Сценарий урока по музыке Ты, Моцарт. бог! (5 класс)

«Ты, Моцарт, бог!»
Открытый урок по Музыке в 5 классе
02.2015 г.
Урок- «историческая реконструкция»
Звучит фрагмент из арии Царицы Ночи. (Царица Ночи «заколдовывает мир» и убегает: Исчезает солнце, гаснет свет) – 2 мин.
Учитель: Ребята, что случилось, почему погас свет, стало темно?
Дети: Царица Ночи
Король Иосиф II (входит):
-Куда смотрят мои придворные? Какая темень!
Совершенно невозможно начинать бал. И,все же, мы его начнём! Позвольте представиться, я – император Иосиф II.Придворные, ко мне, зажгите светильники! (Выходят «придворные» со светящимися палочками) . Мы начинаем бал! Маэстро, менуэт!
Звучит (песенка Менуэта с танц. постановкой) -5-7 мин. По окончании «придворные» садятся.
Король : Ах, менуэт, я так его люблю! Поистине –это танец королей! Ребята Вы согласны со мной? Разве могут какие-нибудь танцы с ним сравниться?
Учитель: Вы знаете какие-нибудь старинные танцы?
Дети называют старинные танцы: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига, Гавот, Полонез, указывая их музыкальные размеры и страны происхождения.
Король: Ах, эти танцы и в правду прекрасны. Как же называется большое многочастное произведение, куда все они входят?
Дети: Сюита (в классе становится светлее)
Король: Верно, о эти сюиты Баха -они прелестны, но все же, мне по душе мой милый Моцарт! Я так обожаю его музыку, но куда же он запропостился?

