Рабочая программа Клуба Любителей Природы с. Кумора


Направленность: нравственное воспитание, укрепление здоровья, приобретение навыков организация досуговой деятельности и начальной эко-туристской подготовки.
Рабочая программа составлена на основе двух программ: программа - «Обучение детей жизненным навыкам в природной среде». Программа формирует условия для создания и развития нравственных ориентиров, учит сотрудничеству, позволяет развить коммуникативные способности и воспитание гражданской ответственности.

Цели и задачи
Цели и задачи данной программы формирование у воспитанников опыта позитивных отношений в процессе коллективных действий и активной жизненной позиции.
Задачи:
- Эмоционально-нравственное ориентирование на позитивное общение.
- Привитие навыков экологической культуры.
Развивающие:
- Формирование умения сотрудничать в совместной деятельности.
- Развитие и укрепление здоровья детей.
- Развитие творческих способностей детей.
- Развитие организаторских способностей.
Образовательные:
- Расширение и углубление знаний по экологии и туризму
- Обучение позитивному мышлению.
- Научение жизненным навыкам в природной среде.

Условия:
Необходимым условием для реализации программы является сотрудничество между педагогом и родителями и детьми, т.к. именно общими усилиями возможно создать единую нравственно здоровую среду, в которой будут развиваться дети
Принципы обучения,
1. Принцип сотрудничества- основан на сотрудничестве педагога, детей и родителей.
2. Принцип доброжелательности - любая деятельность на занятии имеет смысл только в том случае, если в результате нее строятся доброжелательные отношения.
3. Принцип постепенности. Главная идея занятия дать ориентиры позитивных отношений через участие и проведение коллективных процессов.
Требования к знаниям умениям и навыкам.
Приобрести навыки начальной туристской подготовки:
Разводить костер, устанавливать палатку, правильно собирать рюкзак,
оказывать первую медицинскую помощь, определять азимут и стороны
горизонта, заполнять маршрутный лист, составлять меню, приготовить пищу
на костре, знать правила техники безопасности в походе, собрать правильно
личное и групповое снаряжение в поход, вязка: туристских узлов и
их на практики.
Знать: памятники природы, правила поведения в лесу. Форма подведения итогов, реализации: выводы и открытия группы, ПВД, тематические вечера, творческие работы учащихся.

2. Учебно-тематический план занятий


Тематика занятий






Способы решения задач: развивающие игры, беседы, лекции, ПВД, практические занятия.













1 .Основы туристкой подготовки




1.1

Туризм. Виды туризма.




1.2

Личное и групповое туристское снаряжение




1.3

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.




1.4

Подготовка к походу, путешествию




1.5

Обязанности членов туристской группы по должностям




1.6

Питание в туристском походе




1.7

Техника и тактика в туристском походе




1.8

Обеспечение безопасности в туристском походе




1.9

Особенности психологической подготовки туристов




1.10

Зимние спортивные походы













2. Топография и спортивное ориентирование.




2.1

Топографическая карта




2.2

Техника спортивного ориентирования




2.2.1

Чтение карты. Условные знаки.




2.2.2

Масштаб спортивных карт. План - карта.




2.2.3

Измерение и контроль расстояния




2.2.4

Определение и контроль направлений




2.3

Развитие наблюдательности и памяти




2.3.1

Входное тестирование




2.3.2

Развитие зрительной памяти




2.3.3

Развитие глазомера.




2.3.4

Корректирующие тесты




2.4

Компас. Работа с компасом




2.5

Рельеф




2.5.1

Сечение рельефа




2.5.2

Развитие чувства длины




2.6

Ориентирование по легенде.




2.6.1

Символы легенд КП.




2.7

Техника безопасности в спортивном ориентировании




2.8

Виды спортивного ориентирования




2.9

Правила соревнований в спортивном ориентировании




















3. Основы гигиены и первой до врачебной помощи




3.1

Личная гигиена туриста.




3.2

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений




3.3

Основные приемы оказания первой до врачебной помощи




3.4

Приемы транспортировки пострадавшего













4. Краеведение.




4.1

Туристские возможности родного края













5 . Общая физическая подготовка




5.1

Краткие сведения о строения и функциях организма и влияния физ. Упражнений




5.2

Особенности физической подготовки туристов. Общая физическая подготовка




5.3

Специальная физическая подготовка






6. Экстремальные ситуации




6.1

Пожар в лесу, змея.




