного труда в промышленности
Елизавета Петровна
Сокращение срока обязательной службы дворян
Введение табели о рангах
Анна Иоанновна
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д Е
6 8 2 9 3 5
Знание основных дат.
Задание на установление хронологической последовательности.
Расположите события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) начало царствования Петра I
Б) провозглашение России империей
В) принятие Соборного уложения
Г) начало Северной войны
В А Г Б
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 (без пробелов и каких-либо символов).
Задание на установление соответствия.
Установите соответствие между именами российских государей и созданными в их правление органами власти и управления: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ГОСУДАРИ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
А) Иван III 1) Государственная дума
Б) Петр I 2) Государственный совет
В) Александр I 3) Сенат
Г) Николай II 4) Земский собор
5) Дворец
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г
5 3 2 1
Знание исторических понятий, терминов.
Задание на установление лишнего в ряду термина по определенному критерию.
Ниже приведен список географических названий. Все они, за исключением одного относятся к событиям Северной войны.
Гангут; 2) Нарва; 3) Полтава; 4) Аустерлиц; 5) Гренгам; 6) Ништадт.
Какое географическое название не связано с событиями Северной войны? Запишите соответствующий порядковый номер.
Установление исторического термина по данному определению понятия.
Напишите пропущенное словосочетание.
В целях создания союза европейских государств против Османской империи в Европу было направлено _____________ во главе с Ф.Я. Лефортом, Ф.А. Головиным, П.Б. Возницыным.
Ответ: Великое посольство.
Знание исторических деятелей (персоналий).
Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями.
Установите соответствие между правителями и событиями, происходившими в годы их царствования: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ПРАВИТЕЛИ СОБЫТИЯ
А) Василий Шуйский 1) Ливонская война
Б) Иван IV 2) восстание под
В) Петр I предводительством И.И. Бо-
Г) Екатерина II лотникова
3) разделы Речи Посполитой
4) Северная война
5) учреждение патриаршества
в России
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г
2 1 4 3

Работа с историческими источниками.
Задание на установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками. (IX-XIX вв.)
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название документа, о котором идет речь.
«Чины разделялись в этой росписи на 14 классов, начиная с генерал-адмирала, фельдмаршала, великого канцлера, до прапорщика и морского и канцелярского комиссара. Но сыновья вельмож не пользовались наравне с дочерьми преимуществами отцовских чинов. Всякий солдат, дослужившийся до штаб-офицерского чина, делался дворянином, и ему нельзя было отказать в патенте и гербе, и наоборот, знатнейший боярин, опозоренный наказанием, понижался в простолюдины».
1) «Судебник»
2) «Строевое уложение»
3) «Генеральный регламент»
4) «Табель о рангах»
2. Задание на атрибуцию исторического источника. (IX-XIX вв.)
Прочтите фрагмент из письма солдата и напишите название войны, о которой в нем идет речь.
«…Теперь идем в глубь России, да, собственно, не идем, а бежим. „Герман “двигается за нами по пятам. Где остановимся, неизвестно. Кажется, из Москвы будем утекать до Урала. Эта война хуже и японской. Ту пропили, а эту продали… Есть пушки тяжелые, стоят уже на позиции, а стрелять не дают, патронов не подвозят. Отступая, увозят без единого выстрела. Эх, много есть похожего на измену прямо на глазах…»
Ответ: Первая мировая.
3. Задание на анализ исторического источника. (множественный выбор)
Прочтите прошение к правителю.
«Всемилостивейший государь!
Понеже труды Вашего Величества в произведении нашего отечества и подданного Вашего всероссийского народа всему свету известны, того ради, хотя мы ведаем, что Вашему Величеству яко самодержцу вся принадлежит, однако ж в показание и знак нашего истинного признания, что весь подданной Ваш народ ничем иным, кроме единых Ваших неусыпных попечений и трудов об одном, и со ущербом дражайшего здравия Вашего положенных, на такую степень благополучия и славы в свете произведен есть, помыслили мы, по примеру древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение воспринять, в день торжества и объявления заключенного Вашего Величества трудами всей России столь славного и благополучного мира, принесть свое прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас яко от верных своих подданных во благодарение титул Отца Отечества, Императора Всероссийского…
Святейший Синод в том с нами согласен.
И тако ожидаем от Вашего Величества милостивого нам невозбранения. Александр Меншиков. Канцлер граф Головкин. Князь Григорий Долгорукой. Князь Дмитрий Кантемир. Барон Петр Шафиров. Адмирал граф Апраксин. Князь Дмитрий Голицын, Петр Толстой, Андрей Матвеев».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Следствием подписания упоминаемого в тексте мирного договора стало получение Россией Балтийского побережья от Риги до Выборга.
Прошение подписано членами созданного Петром I Сената.
Мирный договор, упоминаемый в тексте, завершил Семилетнюю войну.
Прошение адресовано Петру I.
Упоминаемый в тексте Святейший Синод был создан в конце XVII в.
Прошение было написано в 1725 г.
Ответ:
1 2 4
Знание фактов истории культуры.
Задание на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками.
Установите соответствие между именами архитекторов и зданиями,
построенными по их проектам: к каждой позиции первого столбца
подберите соответствующую позицию второго столбца.
АРХИТЕКТОРЫ ЗДАНИЯ
А) М. Ф. Казаков 1) Петропавловский собор в Петербурге Б)Б. Растрелли 2) дворец в Павловске
В) В. И. Баженов 3) Зимний дворец в Петербурге
Г) Д. Трезини 4) дом П. Е. Пашкова в Москве
5) здание Благородного собрания в Москве
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими бук-
вами. О т в е т:
А Б В Г
5 3 4 1
Комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом.
Рассмотрите изображение и выполните задания 1-2.

