Высокое Возрождение в Италии. Рафаэль Санти


Высокое Возрождение в Италии. Рафаэль Санти Содержание1.Эпоха Высокого Возрождения2.Рафаэль Санти3.Шедевры. «Афинская школа»4.«Сикстинская Мадонна»5.Преображение Господне. 6.Список литературы Эпоха Высокого ВозрожденияТициан Итальянское искусство эпохи Возрождения носило своеобразный характер и на всех этапах почти трёхвекового развития поднималось до исключительных творческих высот. Грандиозный размах культуры Возрождения, огромное количество выдающихся произведений сравнительно с небольшими территориями, где они были созданы, до сих пор вызывают удивление и восхищение. Все виды искусств переживали подъём. В различных областях Италии сложились местные школы живописи, выдвинувшие художников, чьи творческие искания нашли высшие претворения в искусстве титанов Возрождения- Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана.Леонардо да Винчи МикеланджелоРафаэль Микеланджело. Сотворение АдамаРафаэль. Дона ВелатаТициан. Любовь земная и Любовь небеснаяИскусство Высокого Возрождения приходится на конец 15 и первые три десятилетия 16 в. «Золотой век» итальянского искусства хронологически был очень кратким, и только в Венеции он продлился дольше, вплоть до середины столетия. Но именно в это время были созданы замечательные творения титанов Возрождения. Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения было:необычайное расширение общественного кругозора её создателеймасштабность их представлений о мире и космосе. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. сам тип художника, его мировоззрение, положение в обществе решительно отличаются от того, которое занимали мастера 15 в., ещё во многом связанные с сословием ремесленников художники Высокого Возрождения- не только люди огромной культуры, но творческие личностисвободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов. Рафаэль СантиМладший современник Леонардо и Микеланджело — Рафаэль Санти (1483—1520) из города Урбино, быть может, самый ренессансный» из ренессансных художников. Отец Рафаэля - Джованни Санти, придворный художник урбинского герцога, мецената Гвидубальдо Монтефельтро, был первым учителем своего сына. Восьмилет Рафаэль потерял мать, одиннадцати- отца, и заботы о нём взяла на себя жена герцога Елизавета Гонзага. Не случайно, как и у Леонардо, его излюбленным образом была мадонна — символ материнской любви, нежности и самопожертвования."Мадонна Солли" Датирована 1503-1505 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США). "Мадонна Пасадина""Мадонна Пасадина" названа по месту своего нынешнего нахождения - городу Пасадина в США. Картина датирована 1503 годом. Написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас "Мадонна Конестабиле" находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). ""Мадонна Конестабиле" «Афинская школа» Одним из выдающихся творений Рафаэля является «Афинская школа». Папа римский пригласил Рафаэля расписать фресками парадные залы (так называемые станцы) Ватиканского дворца. Одна из самых выдающихся фресок этого цикла — «Афинская школа». Леонардо да Винчи в образе Платона и АристотельНа ней Рафаэль представил идеальное сообщество великих античных философов и ученых — Платона, Аристотеля, Сократа, Пифагора. Многим он придал черты знаменитых современников: в образе Платона изобразил Леонардо да Винчи, в образе Сократа — Микеланджело, а в толпе молодых учеников поместил и себя. «Афинская школа» прославляла интеллект и высоту человеческого духа, отражая преклонение ренессансного человека перед могуществом разума и научной мысли. Пифагор Парменид - главный представитель элейской школы, ученик Ксенофана. Аверроис - великий арабский философ жил между 1126 и 1198 годами в Испании. «Сикстинская Мадонна» В творчество зрелого Рафаэля все чаще вторгаются трагические ноты. Уравновешенность и гармония уступают место драматическим переживаниям. Это отразилось в его шедевре — «Сикстинской Мадонне». На лице Мадонны не умиление, а скорбь матери, предчувствующей трагическую судьбу ее ребенка. То же суровое знание — в недетских глазах младенца-Христа на ее руках. Две зелёные занавески раздвинуты в стороны, и там, сходящая с