Авторская программа Клуб любителей чтения


Е. В. Задубровская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Матвеево-Курганская средняя общеобразовательная школа № 1
Учитель начальных классов
Рабочая программа кружка
«Клуб любителей чтения»
по интеллектуальному направлению
внеурочной деятельности
Программа «Клуб любителей чтения» предназначен для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов и рассчитана на 4 года обучения (135 учебных часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), 1 раз в неделю по 45 минут во 2-4 классах. 1 класс – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (6,5-10 лет).
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь положительную мотивацию к изучению литературного чтения, стремиться расширять свой читательский кругозор, развивать устную и письменную речь, формировать читательские умения и нравственные качества.
Данный курс позволяет обеспечить развитие памяти, творческих способностей, самостоятельности в читательской деятельности и в суждениях, познавательной активности, грамотности, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Программа составлена с учётом требований ФГОС нового поколения и соответствует возрастным особенностям младших школьников. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Клуб литературного чтения» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).
Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание.
Цель курса: привлечение к чтению через демонстрацию богатого творческого и содержательного потенциала книги.
Задачи курса:
организовать на основе материала для дополнительного чтения дифференцированное уровневое обучение, учитывая подготовку учащихся класса;
постоянно расширять круг чтения детей, повышать уровень начитанности каждого школьника даже при отсутствии необходимых условий: наличие книг и библиотек;
предоставить реальные возможности каждому школьнику для дополнительного чтения по изучаемому разделу;
сформировать активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;
раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;
дать представление о книге как о продукте, созданном человеком, в контексте мировой культуры, культуры России;
сформировать основы информационной культуры учащихся через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий для успешного освоения обязательных предметов школьной программы;
развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передать полученную информацию в устной форме.
Особенностью программы «Клуб любителей чтения» является организация деятельности младших школьников, основанной на принципах научности, доступности, занимательности, наглядности, сознательности и индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Содержание программы
1 год обучения «Сказочный мир».
№ п/пТема занятия Количество часов Характеристика деятельности учащихся
1-2. Русская народная сказка «Колобок». 2 Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки, лепка колобка, инсценирование.
3-4. Русская народная сказка «Теремок». 2 Слушание, рассказывание, иллюстрирование, лепка героев, инсценирование.
5. Русская народная сказка «Репка». 1 Слушание, выборочный пересказ, рисование с помощью трафарета.
6-8. Русская народная сказка «Волк и лиса». 3 Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками. Постановка кукольного театра.
9-11. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». 3 Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. Постановка кукольного театра.
12-13. Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». 2 Слушание, чтение, иллюстрирование, инсценирование.
14-15. Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица». 2 Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка, инсценирование сказки
16-18. Русская народная сказка «Три медведя». 3 Чтение, пересказ, иллюстрирование. Постановка кукольного театра.
19-20. Русская народная сказка «Маша и медведь». 2 Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. Ролевая игра.
21-22. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». 2 Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.
23-24. Русская народная сказка «Каша из топора». 2 Слушание, чтение, иллюстрирование, рисование свечкой и акварелью.
25. Русская народная сказка «Кот и лиса». 1 Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем набрызга – животные.
26-27. Русская народная сказка «Лягушка-царевна». 2 Рассказывание, чтение, аппликация, инсценирование.
28. Русская народная сказка «Морозко». 1 Слушание, чтение, иллюстрирование, ролевая игра.
29. Татарская народная сказка «Три сестры». 1 Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр.
30. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1 Слушание, чтение, краткий пересказ, рисование с натуры лица восковыми мелками.
31. Русская народная сказка «Хаврошечка». 1 Чтение, рисование жидкой гуашью путем набрызга – цветы на поляне.
32. Русская народная сказка «Летучий корабль». 1 Слушание, выборочный пересказ, просмотр мультфильма. Создание книжки-малышки.
33. Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки» 1 Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей).
2 год обучения «Путешествие в море книг».
№ п/пТема занятия Количество часов Характеристика деятельности учащихся
1. Самые интересные книги, прочитанные летом. 1 Обзор новых книг для чтения во 2 классе.
2. Конкурс рисунков по прочитанным книгам. 1 Выставка рисунков.
