ФГОС НОО: система оценки результатов освоения ООП


Зибер Л. П., МАОУ СОШ № 11
22. 11. 2014 г.
ФГОС НОО: система оценки результатов освоения ООП
Слайд 1.
Как организовать процесс подведения итогов по реализации ООП НОО? По прошествии четырех лет реализации ФГОС, более осознанно проанализируем один из ключевых разделов ООП: систему оценки, позволяющий управлять образовательным процессом. В МАОУ СОШ № 11 система оценки рассматривается как комплексный подход к оценочной деятельности, позволяющий вести оценку достижений планируемых результатов по следующим критериям:
Оценка планируемых предметных результатов.
Оценка планируемых метапредметных результатов.
Оценка планируемых личностных результатов.
Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию.
Оценка результатов деятельности образовательного учреждения по полноте и качеству реализации ООП.
Слайд 2.
Рекомендуется оценивать образовательные результаты по 5 областям: математика, русский язык, окружающий мир, умение учиться, учебное сотрудничество, грамотность чтения информационных текстов.
Для оценки предметных образовательных достижений младших школьников рекомендуется провести три предметные итоговые работы.
Слайд 3.
Для оценки метапредметных образовательных результатов (грамотность чтения информационных текстов) рекомендуется использовать комплексную работу на межпредметной основе.
В качестве письменных работ можно использовать:
а) Комплексную работу: Итоговая аттестация выпускника начальной школы. Комплексная работа / [Ю.В. Баранова, М.Ю. Демидова, Г.С. Ковалёва и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с.;
б) Составить собственные итоговые работы или комплексную работу. Для составления работ рекомендуется использовать задания, предлагаемых в книге: Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.] ; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.
Планируемые результаты начального общего образования/ [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
Как в нашем ОУ оцениваются достижения учащихся? В начале года выполняют входные (стартовые) работы, проводится промежуточная предметная диагностика в течение года по русскому языку, математике и навыкам чтения и в апреле выполняют итоговую комплексную работу. Для оценки регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД в качестве инструментария педагогами используются листы наблюдений, итоговые комплексные работы под ред. О. Б. Логиновой, материалы «Диагностика метапредметных результатов» авторы: Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Козлова С. А. Результаты анализируются и заносятся в сводную таблицу, где фиксируются проверяемые УУД, количество учащихся выполнивших задания и не справившихся, в том числе в % соотношении. В итоговой таблице отражаем результаты по четырем уровням: отличный, средний, удовлетворительный результат и не справились с работой (в зависимости от набранных баллов).
Для оценки таких метапредметных образовательных результатов, как умение учиться и учебное сотрудничество рекомендуется провести групповой проект, оценив уровень сформированности этих групп умений на основе наблюдения.
В нашей школе проводятся групповые проекты, но не в системе (не для всех педагогов этот вид деятельности стал нормой), чаще это групповые работы на учебных занятиях; образовательные события по параллелям; проектно-исследовательская деятельность.
Слайд 4.
Эффективной формой оценивания динамики учебных достижений учащихся является портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио ученика начальной школы МОУ СОШ № 11 включаются следующие разделы и материалы:
Мой портрет .Моя учебная деятельность.
Творческие работы.
Мои достижения.
Попробуем проанализировать и разобраться, как представить образовательные достижения выпускников начальной школы.
Слайд 5.
Предметные и метапредметные результаты оцениваются школой в соответствии с оценочными шкалами, принятыми в школе. Чаще всего оценку предметных результатов фиксируют по пятибалльной шкале, метапредметные результаты оценивают в уровнях (I - VI).
За курс начальной школы выставляется одна качественная оценка: «не освоил образовательную программу начального общего образования» или «освоил образовательную программу начального общего образования на базовом уровне» или «освоил образовательную программу начального общего образования на повышенном уровне». Эта оценка должна включать предметные и метапредметные достижения младших школьников, сочетать оценку работ, выполненных младшими школьниками на момент окончания 4 класса и накопленную в портфолио оценку за весь период обучения в начальной школе.
Комплексная итоговая оценка за курс начальной школы
Уровень освоения Итоговая оценка Накопленная оценка
Предметные результаты Метапредметные результаты ПортфолиоУченик освоил ООП НОО на базовом уровне Правильно выполнено не менее 50% заданий базового уровня итоговых работ по предметам Правильно выполнено не менее 50% заданий базового уровня комплексной работы на межпредметной основе и школьник продемонстрировал сквозные метапредметные результаты не ниже IV уровня В портфолио зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачтено» или «удовлетворительно»
Ученик освоил ООП НОО на повышенном уровне Правильно выполнено не менее 50% заданий базового уровня и не менее 65% заданий повышенного уровня итоговых работ по предметам Правильно выполнено не менее 50% заданий базового уровня и не менее 65% заданий повышенного уровня комплексной работы на межпредметной основе и школьник продемонстрировал не менее 50% умений сквозные метапредметные результаты на V или VI уровне В портфолио зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам учебной программы и не менее, чем в половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично»
Ученик не освоил ООП НОО Правильно выполнено менее 50% заданий базового уровня Правильно выполнено менее 50% заданий базового уровня комплексной работы на межпредметной основе и школьник продемонстрировал сквозные метапредметные результаты на уровнях ниже IV уровня В портфолио не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам учебной программы
Если по результатам выполнения итоговых работ нельзя сделать однозначного вывода об освоении планируемых результатов, решение о переводе ученика на следующую ступень обучения принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений учащегося, отражённой в портфолио, а также контекстной информации об условиях и особенностях обучения данного ученика.
