Гуманизм в искусстве эпохи Возрождения_план урока

Гуманизм в искусстве эпохи Возрождения.

Узакбаев С.А., учитель истории
СОШЛ№20, города Актобе

План открытого урока, проведенного в рамках школьной Недели нестандартных уроков.

Предмет: Всемирная история (история средних веков)
Класс: 7-й
Цель урока:
Доказать значение идеи и ценностей гуманизма
на становление и развитие культуры и искусства эпохи Возрождения.

Задачи урока:
Образовательная – закрепить полученные ранее знания по темам средневекового периода истории европейских народов, их хозяйства и культуры, становления эпохи Возрождения, освоить понятие «гуманизм» как философского мировоззрения этого времени, оказавшее влияние на развитие мышления людей и искусства.
Воспитательная – прививать культуру научного мышления и исследовательского труда, воспитывать уважение к духовным ценностям, к одноклассникам и умение слушать других.
Развивающая – развивать навыки и умения работы в группе и презентации ее результатов, ораторского искусства, уметь свободно и аргументировано излагать свои мысли и убеждении, творческие способности учащихся, их умения оценивать себя и других.

Методы « Стенгазета» и «Тур по галерее» (по технологии RWCT).

Класс предстает как редакционная коллегия школьной газеты, выходящей на выходные, которая получила задание подготовить тематический разворот в свежем номере по теме «Человек эпохи Возрождения». Класс разбит на группы: корреспонденты, эксперты, аналитики, редакторы.

этапы
Стратегия RWCT
содержание работы
время

ПОБУЖДЕНИЕ


«Ассоциация с категоризацией»


«Дефиниция»
Записать в тетради в столбик все, что знаете об эпохе Возрождения и Реформации;

Отметить знаками «+» и «–» соответственно положительные и негативные моменты и обсудить в группах отмеченные категории.

Знакомство с термином «гуманизм». Что понимают под этим словом учащиеся?

Знакомство с определениями из словарей. Общий вывод. Выбор наиболее соответ-ствующего нашей теме.

2-3 мин


2-3 мин



2-3 мин


2-3 мин

ОСМЫСЛЕНИЕ
1. Пояснение хода действий и предварительная подготовка


2. Работа с текстами §§ 46-47 учебника в малых группах над творческим мини-проектом по отдельной проблеме.





















3. Презентация результатов исследований

Каждая группа получает особое задание, должна подготовить его на чертежных листах формата А3, будущих колонок школьной газеты

Задания для групп:
Все группы должны создать и поместить в своей колонке иллюстрацию-образ-символ по теме «Человек Эпохи Возрождения» и выбрать афоризм, как подпись к ней. Он будет также заголовком их статьи.
Корреспонденты должны поместить текст о деятелях Возрождения как гуманистах, выбрав наиболее важные 2-3 события в их творчестве.
Эксперты должны рассказать в своем тексте как исторические события повлияли на развитие искусства и почему художники обратились к теме гуманизма.
Аналитики, используя определения термина «гуманизм» должны доказать, что именно его идеи и ценности помогли развивать искусство, создавать новые жанры, сюжеты, то, чего не было раньше.
Редакторы, обязательно используя слова «Возрождение», «эпоха» «искусство», «церковь», «человек», «гуманизм», «гуманистический», «бытовой», «религиозный», «новизна», должны составить редакторскую статью о том, как изменились представления о человеке в эпоху Возрождения.

Каждая группа представляет свои результаты публикацией на доске своей колонки, объяснения иллюстрации и прочтения текста. Обсуждение допустимо в пределах уточнения данных, чтобы дискуссия не помешала дальнейшему ходу работы
2-3 мин.













17-18
мин.


















до
10 мин.

РЕФЛЕКСИЯ

Заполнение оценочной таблицы



После презентации и обсуждения газетных колонок, учащиеся заполняют оценочную таблицу и отвечают на вопросы рефлексии:
-Что нового узнали сегодня на уроке?
-Что было интересно выполнять, что не очень?
- Как себя чувствовали на уроке? Было ли комфортно?
-Что еще можно было бы сделать на уроке?

5-7 мин.



ПРИЛОЖЕНИЯ.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОВА «ГУМАНИЗМ»

Т. Ф. Ефремова. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
1. м. 1) Исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки общественных отношений.
2) То же, что: гуманность.
2. м. Идейно-культурное движение эпохи Возрождения, противопоставлявшее схоластике и духовному господству церкви принцип свободного всестороннего развития человеческой личности.
Словарь иностранных слов
гуманизм [<лат. humanus человечный] - мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей; г. эпохи возрождения (ренессанса, 14-16 вв.) - общественное и литературное движение, отражавшее мировоззрение буржуазии в ее борьбе против феодализма и его идеологии (католицизма, схоластики), против феодального закрепощения личности; мировоззрение господствующей ...
буржуазии, стремящейся увековечить эксплуатацию и порабощение трудящихся, враждебно подлинному гуманизму; социалистический г. - пролетарский г., цель которого - освобождение трудящихся от эксплуатации и построение коммунистического общества; его девиз: "все во имя человека, для блага человека".
С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка
гуманизм, гуман’изм, -а, м.
1. Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.
2. Прогрессивное движение эпохи Возрождения, направленное к освобождению человека от идейного закрепощения времён феодализма.
прил. гуманистический, -ая, -ое.
Современный энциклопедический словарь
ГУМАНИЗМ (от лат . humanus - человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.
Русско-английский словарь. Н. Королев
гуманизм = м. humanism; гуманист м. humanist.

2. ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Фонвизин Д. И.
Человек есть вселенная, и да здравствует вовеки он, носящий в себе весь мир.
Горький М.
Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
Радищев А. Н.
Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание Человек.
Паустовский К. Г.
Первая из самых демократических доктрин заключается в том, что все люди интересны.
Честертон Г.
Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.
Теренций
Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо не быть при этом человеком.
Белинский В. Г.
Всякий человек есть история, не похожая ни на какую другую.
Карлейль
Человеческая природа везде одинакова.
Кристи А.
Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастия на земле и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни.
Роллан Р.
Человек единственное животное, которое может скучать, быть недовольным, чувствовать себя изгнанным из рая. Человек единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему, которую он должен разрешить и которой он не может избежать.
Фромм Э.
Быть человеком это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, и не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир.
Сент-Экзюпери А.
Человек единственное животное на свете, способное смеяться и рыдать, ибо из всех живых существ только человеку дано видеть разницу между тем, что есть, и тем, что могло бы быть.
Хэзлитт У.
Каждый человек отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть (в жизни).
Цицерон
Ничего нет более жалкого и более великолепного, чем человек.
Плиний

3. Оценочная таблица.

Действия участника группы
Имя одноклассника
Имя одноклассника
Имя одноклассника
Имя одноклассника
Имя одноклассника

Предлагал






Обсуждал






Делал






Презентовал






Помогал






Мешал







Как данные в таблицу заносятся плюсы и минусы в оценке деятельности самого ученика и его одноклассников, участников его группы.
.
Рефлексия учащихся 7 «В» по итогам открытого урока:












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515





·15