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, которыми они обозначены.
Данная памятная монета выпущена в честь 100-летия события, которому посвящена.
Данная монета выпущена в канун начала русско-японской войны.
На данной монете изображен профиль первого российского императора.
Событие, которому посвящена данная монета, произошло в годы Семилетней войны.
Событие, которому посвящена данная монета, стало первой крупной победой российского военного флота над сильным противником.
Ответ:
3 5
Какой скульптурный памятник посвящен историческому деятелю, изображенному на данной исторической монете? В ответе запишите цифру, под которой этот памятник указан.
Ответ: 3.

Работа с исторической картой.
Комплекс из четырех заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор).
Рассмотрите схему и выполните задания 1-4.
Под каким названием вошли в историю походы, обозначенные на схеме?
Ответ: Азовские.
Напишите название государства, которое было противником России в обозначенных на схеме походах.
Ответ: Османская империя.
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в котором была создана одна из первых российских верфей.
Ответ: Воронеж.
Какие суждения относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.
Походы обозначенные на схеме, могут считаться первым значительным свершением молодого царя, участвовавшего в них.
Следствием походов, обозначенных на схеме, стало окончательное укрепление России на берегах Черного моря.
Город обозначенный на схеме цифрой «1», в первой половине XVII в. на несколько лет был захвачен донскими казаками.
Участниками походов, обозначенных на схеме были П. Гордон и Ф. Лефорт.
Государство, обозначенное на схеме буквой «А», в результате данных походов, вошло в состав Российского государства.
Накануне похода 1695 г. Было развернуто масштабное строительство российских кораблей.
Ответ:
1 3 4
Знание истории Великой Отечественной войны.
Задание на отдельной позиции на знание фактов Великой Отечественной войны.
Расположите следующие события в хронологическом порядке. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) контрнаступление советских войск под Сталинградом
Б) Корсунь-Шевченковская операция
В) оборона Севастополя
Г) освобождение Праги
1 2 3 4
В А Б Г
«Конструирование заданий повышенного уровня сложности»
Задание-задача.
В первой четверть XVIII в. В России вводится новая система сбора налогов. Укажите, что являлось единицей налогообложения со времени реформ Петра I до конца XIX в. Почему с точки зрения современных принципов налогообложения данная система может считаться несправедливой? Укажите любые две причины.
Ответ: 1) единица налогообложения-душа мужского пола любого возраста;
Причины несправедливости данной системы налогообложения:
- уплата налогов за детей, которые сами ничего не производили;
- женщины налогов не платили;
- налог не зависел от величины дохода крестьянина.
Задание на аргументацию.
Существует следующая точка зрения на оценку преобразовательной деятельности Петра I: Преобразования Петра I способствовали преодолению отсталости России, превращению ее в великую европейскую и морскую державу. Использую исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную точку зрения, и два аргумента, опровергающих ее. Укажите, какие из приведенных вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие-опровергают ее.
Ответ: в подтверждение, например:
Был дан мощный импульс развитию экономики;
Создан новый государственный аппарат;
Созданы регулярная армия и флот;
Заложены основы светской культуры и образования;
При Петре I Россия получила выход к Балтийскому морю;
Россия получила международное признание;
Расширились торговые и культурные связи России со странами Европы.
в опровержение, например:
европеизация страны была насильственной, нарушившей многие национальные традиции;
европеизация коснулась узкого круга дворянства;
преобразования в стране проводились принудительными мерами.
Историческое сочинение.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1325-1462 гг.;
1682-1725 гг.;
1924-1953 гг.
В сочинении необходимо:
- указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
-назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
- указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и мнения историков дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.
В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия относящиеся к данному периоду.
Задания к историческому источнику.
Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы
Фрагмент исторического документа, рассказывающего о событиях второй половины XVII в.
«Того же года апреля в 27 день преставился государь царь и вели-
кий князь Федор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии са-
модержец. Того же часу избрали на Московское государство царем брата
его, государева меньшова царевича и великого князя Петра Алексееви-
ча… мимо большего его брата царевича Иоанна Алексеевича. И крест ему
государю целовали бояре и окольничие, и думные, и стольники, и стряп-
чие и т. д.
Того же году мая в 15 день на Московском государстве было смятение.
Стрельцы всех приказов, и выборный полк, и солдаты при шли в город
Кремль во 11 часу с знаменами и с барабанами, с мушкетами, с копья-
ми, с бердышом, а сами на бегу в город кричали, будто Иван и Афонасий
Кирилловичи Нарышкины удушили царевича Иоанна Алексеевича. А на-
чальных людей с ними никого не было. И прибежав в Кремль, стрель-
цы и солдаты вбежали на Красное и Постельное крыльцо в царских хо-
ромах и насильно с верху, из государевых хоромов, от самого государя
царя и великого князя Петра Алексеевича, бояр и окольничих, и дум-
ных, и стольников сбросили с крыльца на землю, а на земле рубили бер-
дышами и кололи копьями…»
1. В каком году происходили описанные в тексте события? Какой го-
род был местом действия?
2. Кто был участником выступления? В чём была причина волнений?
Кто стал жертвой выступления?
3. Представители какого боярского семейства организовали это высту-
пление? Кто стал официально царствовать в результате описанных
событий? Кто стал фактическим правителем?