Программа внеурочной деятельности Ключ и Заря


Содержание


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности..4







2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности11



3.Тематическое планирование17







































1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;
на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; и т.д.;




Учащиеся получат возможность научиться: понимать разные основания для оценки (жанровой, этической, эстетической) одного и того же текста; понимать прозаические и поэтические тексты, посвященные формированию базовых нравственноэтических ценностей.
Таким образом, курс «Ключ и Заря», как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты данного занятия достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты.

1-й класс
Личностными результатами курса «Ключ и Заря» в 1-м классе является формирование следующих умений:
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами является формирование следующих учебных действий:
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
отличать подробный пересказ от краткого;
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

2-й класс
Личностными результатами курса «Ключ и Заря» во 2-м классе является формирование следующих умений:
осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
анализировать тактичность речевого поведения в семье;
объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.
Метапредметными результатами является формирование следующих учебных действий:
формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
отличать подробный пересказ от краткого;
знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;
пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

3-й класс
Личностными результатами курса «Ключ и Заря» является формирование следующих умений:
оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
формулировать тему урока после предварительного обсуждения;
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и или различия), последовательной или параллельной структуры;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео- ) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.











4-й класс

Личностными результатами курса «Ключ и Заря» является формирование следующих умений:
объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
отличать истинную вежливость от показной;
адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
различать описания разных стилей – делового и художественного;
продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
анализировать словарные статьи;
реализовывать словарные статьи к новым словам;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
редактировать текст с недочётами.

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

1 класс (33 часа) Общение


п/п
Содержание разделов
Вид деятельности
Форма организации






1.

Речевая ситуация. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один
(два – три). Речевая деятельность. Говорить – слушать, их взаимосвязь
прослушивание сказок, музыкальных фрагментов
Игра

2.
Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
прослушивание сказок, музыкальных фрагментов
КВН

3.
Изучающее чтение. Слово, слог. Чтение слова по слогам. Звукоподражание. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной.
составление предложений, текста на тему иллюстраций



Письменная речь. Речь письменная и устная. Звуки речи.
Правильная и хорошая эффективная речь. Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль в рассуждении. Описание-загадка. Невыдуманный рассказ (о себе). Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный).
составление предложений, текста на тему иллюстраций, по наблюдениям, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов
Викторина

5.
Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи. Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
Самостоятельная работа, работа в парах, в группах

Игра, праздник

2 класс (34 часа) Общение


п/п

Перечень разделов

Содержание разделов

Вид деятельности
Форма организации








1.
Речевая деятельность.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное). Речевая деятельность. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
пересказ художественного текста (полный, выборочный)

Игра

2.
Слушание и говорение.
Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
прослушивание сказок, музыкальных фрагментов

КВН

3.
Чтение.
Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
пересказ художественного текста (полный, выборочный)

Конкурс


Речь и текст.
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная). Речевые жанры. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов. Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
составление предложений, текста на тему иллюстраций, по наблюдениям, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов;


Викторина

5.
Речевой этикет.
Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
Самостоятельная работа, работа в парах, в группах
Игра



















3-й класс (34 часа). Общение


п/п

Содержание разделов

Вид деятельности
Форма организации







1.
Речевые (коммуникативные) задачи.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки. Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д.
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения. Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
прослушивание сказок, музыкальных фрагментов, пересказ
Игра

2.
Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
работа с научно-популярной литературой и другими источниками информации
Круглый стол

3.
Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, её роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
пересказ художественного текста (полный, выборочный)
Конкурс


4 класс (34 часа). Общение


п/п

Содержание разделов

Вид деятельности
Форма организации







1.
Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
оформление презентаций

Конкурс




2.
Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
самостоятельная работа; работа в парах, в группах
КВН

3.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения. Речевые жанры. Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста. Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы). Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение. Типы текстов. Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
проектная деятельность
За круглым столом

4.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
проектная деятельность
Конкурс













Тематическое планирование

1 класс
№п/п
Наименование тем
Кол-во часов
Определение основных видов внеурочной деятельности
учащихся


1
Карта Волшебного Леса, или как вступить в клуб «Ключ и Заря»
1
Заседание научного клуба. Открытие первого заседания научного клуба. Выбор председателя. Знакомство с жителями Волшебного Леса.

