Презентация для учителей химии Профориентационная работа на уроках химии(9 класс)


Профориентационная работа на уроках химии в 9-х классах    Автор: Сидорова Светлана Геннадиевна учитель химии МОУ «СОШ №22» г. Саратов, Заводской район      Саратов2016 Введение Современная концепция общего среднего образования в рамках ФГОС предусматривает его практико-ориентированную направленность и соответствие содержания современным потребностям личности, общества и государства. Развитие науки и техники обусловливает потребность общества в высококвалифицированных специалистах новых профессий.В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии. Психологи считают, что склонности и интересы школьников нужно выявлять и развивать как можно раньше, используя для этого средства учебных предметов и способствуя тем самым более ранней профессиональной ориентации учащихся. Учителя химии имеют довольно большой и разнообразный опыт такой работы. Ведь возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики. Ее изучение, согласно программе основной школы, должно сформировать представление учащихся о химии не только как одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности человека. Курс химии в 9-ом классе предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с химическими профессиями, экскурсии на предприятия местной промышленности и т. д. Наиболее значимы для осуществления профессиональной ориентации, именно девятые классы, так как после их окончания многие учащиеся покидают школу, поступая либо на производство, либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах. Цель и задачи работы Разработать методику профориентационной работы на уроках химии в 9-х классах. В настоящей работе с целью выявления, формирования и развития интереса учащихся к профессиям, связанным с химией, была поставлена следующая задача:организовать целенаправленную работу по практическому осуществлению профессиональной ориентации учащихся девятого класса, включающую комплекс мероприятий:Домашнее сочинение-эссе «Где мы встречаемся с химией?», « Химия у вас дома»Проведение экскурсий в СГТУ, СГУ (кафедра химии)Организация группы школьников – лаборантов учителя для проведения демонстрационного эксперимента на уроках.Подготовка и проведение классного часа «Что я знаю о профессиях, связанных с химией?». « Моя будущая профессия связана с химией»Подготовка и проведение уроков, деловой игры.Подготовка и проведение школьного вечера «Мы - химики», для учащихся 7-х классов. В работе были использованы следующие методы:Изучение и анализ педагогической и методической литературы по профориентационной работе с учащимися и опыта учителей по ее осуществлению на уроках химии.Анкетирование учащихся в процессе работы с целью выявления сформированности их профессиональных интересов.Педагогические наблюдения за учащимися, беседы с ними, учителями, родителями.Работа проводилась в 9-х классах МОУ «СОШ № 22» г. Саратова 1.1. Основные принципы и компоненты работы по профессиональной ориентации школьников.Профессиональная ориентация – сложная комплексная программа. По своим методам и содержанию она психолого-педагогическая и медико-физиологическая, по сфере действия – социальная, а результаты ее сказываются в экономической жизни страны, т. к. «профориентация» является важнейшим средством воспроизводства рабочей силы. Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, а выбирают себе другую. Нередко это происходит потому, что учащиеся не могут оценить свои психофизиологические возможности. В связи с этим назрела необходимость совместной работы педагогов, психологов и врачей по профессиональной ориентации школьников, в результате которой можно будет решить следующие задачи: 1) помочь подростку подобрать профессию в соответствии с его интересами, способностями и здоровьем; 2) предостеречь его от выбора профессии, которая может привести к быстрой изношенности организма; 3) при наличии какого-либо заболевания подыскать подростку профессию, в которой эта опасность будет минимальна. В процессе подготовки учащихся к самостоятельному выбору профессии, связанной с химией, полезно использовать все разнообразие форм профориентационной работы: проведение своеобразных уроков с привлечением специалистов, уроков в виде деловой игры, проведение производственных экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные объекты; подготовка и проведение тематических вечеров, конференций, диспутов, посвященных выбору профессии, с выступлением на них передовых рабочих, техников, инженеров; организация работы химического кружка и др. Все формы и виды классной и внеклассной работы должны подчиняться определенным требованиям: научности, доступности (т. е. содержание должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, стимулировать стремление к познанию, к исследовательской деятельности), актуальности, практической значимости, связи с жизнью, занимательности. [38], [40]. Вместе с тем не следует забывать, что основная профориентационная работа должна проводиться на уроках, особенно тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу.На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических и других производств, в том числе на уроках, подготовительных к проведению производственных экскурсий, или на итоговых уроках (в зависимости от содержания учебного материала) можно использовать следующие приемы:обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств;устанавливать межпредметные связи политехнического характера;решать задачи с производственным содержанием;раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля;показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства;выявлять применение химических законов и теорий в технологии;развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий.Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении химии. Организация и осуществление профессиональнойработы на уроках химии.Планирование профориентационной работы.Предварительное анкетирование школьников с целью выяснения уровня сформированности интереса к химии и профессий, связанных с ней. (сентябрь)Домашнее сочинение-эссе “Химия у тебя дома ” (сентябрь)Посещение СГТУ, кафедра химии и прослушивание лекций “Металлы и неметаллы”, «Технологическое производство» (октябрь)Подготовка к участию в конференцияхОрганизация ученического демонстрационного эксперимента. (октябрь – май)Проведение уроков с составлением технологического паспорта предприятия (ноябрь, январь)Экскурсия в СГУ (январь)Проведение вечера «Мы - химики» для учащихся 9-х классовКлассный час «Химия в профессиях» (февраль)Составление сценария, подготовка и проведение деловой или ролевой игры. (март)Заключительное анкетирование. (апрель) Практическая часть В начале учебного года для выяснения интереса учащихся к химии и химическим профессиям им было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:Какие ассоциации у Вас возникают при слове «химия»?Какое впечатление у Вас сложилось об этом предмете после 1-ого года обученияНравится ли Вам химия как предмет?Если да/нет – почему?Какие профессии, связанные с химией, Вы знаете?Хотелось ли Вам получить химическую специальность (какую)?Можно ли обойтись без химии сейчас? Результаты Результаты первого диагностического, анонимного анкетирования показали, что у большинства школьников слово «химия» ассоциируется с опытами, взрывами (54%) или уроком химии (38%). На вопрос №2 большинство учащихся ответило(76%), что слишком тяжелый предмет, много формул, уравнения не всегда правильные. На вопрос, нравится ли вам химия как учебный предмет и почему, положительный ответ дали 34% учащихся, им интересно на уроках химии и нравится химический эксперимент; 46% не определили четко своего отношения (так как им многое не понятно) и 10% категорически ответили «нет», не обосновывая свой ответ.Среди химических профессий большинство школьников (49%) назвали лаборанта и учителя химии, 11% отметили фармацевтов и врачей; 30% - не назвали ни одной химической профессии. В отношении будущей специальности 15% учащихся написали, что она, возможно, будет связана с химией.И, наконец, все школьники считают, что жизнь современного общества без химии не возможна.Насколько глубоко понимают девятиклассники роль химии в различных сферах деятельности человека, в быту, мы решили выяснить, предложив им домашнее сочинение-эссе на тему: «Химия у тебя дома?».Анализ этих сочинений показал, что большая часть детей связывает химию с гигиеническими и моющими средствами (мыло, паста, «Комет» и др.), девочки еще обязательно указывают косметику. Несколько сочинений (3) были достаточно глубоки по содержанию, в них отмечались разные отрасли промышленности, связанные с химией (целлюлозно-бумажная, силикатная, стройматериалы и др).  Анкетирование и проведенные беседы с учащимися, также анализ их домашних эссе «Химия у тебя дома?» позволили выявить тех, кому интересна химия, а также кто в дальнейшем будет готов связать себя с химическими профессиями. Из них была создана группа под названием младший лаборант, это были учащиеся с разной подготовкой по химии. Она должна была помочь мне с подготовкой и проведением опытов на уроке, а также осуществлять контроль за проведением другими лабораторных работ. Мы собирались после уроков, чтобы отработать эксперимент, проделать опыт и найти и проанализировать статьи в интернете, которые нам пригодятся в составлении технологического паспорта предприятия при прохождении тем, связанных с химическим производством. Помимо самой демонстрации они должны были научиться комментировать опыт: рассказывать о ходе своих действий, давать краткое описание прибора, который они используют, прогнозировать и объяснять результаты эксперимента. Учащиеся показывали такие опыты: «Получение кремниевой кислоты», «Получение угольной кислоты», «Специфические свойства углекислого газа», модель огнетушителя, «Взаимодействие металлов с кислотами» и т.