Урок по ОРКСЭ (модуль ОСЭ) Тема урока Совесть


Урок по ОРКСЭ (модуль ОСЭ)
Тема урока «Совесть»
Цель. Познакомить учащихся с представлениями о добре и зле в поведении и внутреннем состоянии человека.
Задачи: 1. Познавательные: в ходе дискуссии дать определение понятию
«совесть», установить различия между понятиями «стыд» и
«совесть», привести примеры, связанные с мукой совести,
установить, что же является лекарством для души.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, оценивание.
Коммуникативные: продуктивное сотрудничество с учителем, друг с другом, высказывание своей точки зрения, участие в диалоге, дискуссии, толерантное отношение к чужому мнению
Личностные: способствовать развитию самостоятельности, уверенности в себе, стремление к личностному росту, учить детей жить в ладу со своей совестью.
Формы организации познавательной деятельности:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
Оборудование: м\медийная установка, интерактивная доска, листочки, ручки, тетради, толковые словари, тексты, карточки с пословицами.Ожидаемые результаты:
• Дети смогут составить представление о таком понятии как «совесть».
• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
• Осознавать, для чего людям нужна совесть.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся

I этап. Подготовительный
(подготовка к активной познавательной деятельности)
Задачи этапа:
1.Мобилизация детей к активной деятельности.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Формулирование темы урока.
Мобилизующая часть урока
-Поговорим?
- О разном и о прочем, О том, что хорошо,
И хорошо не очень.
Поговорим?
-О том, что знаешь ты,
И то, что мне известно.
Поговорим?
-Нам будет интересно! Разминка «Поговорим?»
-О чем?
-Поговорим.
-Поговорим.
Актуализация опорных знаний
-На уроках мы говорили о главных ценностях нашей жизни. Назовите их.
-Представим себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на Земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы: каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке?
-Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы. (учащиеся перечисляют)
Самостоятельное формулирование темы
( читаю стихотворение)
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
-Что главное, скажите, в человеке?
-Конечно, РАЗУМ, - первый мне ответил.
( прикрепляю карточку со словом «разум»)
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил:- ВОЛЯ на пути,
(прикрепляю карточку со словом «воля»)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
-Да нет, не то, - заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил…
( пауза)
-Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
-Давайте сравним с ответом мудреца:
-Да нет, не то, - заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
-Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека- СОВЕСТЬ!
(прикрепляю карточку со словом «совесть»)
-Какова же тема нашего урока? (слайды 1,2) Коллективная работа: записывают на доске самые главные ( по их мнению) качества; читают, анализируют, сравнивают, находят совпадения; стираем с одинаковыми значениями, оставляя одно качество, объединяем слова- синонимы. Таким образом остается 5-6 качеств, из которых выбираем одно.
- «Совесть»
II этап. Усвоение нового
Задачи этапа:
1.Организация работы в группах.
2.Обобщение знаний.
1.1-Как вы думаете, что такое совесть?
-Давайте послушаем друг друга ( проверка заданий групп; по ходу высказываний групп показываю слайды 3,4)
-Для 2 группы слайд 5
-Для 3 группы слайды 6,7
-Давайте еще раз вчитаемся в толкование слова В.И.Даля (обращается внимание на сочетание « тайник души»)
Тайник- хранилище, тайное убежище, душа- внутренний мир человека.
-Как в нас отзывается каждый поступок?
1.2.-Мы убедились в том, что каждый поступок вызывает определенное чувство: хороший - радость, удовлетворение, спокойствие, по телу разливается тепло, а плохой поступок вызывает волнение, тревогу, стыд, человека бросает в жар, он краснеет. Значит, у каждого из нас есть совесть и к ней надо прислушиваться. Часто человек заболевает от того, что что-то сделал не по совести, и тогда его мучает бессонница.
У совести есть одна особенность – она никогда не забывает нанесенные раны. Даже спустя много лет, она может напомнить о былой неправде, о том, что человек поступил не по совести.
-Давайте послушаем рассказ и найдем в нем подтверждение этим словам.