2
Путешествие в страну Звуков, или Кронтик осваивает звуки.
1
Практическая работа опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач»

3-4
Мумука ведет своих друзей в Музейный Дом.
2
Экскурсия. Путешествие в Волшебный Лес. Знакомство с Музейным Домом. Что такое репродукция. Знакомство с волшебными предметами для рассматривания на картины.

5-8
Так много птиц в одном месте!
4
Работа в Музейном Доме. Работа с фрагментом картины. Прочтение названия птиц по слогам, с ударением. Звукоподражание.

9
Ну и зачем нам речь?
1
Речь письменная и устная. Звуки речи. Работа с картиной Д . Нолана «Святой Франциск беседует с птицами».

10
Все должны спастись!

1
Звукоподражание. Составление рассказа «Как я помог животному». Речь письменная и устная. Звуки речи

11 -14
Мишка рассматривает животных. Волли Волкович придумал игру.

4
Работа в Музейном Доме. Работа с фрагментом картины. Прочтение названия птиц по слогам, с ударением. Звукоподражание.

15-16
Друзья учат Кронтика различать звуки.
2
Практическое занятие. Интонирование звуков в определенном порядке. Количество звуков в слове. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной.

17
Кронтика тренируют Лягушка и Ворона.
1
Выделение звуков в слове. Первый звук в слове. Рассматривание картины Самуэля ван Хогстратена «Вдоль по коридору».

18
КВА-КВА-квартира с КО-КО-комнатой и КУ- КУ- кухней.
1
Выделение звуков в слове. Первый звук в слове. Рассматривание картины «Читающая дамам в интерьере», А. Хенрик – Хансен.

19- 20
Почему желтый жучок ищет жабу?
2
Слово, слог. Чтение слова по слогам. Звукоподражание. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной.

21
Елиса пришла.
1
Выделение звуков в слове. Последний звук в слове. Рассматривание картины «Натюрморт с цветами и фруктами», Балтазар ван дер Аст.

22-23
Вот это картины! И с гранатом и с ящерицей.
2
Выделение звуков в слове, характеристика звуков. Работа в Музейном Доме.
Работа с картиной « Цветочный натюрморт» А. Босхарт Старший.

24
Кронтик не отличает гусей от уток, зато Елиса узнала ирисы».

1
Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме « Гуси, пролетающие над бухтой», «Зимородок и ирисы», У. Хиросиге.

25
Кронтик и Елиса соревнуются.
1
Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной « Путешествующие при луне», У. Хиросиге.

26-27
Кто сказал последнее слово: Кронтик или Елиса?
2
Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной « Ставрида и креветки», У. Хиросиге.

28-29
Кронтик выбирает картину, где всез по два.
2
Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной « Зимний вид склада лесоматериалов», У. Хиросиге.

30
Кто же победит: Елиса или Кронтик?
1

Выделение звуков в слове, характеристика звуков, чтение слов, составление предложений. Работа в Музейном Доме. Работа с картиной « Гора Фудзи со стороны залива», У. Хиросиге.

31-32
Внимание, конкурс!
2
Выполнение задания для будущих членов клуба «Ключ и Заря» ( учебник русского языка ( 1 класс стр.90-94), тетрадь самостоятельных работ по литературному чтению( 1 класс стр. 45-48)

33
Праздник «По тропинкам Волшебного Леса».
1
Праздник. Подведение итогов работы.


Всего
33











2 класс

№п/п
Наименование тем
Кол-во часов
Определение основных видов внеурочной деятельности учащихся


1-2
Задание   клуба  « Ключ  и заря».
2
Заседание научного клуба. Открытие первого заседания научного клуба во 2 классе. Выбор председателя. Подведение итогов за 1 класс, количество учащихся поступивших в клуб. Выполнение работы. Конкурс лучших работ.