3. Викторина «Путешествие в море книг». 1 Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
4-7. Путешествие в сказку
Сказки народов мира. 4 Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
8. Литературная игра - викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина. 1 Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
9-11. Книгу прочитал - на крыльях полетал
Л.Толстой 3 Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
12-14. Великая радость –работа
К.Ушинский. 3 Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
15-17. О братьях наших меньших
Рассказы Н.Сладкова, В.Дурова. 3 Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
18. День книги – именинницы. 1 Рассказ о книге по календарю знаменательных дат.
19. Сказки и стихи К.Чуковского. 1 Викторина по произведениям, конкурс рисунков.
20-23. Смешинки
С.Михалков, Б. Заходер,
В Драгунский. 4 Викторина по произведениям, конкурс рисунков.
24. Современные писатели детям. 1 Викторина по произведениям, конкурс рисунков.
25. Писатели – юбиляры. 1 Рассказ о творчестве писателя.
26. Литературная игра
«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена. 1 Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
27. «И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова. 1 Отгадывание кроссвордов.
28. Что на свете всего важнее
Е.Пермяк «Торопливый ножик»
Н.Артюхова «Новые соседи». 1 Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
29. Сказки зарубежных писателей.
1 Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
30-31. Сказки братьев Гримм. 2 Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.
32. Зарубежный фольклор. 1 Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе Маршака.
33. «Папа, мама, я –читающая семья».
1 * конкурс на самую читающую семью;
*конкурс на лучшее чтение стихов;
*любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».
34. Посещение сельской библиотеки. 1 Рекомендательный список произведений для летнего чтения.
3 год обучения «Любимые книги, любимые писатели».
№ п/пТема занятия Количество часов Характеристика деятельности учащихся
1. «Что я читал летом».
1 Защита читательских дневников.
2-3. «Золотая волшебница - осень». Стихи донских поэтов об осени. 2 Стихи русских и донских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов.
4-9. Кукольный театр. Постановка русской народной сказки «Теремок». 6 Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие речевого дыхания и артикуляции. Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.
Репетиция. Показ сказки детям.
10. Посещение библиотеки.
« День новой книги». 1 Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста.
11-13. Писатели – юбиляры.
3 По календарю знаменательных дат.
14-16. «Лучшие сказки 20-века».
3 Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку.
17-18. Конкурс кроссвордистов.
2 Составить кроссворд по произведениям детских писателей. Защита проектов.
19-21. Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена. 3 Подготовка и проведение утренника.
22-23. Сочиняем загадки. 2 Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку.
24-26. Устный журнал «Любимые книги – любимые писатели». 3 Подготовка к мероприятию. Защита проектов.
27-28. Фотоконкурс «Я читаю!». 2 Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке.
29-31. Современные детские журналы и газеты. 3 Подготовить рекламу журнала по мини-группам.
32-34. Подведение итогов года. Круглый стол «Моя любимая книга, любимый писатель» 3 Подготовка к круглому столу. Защита проектов.
4 год обучения «Чудо – имя, которому книга».
№ п/пТема занятия Количество часов Характеристика деятельности учащихся
1-2. Вводная тема «Чудо – имя, которому книга». 2 Роль книги в истории человеческой цивилизации. Роль книги в жизни человека.
Отличие книги от других источников информации.
Рассказы учащихся о своих любимых книгах.
Основные понятия: информация, источники информации, книга.
3. «Что я читал летом».
1 Защита читательских дневников.
4-11. История книги. 8 Древние книги.
Русская рукописная книга.
Начало книгопечатания.
Русская печатная книга.
Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса. Восковые таблички. Берестяные грамоты. Книга-кодекс из пергамента. Процесс переписывания древних книг. Содержание древних книг, их историческая и культурная ценность. Предпосылки возникновения книгопечатания. Потребность в книге. Изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом. Первые печатные книги. Изменение внешнего облика книги и ее структуры с развитием печатного дела.
12-14. Книги для детей Донских писателей. 3 Знакомство с произведениями донских авторов. Сравнение героев, языка произведения. Анализ содержания.
15-19. Книга и ее создатели.
Самые известные авторы детских книг.
Известные художники-иллюстраторы детских книг. 5 Кто и как создает книги. Писатели и художники в одном лице (Творчество Е.И. Чарушина, В. Сутеева.)
