Современные средства оценивания качества освоения образовательных программ. Рейтинговая система

Современные средства оценивания. Рейтинговая система
Общенациональный образовательный заказ должен объединять потребности личности, государства и общества. Возникает необходимость разработки и внедрения эффективных моделей образовательных систем с учетом потребностей социокультурной среды и инфраструктуры производства.
Исходным приоритетом в образовании становится формирование эрудированной, свободной и ответственной личности, сочетающей профессиональную компетенцию с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором, нравственным сознанием.
В настоящее время в педагогическом процессе становятся преобладающими следующие приоритеты. Каждый студент должен уметь ставить цели, генерировать идеи, находить смыслы, изыскивать решения в сложных, подчас неадекватных тому или иному предмету, ситуациях.
Важнейший элемент [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – система оценивания качества освоения образовательных программ студентами.
В настоящее время система контроля знаний вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден - она не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов. Ко второму курсу студенты начинают понимать, что домашние задания совсем необязательно сдавать в срок, что можно все принести и сдать в последнюю неделю. Такая штурмовщина не только многократно усиливает нагрузку на преподавателя и студента в конце семестра, но и имеет своим результатом непрочные знания. Результат: на втором курсе студенты помнят только 20 процентов материала первого курса и еще меньше - на старших. Кроме того, существующая система усредняет всех: и студент, сдавший все контрольные мероприятия досрочно, и студент, сдавший их лишь в зачетную неделю, формально одинаково успевают. При этом окончательная оценка по предмету (после экзамена) никак не учитывает "предысторию", содержит существенный элемент случайности. Налицо приблизительность балла: 3,9=4.0 и 4,9=4,0.
Современные средства оценивания
Методы самооценки
Тестовые технологии
Портфолио
Рейтинговая система
Рейтинг
Одной из основных составных единиц новой системы образования является система рейтинг-контроля уровня усвоения знаний студентов. Увеличение доли самостоятельной работы (до 60%) требует соответствующей организации. Например, необходимо стимулирование ритмичной, заинтересованной, активной работы студентов. Решение этой задачи возможно в рейтинговой системе обучения (РСО).
Рейтинговая система оценки знаний в той или иной форме существует уже давно. Она применяется во многих западных университетах; в странах Африки, в которых сохранились системы обучения бывших метрополий.
Рейтинговая система, на наш взгляд, эффективна в следующем:
Во-первых, она учитывает текущую успеваемость студента и тем самым значительно активизирует его самостоятельную работу;
во-вторых, более объективно и точно оценивает знания студента за счет использования дробной 100 - бальной шкалы оценок;
в-третьих, создает основу для дифференциации студентов, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
в-четвертых, позволяет получать подробную информацию о выполнении каждым студентом графика самостоятельной работы.
Из истории
Система оценки знаний баллами
Система оценки знаний баллами зародилась в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] школах в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и имела гуманную цель заменить принятые в те времена телесные наказания на поощрения. Первая трехбалльная шкала оценок возникла в Германии, она получилась в результате разделения всех учеников на три нумерованных разряда: лучших, средних и худших, причем переход из одного разряда в более высокий знаменовал собой приобретение целого ряда преимуществ и привилегий. Первоначально единица имела значение высшей отметки.
В истории российского просвещения изначально как и в Европе существовала трёхразрядная система оценок. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] г. высший разряд обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средний разряд обозначает успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший разряд характеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».
Постепенно словесная оценка становилась однообразней и короче, она чаще заменялась цифровой, причем направление шкалы установилось противоположным германскому. В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] официально установлена [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]:
«1»  слабые успехи;
«2»  посредственные;
«З»  достаточные;
«4»  хорошие;
«5»  отличные.
В течение XX века оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную. В современной России чаще всего (за отсутствием нормативных документов на уровне Министерства Образования и Науки) оценку за триместр выводят как среднее арифметическое текущих (в том числе и контрольных) оценок. Эта, традиционная для советского образования, система сейчас повсеместно применяется в России и некоторых странах постсоветского пространства, хотя в последние годы наметился отход от нее:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Молдавия, Грузия перешли на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] предпочла англосаксонскую систему (в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] до сих пор используется пятибалльная шкала, «1»  оценка за невыполненную работу).
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] используется 6-балльная система оценок с обратной зависимостью т.е. имеет следующие количественные и качественные обозначения:
1  sehr gut «отлично»
2  gut «хорошо»
3  befriedigend «достаточно»
4  ausreichend «удовлетворительно»
5  mangelhaft «неудовлетворительно»
6  ungenьgend «очень плохо».
Во [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] используется 20-балльная система.
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] используется 100-балльная система.
В США используется Индекс качества A-F(E).
Индекс качества A-F(A-E) обычно классифицируется по следующей пятибалльной шкале:
A = 4.0
B = 3.0
C = 2.0
D = 1.0
E(F) = 0.0
Другие варианты, представленные знаками + и  широко используются. Например, так как B = 3.0, то B+ = 3.3 и B- = 2.7. Оценка А+  нововведение в американском образовании.
Мотивацией к активизации учебной деятельности большинства студентов являются:
а) перспектива учета рейтинговой отметки по дисциплине на зачете/экзамене; б) стремление к лидерству; в) самолюбие и т. п.
Основные задачи контрольно-оценочной системы:
получение объективной информации об уровне и качестве индивидуальных учебных достижений студентов в целях коррекции учебного процесса;
получение текущей и прогностической информации о качестве обучения для органов управления образованием;
обеспечение возможности индивидуализации учебного процесса на основе результатов контроля, реализации личностно-ориентированной, развивающей и других инновационных технологий обучения без необоснованного роста трудозатрат со стороны педагога;
сбор и анализ объективной информации о подготовленности студентов для выставления итоговых оценок при переходе на следующую ступень обучения;
поддержка развития новых форм, методов и средств контроля, адекватных компетентностному подходу;
Недостатки существующей практики оценки знаний:
стихийность,
отсутствие связи традиционных средств контроля с современными технологиями обучения,
отсутствие дидактической целенаправленности,
игнорирование преподавателем характерных особенностей материала дисциплины и условий работы,
низкая эффективность в условиях массового обучения,
субъективизм,
отсутствие систематичности в ее проведении,
несопоставимость результатов контроля. небольшое количество вопросов не позволяет объективно проверить весь курс,
вопросы часто не являются отражением тех знаний, умений, навыков, которые необходимо сформировать,
каждый из экзаменаторов имеет свое суждение о знаниях отвечающего, свои методы и критерии;
количество дополнительных вопросов и их сложность зависят от экзаменатора, что также оказывает влияние на общий результат.
Психолого-педагогические факторы, влияющие на результат проверки и оценки знаний:
психологические факторы:
общая и специальная подготовка преподавателя,
личные качества преподавателя (принципиальность, чувство ответственности)
Для обновления контрольно-оценочной системы необходимо:
минимизировать субъективизм в итоговом контроле и перейти к расширенному использованию стандартизированных тестов;
снизить долю авторитарности и принуждения в текущем контроле, создать условия для самоконтроля и самооценки студентов;
заменить привычную ориентацию на «среднего студента» индивидуализированными методами коррекции учебной деятельности в процессе текущего контроля;
отказаться от преимущественной ориентации текущего и итогового контроля на оценку результатов заучивания, деятельности по образцу и перейти к инновационным измерителям, обеспечивающим оценку компетентностей.
















13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 215