3
Как написать письмо, или что такое адресат и адресант?
1
Практическая работа. Учащиеся знакомятся с основными требования написания письма. Учатся подписывать конверт, отличать понятия «адресат» и «адресант».

4
Как написать письмо, или что такое адресат и адресант?
1
Экскурсия. Как путешествует письмо? Для чего необходимо правильно подписывать индекс? Если письмо потерялось. Профессия почтальон.

5-6
Конкурс необычных историй.
2
Творческий конкурс. Для чего необходимо составлять план? Какие бывают планы? Творческая работа «Необычная история» (серия картинок к устному рассказу).

7-8
Путешествие в страну словарей
2
Путешествие. Что такое словарь? Какие бывают словари? Как прочитать словарную статью (возможно использование учебника русского языка, 2 класс, часть 2).

9-12
В гостях у гостеприимного барсука, или что такое настоящее богатство.
4
Экскурсия в парк, лес. Фотоконкурс «Красота рядом!»
Аудиторное (3 ч). Форма проведения занятия проектная работа, защита проекта «Что такое настоящее богатство?».

13
Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота».
1
Конкурсная работа. На основе материалов учебника по литературному чтению (2 класс, часть 1) организуется конкурс «Вопросы от Учёного Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы целесообразно отправить в клуб «Ключи Заря».

14-16
Как написать поздравление?

3
Творческая работа. Оформление поздравительной открытки. Соблюдение
норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита мини-проекта «Поздравляю с Новым годом!».

17-18
Путешествие по детским журналам.
2
Творческая работа. Какие бывают журналы. Что такое периодика? Презентация «Мой любимый журнал».

19-20
Как написать поздравление?
2
Проектная работа. Проект поздравительной открытки. Соблюдение норм речевого этикета при составлении поздравления. Защита проекта «Поздравляю с 8 Марта!».

21-22
Как написать сочинение?
2
Творческая работа. На занятии возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом» (учебник литературного чтения, 2 класс, части 1–2)

23-24
Необычные слова.
2
Творческая работа. Словообразование слов. Образование сложных слов. Соединительная гласная. Творческий конкурс «Необычные слова».

25
Структура текста.
1
Чтение и разбор разных видов текстов. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

26
Тема и основная мысль текста, понимание содержательности названия текста.
1
Работа с текстами. Чтение, разбор текста, выделение частей текста. Заголовок. Части текста.

27-30
Работа с картиной. Конкурс сочинений.

4
Творческая работа. Для организации конкурса возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом»
(учебник литературного чтения, 2 класс, части 1–2), а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений, расположенных в музеях вашего города, поселка и пр. Подведение итогов конкурса.

31-32
Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота».


2
Конкурсная работа. На основе материалов учебника литературного чтения
(2 класс, часть 1) организуется конкурс «Вопросы от Учёного Кота». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы целесообразно отправить в клуб «Ключ и Заря».

33-34
Конференция. Защита портфолио.
2
Конференция. Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 2 класс.


Всего
34





3 класс
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Определение основных видов внеурочной деятельности
учащихся

1-2
Внимание, конкурс! «Незаметные предметы в твоём доме».
2
Творческая работа. Организация и проведение конкурса «Незаметные предметы в твоём доме». Целесообразно использовать материалы учебника «Литературное чтение». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы можно отправить в клуб «Ключ и Заря».

3-4
Экскурсия в библиотеку.
2
Экскурсия. Как записаться в библиотеку? Как правильно подобрать книгу? Что такое каталог?

5-8
Учимся делать научное сообщение.
4
Творческая работа. Что такое научный текст. Как подготовить доклад. Творческая работа презентация научного сообщения

9-10
Как отстоять свою точку зрения?
2
Практическая работа, публичное выступление. Что такое точка зрения. Культура диалога, монолога. Публичное выступление. Критика точки зрения оппонента.

11-12
Внимание, конкурс! Сочинение «Родной уголок».
2
Конкурс. Целесообразно использовать материалы учебника
«Литературное чтение». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы можно отправить в клуб «Ключ и Заря».

