Урок по теме Роль пейзажа в стихотворении Некрасова Железная дорога

Открытый урок литературы по теме: «Н.А.Некрасов. Биографические сведения. Роль пейзажа в стихотворении «Железная дорога».


Цель урока: познакомить учащихся с важными вехами детства и юности Некрасова; обозначить главную тему его поэзии, показать место стихотворения «Железная дорога» в творчестве поэта.

Оборудование: портрет Некрасова, рисунки учащихся, книжная выставка, иллюстрации.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение, начальный анализ лирического произведения, беседа по вопросам.


Ход урока:


Оргмомент. (Объявление темы и целей урока)

Вступительное слово учителя:
Николай Алексеевич Некрасов. Что вызывает в вашей памяти это имя? Я уверена, что вы не раз встречались с его произведениями. Вспомним поэму «Мороз, Красный нос», стихотворения «Дед Мазай и зайцы», «Крестьянские дети», «На Волге», о которых мы говорили в 5 классе. Кстати, если вы помните, то именно в стихотворении «На Волге» рассказывается об истоках жизни и творчества поэта.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми фактами биографии Николая Алексеевича. О его детстве нам расскажет 1 учащийся.

Некрасов родился 22 ноября 1821 года в Винницком уезде Подольской губернии. Отец его был военным, небогатым, малообразованным. Детство поэта прошло в деревне Грешнево Ярославской губернии, куда отец переселился после отставки. У них была огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр). В 1832 году Николай Алексеевич поступил в ярославскую гимназию, где доучился до 5 класса. Учёба не получалась. Отец мечтал о военной карьере для сына и в 1838 году Некрасов отправился в Петербург для определения в Дворянский полк.

Учитель: – Какие черты характера сформировались у Некрасова под влиянием детских впечатлений? (грубость, невежественность отца, его жестокость, и нежность, ласка матери позволят поэту быть сострадательным, чувствительным, ненавидящим насилие во всех его проявлениях).
Но не только детские годы формируют характер, юность тоже имеет немаловажное значение. О юношестве Некрасова нам расскажет 2-ой ученик

Он отправился в Петербург на телеге, не закончив гимназии, оставив в деревне под Ярославлем любимую мать. Которую больше никогда не увидит, имея с собой 150 рублей и тетрадку стихов. Он ехал поступать в университет, вопреки воле отца. В университет его не приняли, деньги закончились. За гроши или кусок хлеба он писал неграмотным письма и прошения, давал уроки. Но всё равно ел не каждый день, ходил в дырявых сапогах и соломенной шляпе. Жил то в чьем-то чуланчике, то во флигельке.

Учитель: «выкарабкиваться из сору и грязи», как писал он позже, пришлось самому. Двадцать с лишним лет труда и упорства и, конечно же, таланта, которым он, несомненно, обладал, чтобы стать великим поэтом и выдающимся редактором журнала «Современник».
- Скажите, какие черты характера проявились у молодого Некрасова?

(1.самостоятельность, решительность (строил свою жизнь наперекор отцу), 2.упорство, трудолюбие (добился признания как поэт, выбрался из нужды), 3.любовь к людям родной природе (в обыкновенном замечал красоту души, старался помочь, умел видеть прекрасное в обычном)

Учитель: Некрасов чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Главной темой своего творчества он сделал судьбу труженика, судьбу русского человека. Его стихотворения проникнуты глубоким сочувствием к человеку и это близко читателю.
Сегодня мы с вами ненадолго вернемся в прошлое нашей страны, вспомним 60 – 70 годы 19 века. Что происходило в стране? Почти повсеместно начиналось массовое строительство железных дорог. Не остался в стороне от этого процесса и наш город. Как это было у нас, мы услышим от 3 – го ученика.

