Рабочая программа факультатива по русскому языку Клуб любителей русской речи


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области 397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71 тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31, эл. адрес: but-school@mail.ru
СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО учителей
от _____ 2016_ года № 1
___________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР
___________

__________ 2016_ года
УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора школы
__________
№______

от _________ 2016__г .




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по элективному курсу «Клуб любителей русской речи»

для 5 классов среднего (полного) общего образования

Количество часов 17

Учитель Жерегеля Ирина Петровна

Программа разработана на основе методических пособий, указанных в перечне

2016
Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива «Клуб любителей русской речи» в 5 классе составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 кл. и методических материалов: Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.; Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.; Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение.1990г. ; Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.; Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.; Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.; Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.; Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.

Место факультатива: Учебным планом на факультатив отводится 17 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели). Программа факультативного курса «Язык мой – друг мой» ориентирована  на языковое развитие учащихся 5 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они   расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти вступительные испытания перед поступлением в гимназию.
Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. 
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
 коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения)
 интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация)
 информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)
 организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее)
Структура факультативного курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5-е классы рассматривается как этап основного обучения, имеющий  морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание  вводный курс синтаксиса и пунктуации.

Цели программы:
- повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
- поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка.

Задачи:
1.   Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
2.   Содействовать формированию навыка орфографической и пунктуационной грамотности;
3.   Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).


      
Формы, виды занятий.
Курс «Клуб любителей русской речи» имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают  самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Программой предусмотрены практические  занятия.
    
Методы  обучения:
1.     Объяснительно-иллюстративный;
2.     Частично-поисковый, исследовательский;
3.     Словесно-наглядный, практический;
4.     Самостоятельная работа учащихся с информацией.

Средства обучения:
Предметные: тексты, предложения, слова.
Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.
Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмоциональные: интерес, радость, увлечённость.
   
Ожидаемые результаты:

Предметные:

Иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.

Метапредметные:
- овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарями;
- слушать и понимать других;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить речевые высказывания в соответствии с учебными задачами.

Личностные:
Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.


После изучения курса учащиеся должны знать:

 - правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- правила постановки знака препинания или его отсутствия;
  - условия, от которых зависит написание;
   - норму, действующую при данных условиях;
    - последовательность обнаружения изучаемой орфограммы.
   


Учебно-тематическое планирование


п/п
Тема
Количество часов


Введение
1


Безударные гласные в корне
1


Правописание согласных в корне
1


Правописание Ъ и Ь
1


Правописание имен собственных
1


Правописание приставок
1


Правописание суффиксов
1


Правописание сложных слов
1


Орфографические головоломки
1


Правописание имен существительных
1


Правописание имен прилагательных
1


Правописание глаголов
1


Повторение
1


Промежуточный и итоговый
контроль
2


Подведение итогов
1


Резерв
1


ИТОГО:
17








Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия
План
Факт


Введение




Безударные гласные в корне




Правописание согласных в корне




Правописание Ъ и Ь




Правописание имен собственных




Правописание приставок




Правописание суффиксов




Правописание сложных слов




Орфографические головоломки




Правописание имен существительных




Правописание имен прилагательных




Правописание глаголов




Повторение




Промежуточный и итоговый
контроль




Промежуточный и итоговый
контроль




Подведение итогов




Резерв










Литература

Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.:
Просвещение.1990г.
Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.
Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




ђ Заголовок 2 Заголовок 315