облаков, Богоматерь в полный рост, несущая миру Дитя Бога. Это гораздо больше, чем мать с ребёнком, потому что вы замечаете взгляд Мадонны: в неясных контурах будущего она различает тёмные силы приближающейся кавалерии и славу воскрешения. И ребёнок, которого она держит — это не просто обыкновенный ребёнок. Св. Сикст и мученица Варвара также стоят на небесах — на земле этого не увидишь. Св. Сикст очевидно осведомлён о великой тайне, старик полон обожания мирного и счастливого. Святая Варвара на другой стороне картины, очаровательна своею красотою: великость того явления, которого она свидетель, дала и её стану какое-то разительно величие. Но красота Варвары человеческая, именно потому, что на нём уже есть выражение понятное — она в глубоком размышлении; она глядит на одного из ангелов, с котором будто делится таинством мысли. также является свидетелем великого явления, дающего её стану ослеплена видением и, поражённая, отводит в сторону своё прелестное лицо. Изображение двух ангелочков — последнее прикосновение любви к такому чуду, как эта изумительная картина, если слово картина здесь вообще уместно. Для этой картины в дрезденской галерее выделена отдельная комната, где самые несерьёзные забывают о болтовне, а вдумчивые люди сидят часами в молчаливом созерцании, околдованные волшебными чарами этой картины. Один человек выразился так: «Я мог бы проводить один час в течение многих лет, глядя на эту картину, и в последний день последнего года открыть в ней новые прекрасные черты, и снова, как в первый раз, испытать чувство радости». "Сикстинская Мадонна» - произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве. Преображение Господне Самой последней, предсмертной работой Рафаэля было "Преображение Господне" (в ватиканском музее); великий художник успел исполнить в этой картине только верхнюю часть; остальное исполнено в ней его учениками, уже после его кончины. Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом. Кафедральный собор в Нарбонне Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Подправил у «бесноватого мальчика» левый глаз... На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Нижняя часть картины, согласно иконописной традиции, представляет эпизод, который непосредственно следовал за сошествием Христа с горы: Рафаэль изображает чудо исцеления больного эпилепсией мальчика. Испуг, смятение, удивление, суета в этой части картины контрастируют с величественным спокойствием, исходящим от фигуры Христа. Многообразие поз и жестов выражает различные чувства персонажей и подчеркивает индивидуальность каждого из них. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Возможно это прием, ранее не встречающийся в его живописи, Рафаэль изобрел во время работы над театральными декорациями. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). Техническое замечаниеВ результате изучения «Преображения» при помощи современной рентген-аппаратуры ученые установили, что сначала Рафаэль изобразил Христа, двоих пророков и святого Иоанна обнаженными и лишь потом «одел».Фигуры подвергались бесконечным авторским правкам, многократно изменялось и расположение фигур в пространстве, а чрезмерная экспрессивность рисунка сглаживалась ретушью. Рафаэль умер в Риме, 6 апреля1520 г. Жизнь Рафаэля Санти была непродолжительной, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно для того, чтобы о нем вспоминали как об одном из великих мастеров Высокого Возрождения.Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Принимавших участие в создании и украшении Ватикана - Рафаэля и Микеланджело, который был тоже старше Рафаэля, но после его смерти прожил еще много лет. Прах его был похоронен с теми почестями, которые заслужил столь благородный дух, и не было художника, который не заливался бы горькими слезами и не проводил бы его в последний путь. Список литературы1.Е.Н.Богатырева. История культуры Средних веков и Возрождения, «Научная книга»: 2008.2. Болдырев Н.Ф. «Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. 3.Дажина В. Д. , Рафаэль и его время, М. , 1983. биографическое повествование – 2-е изд4. Книга для чтения по истории живописи, скульптуры, архитектуры. – М.: Просвещение, 1961