В этот период во многих городах строились железные дороги. 15 августа открылось движении от Тулы до Орла, 7 сентября – от Орла до Курска. В Ефремове тоже заговорили о необходимости сооружения железной дороги. Отставной поручик Бахтеяров подал идею ходатайствовать о строительстве железной дороги от Ельца до Орловско – Тульской линии через Ефремов. 24 февраля 1866 года Александр II разрешил начать изыскания. Многие желали начать строительство. Особенно заинтересован был князь Д.Оболенский, хорошо знакомый с Л.Н.Толстым. (Оболенский стал прототипом Стивы Облонского в романе Толстого «Анна Каренина»). 29 июля 1869 года Оболенский получил разрешение, но дорогу начали строить только в 1873 году. И уже 15 декабря 1874 года были отправлены первые поезда из Вязьмы, Ельца, Хрущева (Узловая). Это позволило ефремовским купцам продавать во все уголки России хлеб, крахмал, картофель, муку. Открытие железнодорожного движения наложило отпечаток и на облик города, он стал расширяться.

Учитель: Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Железная дорога», которое рассказывает нам о том, как же происходил процесс строительства. Стихотворение было написано в 1862 году, а опубликовано в 1865 году. Некрасов говорил, что это было время надежд, которым не суждено было сбыться. Как вы думаете почему?
(В 1861 году Александр I отменил крепостное право, народ был официально освобождён, но последствия рабства давали о себе знать).

Учитель: Некрасов считал, что это были не реформы, а обман и ограбление народа. И в целом ряде стихотворений он выразил своё отношение к этой реформе. Одним из таких стихотворений стала «Железная дорога». Откройте учебник на стр.222. Обратим внимание на эпиграф. Что такое эпиграф?

(Эпиграф – краткое изречение, пословица или цитата, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль). Чем он необычен?

- Здесь эпиграф – это отрывок разговора мальчика с отцом в вагоне. Эпиграф построен как сцена из пьесы: есть действующие лица, ремарки)

- Для чего используются ремарки?
(Мы по ним можем судить об участниках разговора (Ваня в кучерском армячке (народной одежде, хотя он сын генерала, так как папаша в пальто на красной подкладке (генеральской одежде). Папаша пытается быть ближе к народу)

- Кто называется строителем железной дороги?
(Граф Петр Андреевич Клейнмихель)

-Что мы знаем об этом человеке?
(Он известен как очень жестокий человек)

- Что мы знаем о строительстве этой железной дороги?
(Она строилась 10 лет и в 1852 году соединила Москву и Петербург).

- Какое значение имеет эпиграф?
(Это повод для написания стихотворения, он помогает нам понять, кто же на самом деле строил железную дорогу)

Учитель: прочитаем 1-ую часть стихотворения.
-Что представляет собой картина, нарисованная в ней?

(Пейзаж. Изображение родной природы).
-Каким настроением он проникнут?
(радостным, бодрым, спокойным)

-В чем поэт видит красоту осенней природы?
(лед как тающий сахар, желтые листья как ковер, моховые болота, пни, кочи. Всё залито сиянием лунным)

-Какими словами создаётся это настроение?
(славная, здоровый, ядрёный, бодрит, покой, простор, свежи, морозные, тихие, хорошо)
Поэта радует воздух, который бодрит усталые силы. Мягкие листья вызывают желание выспаться, как будто он труженик, уставший от тяжелой работы.

-Как рисуется поэтом образ Родины?
(1. родина для поэта – это прежде всего образ родной природы. И осень для поэта хороша, потому что она своя, родная, близкая и понятная. Поэт любит её не за красоты, а просто за то, что это его родина.
2. он называет ее Русь, а не Россия (слово старинное, ласковое, подчеркивающее связь времен;
3. Эпитет «родимая» имеет просторечный оттенок, а значит, выражает народное чувство).

- Учитель: Сделаем вывод: какую роль играет пейзаж в стихотворении «Железная дорога»?
(Поэт настраивает читателя на высокую думу о Родине, народе, красоте, труде)

Давайте посмотрим, как вы проиллюстрировали эту часть стихотворения. Каждый ученик говорит, какие слова из стихотворения отображает его рисунок.
На следующем уроке мы продолжим анализ этого стихотворения.

3.Домашнее задание: выучить наизусть три последние строфы второй части.

4. Выставление оценок за урок.



.

15