13-16
Внимание, конкурс! «Задание для членов клуба».
4
Конкурс. Возможно использование материалов учебников «Литературное чтение», «Русский язык». Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы целесообразно отправить в клуб «Ключ и Заря».

17-20
Проект «Как появилась книга?»
4
Проектная работа. История возникновения письменности и появления книг. Книга носитель истории. Современная книга.

21-22
Работа с картиной. Конкурс сочинений.
2
Творческая работа. Для организации конкурса возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом», учебник «Литературное чтение», части 1–2, а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений местных художников. Подведение итогов конкурса.

23-24
Мой любимый писатель, или для чего нужна биография?
2
Творческая работа. Творческая биография писателя. Роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения. Составление биографии писателя.

25-28
Проект «Мой родной край» (памятники культуры, музеи, культурные ценности, интересные люди).
4
Проектная работа. Достопримечательности родного края. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы можно
отправить в клуб «Ключ и Заря».

29-30
Внимание, конкурс! Сочинение «Летние каникулы».
2
Творческая работа. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио.
Лучшие работы можно отправить в клуб «Ключ и Заря»..

31-32
Внимание, конкурс! «Задание для членов клуба».
2
Творческая работа. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Лучшие работы, возможно, отправить в клуб «Ключ и Заря».

33-34
Конференция. Защита портфолио.
2
Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключи Заря» за 3 класс.


Всего
34




































4 класс
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Определение основных видов внеурочной деятельности
учащихся

1-2
История одного узора.

2
Экскурсия в музей. Форма проведения занятия творческая
работа. Устройство мироздания.

3-4
Учимся рассуждать.
2
Творческая работа. Подготовка презентации для первоклассников (любое природное явление).

5-6
Заседание клуба «Главный закон общения».

2
Творческая работа. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения. Тактичная критика точки зрения оппонента. Доказательное суждение в процессе диалога.

7-8
Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее.
2
Олимпиада. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Работы учащихся можно отправить в клуб «Ключ и Заря».


9-12
Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения.
4
Творческая работа, конкурс. Однородные члены предложения. Глагол. Конкурс на лучший рецепт. Работа с портфолио. Работы учащихся можно отправить в клуб «Ключ и Заря».

13-16
Работа с картиной. Конкурс сочинений.

4
Творческая работа. Для организации конкурса возможно использование живописных произведений в разделе «Музейный Дом», учебник «Литературное чтение», части 1–2, а также можно организовать экскурсию для знакомства и изучения живописных произведений местных художников. Подведение итогов конкурса.

17-20
Проект «Что человека делает человеком, или Тайна особого зрения».
4
Проектная работа. Особенности мировосприятия обычного человека. Особенности мировосприятия писателя, поэта, музыканта и художника: сходность мыслей и переживаний, отраженных в разных видах искусства.

21-24
Заседание клуба «Поэты и писатели моего края».
4
Заседание научного клуба. Подготовка к заседанию клуба. Диалог с писателем, поэтом. Конкурс сочинений «Портрет писателя».

25-27
Сочинение по наблюдениям.
3
Экскурсия в парк, лес, зоопарк и пр. Наблюдение за природой, животными.
Творческая работа. Сочинение по наблюдениям. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Работы учащихся возможно отправить в клуб «Ключ и Заря».

28-30
Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое настоящее и будущее.
3
Олимпиада. Выявляются победители конкурса. Работа с портфолио. Работы учащихся возможно отправить в клуб «Ключ и Заря»

31-34
Конференция. Защита портфолио.
4
Подведение итогов работы школьного научного клуба «Ключ и Заря» за 1–4 классы.

всего
34



Календарно - тематическое планирование курса «Ключ и заря»

1 класс

№п/п
Наименование тем
Кол-во часов
Дата
Примечание


1
Карта Волшебного Леса, или как вступить в клуб «Ключ и Заря»
1



2
Путешествие в страну Звуков, или Кронтик осваивает звуки.
1



3-4
Мумука ведет своих друзей в Музейный Дом.
2



5-8
Так много птиц в одном месте!
4



9
Ну и зачем нам речь?
1



10
Все должны спастись!