6.2

Землетресение




6.4

Тонкий лед, лавина





3. Содержание предмета.
1. Основы туристской подготовки.
1.1 История Туризма . Известные путешественника
История возникновения туризма. Виды туризма. История освоение России, знаменитые русские путешественники. Современная организация туризма в стране. Знакомство с современными туристами путешественниками. Знакомство с туристами - земляками.
1.2 Личное и групповое снаряжение.
Требование к туристскому снаряжению. Групповое и личное снаряжение, сезонные
особенности. Уход за снаряжением. Специальное снаряжение. Практические занятия. Комплектование личного снаряжения. Ремонт снаряжения.
1.3 Организация туристского быта.
Требование к месту бивака. Организация бивака в безлесной зоне, в горах. Установка палаток в различных условиях. Типы костров и их назначение. Оборудование костра. Хранение продуктов. Правила работы дежурных. Практические занятия. Выбор места бивака. Самостоятельная работа по развертыванию лагеря. Установка палаток. Заготовка дров. Приготовление пищи.
1.4 Подготовка к походу.
Подбор группы и распределение обязанностей. Оформление походной документации. Смотр готовности. Подготовка снаряжения. Практические занятия: Изучение маршрутов. Составление подробного плана-графика. Заполнение маршрутной документации.
1.5 Обязанности членов туристской группы по должностям.
Руководитель - его обязанности и права. Зам. руководителя - его обязанности и права. Завхоз. Штурман. Медик. Ремонтник. Хронометражист. Эколог. Член группы.
1.6 Питание в походе.
Значение, режим и особенности питания в походе. Нормы дневного рациона.
Норма закладки продуктов. Составление меню. Фасовка и упаковка продуктов. Практические занятия: Составления меню и списка продуктов на 1, 3, 5 дней.
1.7 Техника и тактика в туристском походе.
Понятие о тактике в туристском походе. Тактика планирование нитки маршрута. Маршруты линейные, кольцевые. Радиальные выходы. Движение группы по дорогам и тропам. Техника движения на равнине по песку, по камням, по болоту. Движение в тайге. Движение в горах. Правила ходьбы в горах. Броды. Обеспечение безопасности в походе. Система обеспечения безопасности в туризме. Ответственность каждого члена группы. Порядок движения группы.
1.9 Особенности психологической подготовки туристов.
Развитие и совершенствование специальных психологических качеств туристов. Качества туристов: скорость реакции, чувства времени, ориентирование в пространстве, чувство положения тела, чувство свободы движений, внимание, технико-тактической мышление. Психологические советы.
1.10 Зимние спортивные походы
Особенности зимних спортивных походов. Лыжные походы, их организация и проведение. Снаряжение и техника туриста - лыжника. Тактика зимних походов. Данные о питании в лыжном походе, обеспечение его безопасности.
2. Топография и ориентирование.
2.1 Топографическая карта.
Виды топографических карт, основные сведения. Топографические знаки Изображение рельефа и его типы. Практические занятия. Упражнения на запоминания топограф, знаков. Определение горизонталей различных форм рельефа.
2.2 Компас. Работа с компасом.
Компас, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Определение азимута. Практические занятия. Упражнения на определения сторон горизонта при помощи компаса. Упражнения на определения азимута.
2.3 Ориентирование по местным предметам.
Определение сторон горизонта при помощи Солнца, Луны, Полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи растительности, насекомым. По предметам созданных людьми.
Практические занятия
Упражнения по определению своего места нахождения. Ориентирование по выбору.
3.Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
3.1 Личная гигиена туриста.
Личная гигиена при занятии туризмом. Гигиена обуви и одежды. Закаливание. Вредные привычки.
3.2 Походная мед, аптечка, использование лекарственных растений
Состав медицинской аптечки. Показания и противопоказания по применению лекарств,
препаратов. Лекарственные растения возможности их использования.
3.3 Основные приемы оказания первой медицинской помощи. Заболевания и травмы. Предупреждение и лечение заболевание. Обработка всех видов. Первая помощь при переломах и кровотечении.
Практические занятия
Освоение способов бинтования.
3.4 Приемы транспортировки пострадавшего.
Обездвиживание пострадавшего с помощью подручных средств. Способы транспортировки пострадавшего.
4. Краеведение .
4.1 Туристские возможности родного края.
Территория и границы района. История края. Экскурсионные объекты. Популярные туристские маршруты.
Практические занятия
Знакомство с походами совершенными в нашем районе. Просмотр видеоотчетов.
5.Общая и физическая специальная подготовка
5.1 Краткие сведения о строении и функциях организма и влиянии физических упражнений.
Системы и органы человеческого организма. Совершенствование двигательных качеств человека.
5.2 Особенности физической подготовки туристов
Выносливость. Развитие силы. Подвижность в суставах. Быстрота движений
6 Экстремальные ситуации.
Основные принципы действий в экстремальных ситуациях и правила поведения.
5. Методическое обеспечение предмета.
Для изучения данного предмета необходимы следующие материалы: Компас, веревки, карты, маршрутный лист, палатки, рюкзаки, карточки с упражнениями по картографии и ориентированию. Бинты.


Клуб Любителей ПриродыMonotype Corsiva15