Моцарта, нет, но пусть звучит его музыка!
Вокально-танцевальная постановка музыку «Маленькой ночной серенады» «Der Sonnenstrahl» -(5-7 мин.)
Король: Как все чудесно и светло в этой музыке, если бы в жизни все было точно так же!
Учитель: Ребята, вы заметили, мы с вами верно ответили на вопросы короля и в классе стало светлее, значит , если мы и дальше будем верно отвечать на музыкальные вопросы, у нас есть шанс расколдовать ночь! Но кто же нам в этом поможет?
Входит Папагено с песенкой «Я самый ловкий птицелов», аккомпанируя себе на свирели. (5-7 мин.)
- Привет, ребята я Папагено- герой оперы Моцарт а «Волшебная флейта». Я знаю кто заколдовал солнце, это коварная царица Ночи, и я, кажется, знаю как вам помочь! У меня есть волшебный ларец (показывает) с музыкальными вопросами. Я уверен, если мы правильно ответим на вопросы из этого ларца, нам удастся расколдовать день. Посмотрите на доску (показывает). По-моему здесь приготовлен для вас кроссворд. А какое же слово зашифровано в этом кроссворде?
Дети: Моцарт.
Папагено: Верно. Давайте, попробуем разгадать этот кроссворд. Первое слово по вертикали: танец на букву «М» - мы с вами его уже разгадали –это (дети хором) менуэт. (Вписывает). Рядом со следующим словом написано слово «опера» и нарисована книжечка. Что же это значит?
Дети: Либретто- маленькая книжечка, где изложено содержание оперы.
Папагено: Верно (вписывает). Ребята, а какие ещё оперы Моцарта вы знаете?
Дети: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все»
Папагено: А оперы других композиторов?
Дети: «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» Глинки, «Садко и Снегурочка» Римского-Корсакова., «Орфей» Глюка.
Папагено: Молодцы! Все светлее и светлее становится!
Учитель: По-моему, к нам кто-то пришел.
Входит Фигаро, напевая начало арии «Мальчик резвый» (15 мин.)
Фигаро: Разрешите представиться, я – Фигаро –главный герой знаменитой оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Я собираюсь жениться на самой прекрасной девушке - Сюзанне, но нам мешает этот несносный граф Альмавива (мало ему своей жены), он постоянно пристает к моей невесте! И все же, я уверен, что эти умные женщины что-нибудь придумают, чтобы проучить старого обманщика. К тому же этот наивный мальчик паж Керубино тоже бегает за моей Сюзанной ( так уж она мила) нет, уже давно пора отправить мальчишку на военную службу, пусть наконец он повзрослеет! Ребята, я вижу, вы хорошо знаете музыку Моцарта, а знаете ли вы, кто я по профессии? (Подходит к королю, достает ножницы и гребешок и пытается причесать королевский парик).
Дети: парикмахер.
Фигаро: верно, нов 18 веке эта профессия называлась «цирюльник» вписывает в кроссворд.
Король: Что такое
·! Сюжет «Женитьбы Фигаро» этого революционера Бомарше на императорской сцене? Это же запрещенная книга! В Бастилию! Всех в Бастилию!!!
Фигаро: Успокойтесь, Ваше величество! Этот сюжет не содержит ничего опасного, это другой Фигаро (подмигивает). И действие здесь происходит не в Вашей стране, в а далёкой Испании и очень-очень давно)
Король: Ну ладно, тогда может быть, я и допущу её до сценыНо где же наш милый Моцарт? Пусть снова прозвучит его музыка! Фигаро: Ребята, давайте заглянем в наш волшебный ларец! Может быть тут есть вопросы, которые помогут нам расколдовать день? (Читает вопрос: «Музыкальная форма, которая переводится как «круг»?»)
Дети: «Рондо»
Фигаро: Верно, вписывает в кроссворд.
- А знаете ли вы, что моя ария написана в этой замечательной форме.
А какое еще очень знаменитое произведение Моцарта написано в форме Рондо?
Дети: «Турецкое рондо»
Фигаро: Верно, ведь тогда в моде было все турецкое: турецкая одежда, турецкая обувь, которая очень звенела из-за металлических украшений и шпор, турецкие ковры, турецкие сладости Давайте вместе попробуем сыграть это рондо Моцарта. Звучит «Турецкое рондо» Моцарта (фортепиано с ритмическим аккомпанементом из шумовых инструментов).
Фигаро: Стало значительно светлее. По-моему, к нам снова кто-то пришел!
Входит МОЦАРТ. С ним Сальери. (10-15 мин.)
Моцарт: Здравствуйте, друзья мои!
Король: Мой милый Моцарт! Ну, наконец-то! (обнимает), - здравствуйте господин придворный композитор (к Сальери, тот делает реверанс).
Моцарт: Мы давно уже спешили к Вам. Но кругом все ещё темно и мы не сразу вас отыскали. Слава богу, услышали мою музыку и нашли вас. Как приятно, что её слушают и в России.
Дети просят подписать диски (проект «Мой Моцарт») с музыкой Моцарта (получают автографы).
Моцарт: Друзья мои, я здесь, чтобы вам помочь, мы должны, наконец, расколдовать день и вернуть солнце! Смотрите, на доске для нас приготовлены интересные загадки. Давайте попробуем их разгадать. К доске выходит ученик и выкладывает форму «Турецкого рондо» символическими карточками картинками (метод симфонической палмаграфии). Параллельно с ним Сальери выкладывает структуру сонатной формы (меняя местами, путая её разделы).
Моцарт: О, узнаю своё рондо! А Вы, господин Сальери, по-моему, немного перемудрили! Ребята кто исправит господина придворного композитора.
Ученик выходит к доске и выкладывает структуру сонатной формы, называя эту форму и объясняя её разделы.
Учитель: правильно ли мы ответили? Давайте заглянем в наш ларец (ученик достаёт карточку «соната»).
Моцарт: Ну что же, осталось нам разгадать не так уж много вопросов
Недавно сочинил очень милую вещицу. Давайте послушаем (Звучит начало 40-й симфонии)
Сальери: «О, ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!» - Давай же выпьем за твоё здоровье! (протягивает бокал с шампанским) Моцарт берёт бокал (пить?)
Дети: Нет (отставляет).
Король: Мне тоже очень понравилось эта музыка, но по-моему, в ней слишком много нот, мой милый!
Моцарт: Нет, что Вы, Ваше величество, нот ровно столько, сколько нужно!
Ребята, а вам понравилась эта музыка? (Дети: да). Услышали ли вы, какие инструменты ведут мелодию? (Дети: скрипки – вписывает в кроссворд).
А чем вам понравилась эта музыка (Дети дают характеристики прослушанной мелодии: весна, свет, взволнованность).
Фигаро: А мне эта мелодия напомнила начало арии Керубино «Рассказать объяснить не могу я»
Моцарт: Верно. Действительно, в этой музыке есть и весна и свет и взволнованность. Давайте же все вместе споём её со словами.
Звучит песня «Скрипучий концерт» (пение).


Король: Как светло стало вокруг! Ночь отступила, снова день и светит солнце!
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Мы всех вас благодарим за внимание и, поверьте, ещё не раз встретимся с волшебной музыкой великого Моцарта!

Л






И

С




Б

К




Р

Р

С


Е

И

О


Т

П

Н


Т

К

А

М
О
Ц
А
Р
Т

Е

И

О
А

Н

Р

Н


У

Ю

Д


Э

Л

О


Т

Ь






Н






И






К




КРОССВОРД

















15