Возмездие (Б.Ганаго)
Данька считал, что ему всё можно. Запрещали ругаться - ругался, говорили кошек не мучить - камни в них кидал, малышей не обижать - замки их из песка растаптывал.
- Ох, и воздастся тебе, Данька! - предсказывали ему соседки-старушки. Он им в ответ рожицы строил, веря в безнаказанность.
Жил Данька рядом с кладбищем. Там многие воины, жизнь за нас отдавшие, покоятся. Их охраняют, как стражи, деревья высокие. Могилки цветами украшены. Тишина. Скамейки кое-где.
Невольно мысли о предках, ушедших, о своих путях-перепутьях, о вечности приходят к тем, в ком душа пробудилась. У Даньки она ещё дремала - некрещёным был, без Ангела-хранителя обойтись пробовал. Вот и правил его мыслями некто...
Заметил Данька, что по вечерам к кладбищу стаи птиц слетаются: поспать, гнёзда свить, птенцов вывести. Утром галки разлетались.
Чем они ему помешали, кто знает? Чужая душа - потёмки. Только задумал он опять недоброе, будто кто диктовал ему, что делать. Смастерил Данька рогатку и стал галок подстреливать. Ему всегда всё сходило, а тут птицы заголосили, предупреждая, и громадной стаей над ним грозно пронеслись. Перепугался он, едва скрылся.
Галки его запомнили. Если этот охотник на улице появлялся, такой галдёж устраивали, что не только ему - прохожим жутковато становилось.
Пришло время уехать Даньке в другой город. На прощанье решил память о себе особую оставить, отомстить галдящим.
Как-то днём, когда птиц не было, добрался до одного гнезда и у маленьких галчат язычки вырвал. Надеялся, что и это ему сойдёт.
Переехал. Годы миновали. Повзрослел. Сам своё гнездо свил - женился. Прошлое, казалось, ушло в небытие. Только ребёнок у него почему-то немым родился. Почему? Долго переживал молодой папаша, но смысла в происшедшем не увидел.
Когда и второй сынок немым оказался, сна лишился. По ночам мучился, заснуть не мог. Закроет глаза, перед ним галчата безъязыкие клювиками хлопают или разъярённые галочьи стаи на него пикируют. Обращался к врачам. Но разве медики совесть лечат?
-Чтобы накачать мышцы, нужна тренировка, чтобы научиться бегло читать или решать трудные примеры, тоже нужна тренировка, а как пробуждать и развивать в себе чувство совести? Что значит понятие «голос совести»?
Вывод: нужно учиться говорить правду, признавать свои ошибки, уметь просить прощение, чтобы совесть не мучила.
1.3.Игра «Найди пару»
-Я даю вам предложения, а вы должны найти вариант замены ( слайд 8)
(делятся на три группы)
1 группа получает задание составить кластер «СОВЕСТЬ»(что заставляет делать/не делать совесть)
2 группа: выписывают все слова, которые живут в слове «совесть», например, совет, весть, сеть, свет, есть, вето и т.д.3 группа: работают со словарями (Ожегов С.И., Даль В.И.), находят толкование слова «совесть».
Отвечая на это вопрос, учащиеся приводят в качестве примеров конкретные жизненные ситуации и рассказывают, что они чувствовали.
-Ответы учащихся
-Ответы учащихся
Работа в группах
2.1.Вопросы без ответа вслух.
-Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.
А.Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
Б.Было ли стыдно за свои поступки?
В.Всегда ли вы поступали по совести?
2.2.Вывод
-На что похожа наша жизнь?
-На книгу. Называется она: «Жизнь Маши» или «Жизнь коли». Глава в книге -2016 год. Страница в книге- день. С утра- страница чистая, а потом мы сами пишем эту страницу добрыми или злыми делами, которые остаются там навсегда и никуда не исчезают из книги нашей жизни. Сделаем добро, и лист в книге нашей жизни будет хорошим. И наоборот.
-А если мы видим, что кто-то делает что-то плохое, надо ли ему подражать?
-А если он скажет, что все так делают?