д. Пример урока и инструктивной карточки для ассистента учителя по подготовке и проведению демонстрационного опыта    Подготовка и проведение демонстрационных опытов развивали такие качества, как умение наблюдать и делать выводы, практические навыки по сборке лабораторных приборов и обращению с химическими реактивами, пользование лабораторной посудой и оборудованием, умение демонстрировать и комментировать опыты. Эти умения необходимы как лаборантам разных химических производств, так и учителю химии. Следующим этапом было проведение уроков, где ребята в групповой форме знакомятся не только с химическим производством того или иного соединения, но и сами пробуют себя в роли профессиональных специалистов завода, начиная от лаборанта-технолога и заканчивая директором завода. Ребята сами находили нужную литературу. Каждый из учащихся должен был узнать, в чем заключаются его служебные обязанности по роли. Некоторым ребятам было поручено составить плакаты на экологические темы, схему производства. Урок прошел оживленно, все ребята проявили интерес не только к предмету, но и к химическим профессиям. Проведение данного урока позволило дать представление о работе таких специалистов, как заведующий лабораторией, эколог, инженер, экономист, технолог и другие, но и способствовало формированию экологической обстановки на планете, но и как о науке, разрабатывающей способы защиты окружающей среды от вредного воздействия антропогенных источников загрязнения. Большую роль играют уроки в форме деловой игры, где учитель предоставляем ученикам вести урок самостоятельно, опираясь лишь на своих молодых лаборантов. Этот урок готовится заранее, разрабатывается сценарий, устанавливаются роли участников, разрабатывается химический эксперимент, а также привлекается специалист в области химической промышленности   Для расширения кругозора учащихся был проведен классный час «Химия в профессиях». Ученикам поручили сделать сообщение о рабочих профессиях, связанных с химией. Они выбрали: учитель - химии, технолог, судмедэксперт. Во время классного часа сообщались сведения об учебных заведениях, где можно получить данную профессию.В беседе с учащимися выяснилось, что все они рассматривают среднее специальное образование только как ступень для получения последующего высшего. Классный час прошел оживленно, ребята серьезно отнеслись к обсуждению, поскольку каждый из них стоял перед проблемой выбора будущей профессии. Расширение их представлений о многообразии профессий, в том числе связанных с химией, повысило степень самостоятельности в определении своей будущей специальности. Заключение Профориентационная организация на уроках химии, а также разных форм целенаправленной профориентационной работы средствами учебного предмета (сочинение, экскурсии, ученический демонстрационный эксперимент, классный час, деловая игра, беседы с учащимися) позволила расширить знания школьников о специальностях, связанных с химией; выявить детей, интересующихся химией, помочь им в развитии их склонности и в выборе будущей профессии. Учащиеся 9-х классов стали принимать активное участие в конференциях различного уровня, занимая призовые места.2-ое и 3-е место в муниципальной конференции «Мы – будущее XXI века». Учащиеся не только с удовольствием показывают демонстрационные опыты, но и некоторые хотят связать свою профессию с химией. Следует учитывать также, что эффективность профориентационной работы, во многом зависит не только от деятельности учителя на уроке, но и от его умения проводить интересные уроки, внеклассные мероприятия, общаться с детьми и их родителями, внимательно относиться к личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Выводы Реализация разнообразных форм профориентационной деятельности учителя, основанной на индивидуальном подходе к каждому ребенку, способствует осознанному выбору школьниками их будущей профессии.Профориентация учащихся средствами учебного предмета позволяет выявить и развить их устойчивый интерес к химии и связанным с ней специальностям.Организация демонстрационного ученического эксперимента на уроках способствует ориентированию школьников на приобретение профессии учителя химии. Всем спасибо!