Кроме того, поскольку стратегической задачей новых образовательных стандартов является формирование новых, в первую очередь метапредметных результатов, то школам могут отдельно выделить уровни сформированности умений, входящих в сквозные метапредметные образовательные результаты: умение учиться, учебное сотрудничество, грамотность чтения информационных текстов и зафиксировать их в таблице.
Результаты сформированности сквозных метапредметных
образовательных результатов
Метапредметное умение I
уровень II
уровень III
уровень IV
уровень V
уровень VI
уровень
Умение учиться
Умение ставить цели учебной деятельности Умение планировать решение учебной задачи (выбирать и определять последовательность действий, необходимых для этого средств и этапов) Умение решить учебную задачу (моделирование, поиск способа решения, применение и конкретизация) Умение контролировать процесс и результат решения учебной задачи Умение оценить меру своего продвижения в решении учебной задачи Учебное сотрудничество
Инициатива в учебном сотрудничестве Планирование учебного сотрудничества Позиционное взаимодействие Управление коммуникацией Грамотность чтения информационных текстов
Умение ориентироваться в тексте, поиск информации Анализ текстовой информации Структурирование и фиксация текстовой информации Использование (применение) текстовой информации Формы представления комплексной итоговой оценки
за курс начальной школы
Результаты итоговой оценки (вывод)
Количество выпускников начальных классов освоил ООП НОО на базовом уровне освоил ООП НОО на повышенном уровне не освоил ООП НОО
чел. % чел. % чел. %
Метапредметные результаты
Группы метапредметных умений Повышенный, высокий (V-VI) Базовый (IV)
Недостаточный, пониженный (I-III)
чел. % чел. % чел. %
Умение учиться Учебное сотрудничество Грамотность чтения информационных текстов Слайд 6.
В качестве основных показателей для оценки индивидуальных достижений обучающихся применяются: успешность освоения учебной программы (% от максимального балла, который можно было получить за выполнение всей работы), достижение базового уровня и уровни достижений обучающихся.
В зависимости от уровня достижений по предмету обучающихся можно разделить на 5 групп (недостаточный, пониженный, базовый, повышенный, высокий).
недостаточный уровень - учащиеся, которые не овладели большинством базовых знаний и умений;
пониженный уровень достижений ̶ учащиеся, которые не достигли уровня базовой подготовки, овладели лишь отдельными базовыми знаниями и умениями;
базовый уровень подготовки – учащиеся, которые достигли уровня базовой подготовки, но не продемонстрировали способность справляться с заданиями повышенного уровня, т.е. они испытывают трудности при ориентировке в новой непривычной ситуации. У них сформированы только базовые предметные умения и имеется опыт применения учебных действий в стандартных ситуациях;
повышенный уровень ̶учащиеся, которые достигли уровня базовой подготовки и продемонстрировали способность применять полученные знания в измененной или новой ситуации;
высокий уровень достижений - наиболее подготовленные и способные учащиеся, которые продемонстрировали прочную базовую подготовку и способность уверенно применять полученные знания в измененной или новой ситуации.
Дифференцированная оценка выполнения итоговых работ, представленная выше, позволяет распределить обучающихся на группы, однородные по уровню подготовки, и позволяет учителю индивидуализировать подходы к организации обучения в основной школе.Слайд 7.
Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-4 классов оценивается в форме бальной отметки «5», «4», «3», «2». В личном деле и в классном журнале выставляется отметка по пятибалльной шкале. Перевод в пятибалльную шкалу может осуществляться по соответствующей схеме.
Качество освоения программы Уровень достижений Отметка в 5 балльной шкале
90-100% высокий «5»
66 -89% повышенный «4»
50 -65 % базовый «3»
меньше 50% недостаточный, пониженный «2»
Оценка результатов деятельности ОУ осуществляется в ходе аккредитации образовательного учреждения, а также в рамках аттестации педагогических кадров (внешняя оценка).
Слайд 8.
В качестве критериев внутренней оценки выступают следующие показатели:
Количественный состав обучающихся по ФГОС.
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса.
Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса.
Уровень обученности учащихся.
Уровень развития личностных качеств ребёнка.
Уровень воспитанности.
Состояние здоровья обучающихся.
Внеурочная деятельность.
Коррекционная работа.
Кадровое обеспечение выполнения программы.
Названные критерии выявляются при анализе школьной документации, при посещении учебных и внеучебных занятий, при проведении диагностических срезов, тестировании, наблюдении, анкетировании, которые затем обрабатываются и фиксируются в таблицах. По итогам такого мониторинга выносится управленческое решение.
Слайд 9-11.
Зафиксируем проблемы, векторы развития:
Требования ФГОС Проблема Вектор развития
«Стандарт направлен на обеспечение … формирования критериальной оценки результатов освоения ООП» Отсутствие четкой системы оценивания качества.
1.Разработать критерии оценки качества предметных и метапредметных результатов.
2.Определить критерии эффективности качества образования школы.
«Система оценки достижения должна: обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования» Система оценки не завершена, не совершенна, не является в полной мере комплексной, выпадают некоторые группы образовательных результатов. Разработать комплексную модель оценки образовательных результатов школьников (критерии, процедуры, инструменты оценивания, формы представления результатов).
«В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение … и результаты итоговых работ». Индивидуальные достижения школьников осуществляется формально, не всегда анализируются педагогами. Активнее включать в систему оценки качества образования накопительную оценку достижений школьников.