Роль и значение иллюстраций в книге. Знаменитые иллюстраторы детских книг
(В. Лебедев, Ю. Васнецов, В. Конашевич, Т. Маврина)
Самые знаменитые детские писатели
Андерсен Г.Х., Распэ Э.
Пушкин А.С.. Заходер Б.
Практическая работа.
20-24. Самые современные книги. (Книги, выполненные не на традиционном бумажном носителе). 5 Электронные книги, аудио -книги.
Практическая работа.
25-28. Виды литературы. 4 Знакомство с жанрами художественной литературы. Знакомство с кругом научно-познавательной литературы для младших школьников (Научно-популярная, научно-художественная литература)
29-30. Справочные издания. 2 Представление об энциклопедии, справочнике, словаре. (Зачем мы обращаемся к этим книгам? Репертуар справочной литературы для младших школьников).
31-34. Подведение итогов года. Определение списка литературы для чтения летом. Конкурсная программа «Клуб любителей книг». 4 Подведение итогов года. Составление списка литературы для чтения летом. Подготовка и проведение конкурсной программы.
Личностные и метапредметные результаты
освоения программы по внеурочной деятельности.
Личностные результаты.
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться распознавать литературные жанры.
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
сравнивать слова по написанию и произношению;
определять разницу между звуком и буквой;
устанавливать общие признаки жанров;
находить языковые закономерности;
определять последовательность работы над словом, учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
овладевать художественными средствами языка;
перерабатывать полученную информацию: группировать слова, предложения;
находить в тексте фразеологизмы, омонимы, омографы;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
задавать вопросы;
находить родственные слова;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по многозначности слова;
находить ошибки в построении предложений;
делать умозаключения.
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии;
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета.
овладевать некоторыми способами редактирования текста.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика, спикера);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
выделять историзмы, архаизмы, неологизмы;
обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять тексты;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры предложений, различных по интонации и цели высказывания;
приводить примеры отрицательных предложений;
проводить сравнение между словарями: орфографическим, фразеологическим, толковым, этимологическим, синонимов;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
осознанно строить речевое высказывание;
построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
определять виды отношений между частями речи;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между видами текстов;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать задания повышенной сложности.
Основные требования и умения учащихся к концу 1-го класса.
К концу обучения учащиеся должны знать:
- популярные русские и народные сказки;
- признаки сказки как жанра;
- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)
- правила работы с красками, пластилином, ножницами;
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.
Основные требования и умения учащихся к концу 2-го класса.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
пользоваться сносками и примечаниями книги;
отвечать на типовые вопросы о книге;
составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Основные требования и умения учащихся к концу 3-го класса.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
характеризовать книгу в целом;
сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;
представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.
В работе с текстом третьекласснику нужны умения,
готовиться к восприятию нового произведения;
эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
составить рассказ о герое произведения;
кратко передать события (сюжет);
самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.
Основные требования и умения учащихся к концу 4-го класса.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям, выборочно);
ставить перед собой цель чтения книги.
-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Список литературы:
Библиотечно-библиографические знания – школьникам: Практическое пособие для руководителей детского чтения. – М.: Книга, 1989.
Власова Е. Проектная форма урока //Школьная библиотека. – 2001. – № 8. – с. 42-45.
Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова: Учебно-методическое пособие. – М.: Школьная библиотека, 2002. – 208 с.
Краткий справочник школьного библиотекаря/О.Р. Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; Под общей редакцией Г.И. Поздняковой. – СПб: Профессия, 2001.-352 с. – (Серия «Библиотека»)
Николаева Л.А. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 191с.
Слово о книге: афоризмы, изречения, литературные цитаты /Сост. Е.С. Лихтенштейн. – М.: Книга, 1969. – 341с.
Читаем, учимся играем: Сборники сценариев для массовых библиотек. – М., 1998 -1999.
Чулкина Г. Опять урок!: Программа «Библиотечно-информационные знания младшим школьникам». – Библиотека в школе. – 2000. – №5. – С.12-13
Пикулева Н.В. «Слово на ладошке» - М.:Новая школа, 1994
«Русские народные сказки» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок: утренники. – Волгоград: учитель, 2009
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980