Статья для родительских собраний в начальной школе Роль отца в воспитании сына


Роль отца в воспитании сына
Если отец хочет оставить след в истории,
ему достаточно воспитать своего сына.
Ф.Купер Проблемы семьи, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка становятся все более актуальными. В современном мире такое понятие как семья у большинства людей ассоциируется большей степенью с матерью, а не с отцом. Хотя мать в семье играет огромную роль, отец тоже является неотъемлемой частью семьи.
Главной целью работы является раскрытие роли отца в воспитании сына.
Данная цель была конкретизирована в следующих задачах:
1. Изучить специальную литературу по данной теме для объективной оценки роли отца в семье, воспитании детей.
2. Исследование особенностей отцовского воспитания младших школьников, выяснить представления детей о семье и роли отца в их воспитании.
Предмет исследования: взаимоотношения между отцами и младшими школьниками
С момента рождения ребенок проходит свою первую, базовую, социальную адаптацию в собственной семье, в окружении матери и отца. Подразумевается, что эта адаптация должна проходить в максимально комфортной и доброжелательной среде. Любящие родители, окружая маленького человека заботой и вниманием, помогут тем самым получить первый опыт взаимодействия с социумом и людьми в нем. С первой минуты появления в семье ребенок впитывает неписаные правила и стандарты своей семьи – социума, в котором проходит адаптацию. Именно эти правила становятся для него базовыми фильтрами на всю жизнь. Именно эти стандарты закладывают базовую шкалу оценки самого себя, социума, себя и остальных людей в социуме.
Различия в отношении к детям со стороны отца и матери привлекали внимание многих исследователей. С их точки зрения, отцовская любовь не является врожденной, а формируется, на протяжении первых лет жизни ребенка. Были выявлены такие факты, что годовалые дети «вовлеченных» отцов, оставаясь с незнакомцем, плакали, рыдали меньше, чем другие дети. Младенцы, чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни, показывают высокий уровень умственного и физического развития, вырастают эмоционально отзывчивыми. Изучение взаимодействия отцов с детьми-младенцами позволило установить, что отношение к младенцам отцов отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, качают на ноге, кружат, катают на спине. Такие игры способствуют развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что интеллектуально развивает ребенка.
При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери – отрицательное. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Современным ученикам младших классов приходится сталкиваться с завышенными ожиданиями собственных родителей и социума, что также существенно снижает их адаптивность. Лишаясь внутреннего, семейного, подкрепления ролевой модели адаптивности и не имея возможности наследовать правильную поведенческую мужскую модель, ребенок принимает за норму искаженную ролевую модель родителей. В результате этого у нас все чаще появляются «мужественные» женщины и «женственные» мужчины. Иными словами говоря, растет мужской инфантилизм и женская агрессивность.
Обследование более 20 тыс. американских семей показало, что, дети, чьи отцы вовлечены в процесс их образования (например, посещают родительские собрания), чаще получают высшие баллы, больше любят школу, реже остаются на второй год. У детей, растущих без отца, развиваются гуманитарные способности. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации.
Дети «вовлеченных» отцов более социабельны, их самоуважение и уровень притязаний выше. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В сыне для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.
В диагностической работе по исследованию взаимосвязи детско-отцовских отношений использовались следующие эмпирические методы: «Анкета для учащихся»; тест « Рисунок семьи: анкета для родителей «Отец семейства». В исследовании приняли участие 11 мальчиков 3 «а» класса Амгинского лицея.
По данным эмпирических исследований у большинства мальчиков имеется представление о роли отца; они отмечают, что никогда не допустят того, чтобы бросить семью, пить, курить, ругаться. Выполненные рисунки детей получились цветными, аккуратными, мальчики воспринимают различия между мужчиной и женщиной, но в рисунках не прорисованы, не подчеркнуты мужественность отца, его сила. Из аккуратности выполненных работ можно сказать, что мальчики рисовали с удовольствием. Тест «Отец семейства», проведенный среди отцов данного класса, позволил выявить три типа отцов: «традиционный отец» - 55% , «отец, озабоченный семейным благополучием» - 33%, «современный отец»-11% респондентов.
Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Традиционно в лицее проводятся мероприятия с участием отцов и детей: соревнование «Уол а5атынаан», «Военно-спортивные игры», фестиваль военно - патриотической песни «Виктория», родительские собрания. Практическая работа с детьми по корректировке представлений о роли отца в семье и формированию нравственных качеств, соответствующих понятию отцовства, велась в форме бесед на тему, каким должен быть настоящий мужчина. Отдельной темой для разговора стала беседа для мальчиков о российской армии, как будущих защитников Отечества. На вопрос хотели бы они служить в армии, все мальчики ответили да! Конечно, всё, что мы делаем в нашей школе, это ещё не воспитание будущих отцов. Однако уже в этих внеклассных мероприятиях они учатся быть честными, принципиальными, общительными, толерантными, справедливыми, брать ответственность за совершённые поступки - всё то, из чего складывается мужчина, отец.
Таким образом, современные представления о различиях в воспитательных воздействиях матери и отца, позволяют говорить о специфике влияния отца на сына:
любовь отца к сыну имеет отличное от материнской любви назначение и проявления; «включенные отцы», активно участвующие в воспитании, успешнее влияют на развитие сына, чем матери; отцы играют важную роль в усвоении детьми моральных норм. Однако, даже ругая и наказывая ребенка, отцы наносят ему меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие.

Алексеева Дарья Никифоровна, учитель начальных классов
МБОУ «Амгинский лицей им. академика Л.В.Киренского»