1



11 -14
Мишка рассматривает животных. Волли Волкович придумал игру.

4



15-16
Друзья учат Кронтика различать звуки.
2



17
Кронтика тренируют Лягушка и Ворона.
1



18
КВА-КВА-квартира с КО-КО-комнатой и КУ- КУ- кухней.
1



19- 20
Почему желтый жучок ищет жабу?
2



21
Елиса пришла.
1



22-23
Вот это картины! И с гранатом и с ящерицей.
2



24
Кронтик не отличает гусей от уток, зато Елиса узнала ирисы».

1



25
Кронтик и Елиса соревнуются.
1



26-27
Кто сказал последнее слово: Кронтик или Елиса?
2



28-29
Кронтик выбирает картину, где всез по два.
2



30
Кто же победит: Елиса или Кронтик?
1




31-32
Внимание, конкурс!
2



33
Праздник «По тропинкам Волшебного Леса».
1




Всего
33





















Календарно - тематическое планирование
2 класс


п/п
Наименование тем
Количество часов

Дата
Примечание



аудит
внеауд



1-2
Задание   клуба  « Ключ  и заря».
2




3
Как написать письмо, или что такое адресат и адресант?
1




4
Как написать письмо, или что такое адресат и адресант?

1



5-6
Конкурс необычных историй.
2




7-8
Путешествие в страну словарей
2




9-12
В гостях у гостеприимного барсука, или что такое на
стоящее богатство.

3
1



13-14
Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота».

2




15-16
Как написать поздравление?
2




17-18
Путешествие по детским журналам.

1
1



19-22
Как написать поздравление?

4




23-24
Необычные слова.

2




25
Структура текста.
1




26
Тема и основная мысль текста, понимание содержательности названия текста
1




27-30
Работа с картиной. Конкурс сочинений.

4




31-32
Внимание, конкурс! «Вопросы от Учёного Кота».

2




33-34
Конференция. Защита портфолио.
2





Итого:
31 ч
3 ч







Календарно - тематическое планирование
3 класс

№п/п
Наименование разделов ( тем)
Кол-о часов

Дата
Примечание



аудит
внеаудит



1-2
Внимание, конкурс! «Незаметные предметы в твоём доме».
2




3-4
Экскурсия в библиотеку.

2



5-8
Учимся делать научное сообщение.
4




9-10
Как отстоять свою точку зрения?
2




11-12
Внимание, конкурс! Сочинение «Родной уголок »..
2




13-16
Внимание, конкурс! «Задание для членов клуба».


4




17-20
Проект «Как появилась книга?»
4




21-22
Работа с картиной. Конкурс сочинений.
2




23-24
Мой любимый писатель, или для чего нужна биография?
2




25-28
Проект «Мой родной край».
2
2



29-30
Внимание, конкурс! Сочинение «Летние каникулы».

1
1



31-32
Внимание, конкурс! «Задание для членов клуба».

2




33-34
Конференция. Защита портфолио.


2





Итого:
29 ч







Календарно - тематическое планирование
4 класс

№п/п
Наименование разделов
( тем)
Кол-о часов
Дата
Примечание



аудит
внеаудит



1-2
История одного узора.

1
1



3-4
Учимся рассуждать.
2




5-6
Заседание клуба «Главный закон общения».

2




7-8
Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое,
настоящее и будущее.
2




9-12
Конкурс «Рецепт приготовления блюда». Мои достижения.
4




13-16
Работа с картиной. Конкурс сочинений.

4




17-20
Проект «Что человека делает человеком, или Тайна особого зрения».

4




21-24
Заседание клуба «Поэты и писатели моего края».

4




25-27
Сочинение по наблюдениям.
2
1



28-30
Олимпиада. Человек в мире культуры. Его прошлое,
настоящее и будущее.

3




31-34
Конференция. Защита портфолио.
4





Итого:
32
2















Заголовок 115