-Нужно сказать ему: «Неправда. Плохое делают только злые люди».-Ответы учащихся
-Ответы учащихся
III этап. Первичная проверка
Задача этапа: проверка умения применять новые знания при решении практических задач
-Попрбуйте составить портрет совестливого человека (слайд 9) Работа в группах
IV этап. Итоговая рефлексия
1.Закрепление полученных знаний.
2.Организация рефлексии собственных действий, их оценивание.
1.-Знаете ли вы, что происходит внутри у человека, когда он делает не то, что подсказывает ему совесть?
-А, может быть, все происходит вот так?
(демонстрация опыта)
В фарфоровую чашку кладем лист белой бумаги, она похожа на светлые чистые чувства людей. Ложь, зависть, злоба – невидимые, но стоит поднести зажженную спичку (реакция человека на ту или иную ситуацию) , и она превращает все светлое, радостное, чистое в пепел. Вместо листа белой бумаги – гора пепла.
Злоба, зависть переполняют нас, и мы выплескиваем все наружу: кричим, срываем злость на слабых, оскорбляем.
ВЫБИРАЙТЕ САМИ, ЧТО ЛУЧШЕ:
Сказать правду – поступить по совести и сохранить чистоту души, или
Соврать (может быть, никто и никогда не узнает о лжи), но в вашей душе останется это…( показываю на гору пепла)
-Ответы
2.Рефлексия (слайд 10) -Ответы детей
V этап. Домашнее задание (слайд 11)
YI этап. Итог. (слайд 12)
-На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в  заключение нашей беседы я хотела бы вы послушали стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть»:(группа детей читают стихотворение)
Словно ненаписанная повесть.                                                                                   
Всех поступков, помыслов сердец,Нас порою обличает совесть.Это кара или дар Небес? Для кого-то этот голос громок:Слышит он души упрек немой,Совершив проступок или промах -Сразу же теряет свой покой. А другой - уже тот глас не слышит(Он любое зло себе прощал):Что бы ни случилось, ровно дышитЧеловек, что совесть потерял. Знаем, что она - бывает чистой;А еще способна укорять;И в делах раскаяться и в мыслях(даже тайных) может заставлять. Как маяк дана нам Духом БожьимСовесть, чтоб могли свой видеть путь:Можно - жить по совести, а можно -Навсегда дать совести уснуть.
-А чтобы ваша совесть не уснула, помните всегда слова философа Марка Аврелия  (слайд 13)
-Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни. 
Пословицы о совести
Совесть с молоточком: и постукивает и наслушивает.
Совесть без зубов, а загрызет.
С совестью не разминуться.
Заскорузлой совести не проймешь.
Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
Добрая совесть — глаз божий.
Душа христианская, да совесть-то цыганская.
Перинка совести не замена.
Чужая совесть — могила.
Как ни мудри, а совести не перемудришь.
У тебя совесть, что розвальни: садись да катись (просторно).
Злая совесть стоит палача.
Волосом сед, а совести нет.
Менять веру – менять и совесть.
Соблазн велик — и совесть молчит.
С его совестью и помирать не надо.
У него совесть еще в прошлом году в бутылке задохлась.
С совестью не разминуться.
Рожа кривая, да совесть прямая.
Есть слезы — есть и совесть.
Про его совесть можно сказать повесть.
За совесть да за честь — хоть голову снесть.
В добре совестно, а бедовно – не любовно.
И в семьдесят лет, да совести нет.
Богатый совести не купит, а свою погубляет.
К кафтану совести не пришьешь.
Платье черненько, да совесть беленька.
Брюхо вытрясло, да и совесть вынесло.
У него ни на полушку совести нет.
У него совесть в рукавичках ходит.
Бородка Минина, а совесть глиняна.
Стыд под каблук, а совесть под подошву.
У него совесть — дырявое решето.
С его совестью жить хорошо, да умирать плохо.
Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.
Стыдно сказать, а грех утаить.
Волосом сед, а совести нет.
Платье черненько, да совесть беленька.
Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.
Как ни мудри, а совести не перемудришь.
За совесть да за честь - хоть голову снесть.
Стыд под каблук, а совесть под подошву.
Ни бога не боится, ни людей не стыдится.
Когда совесть раздавали, его дома не было.
Деньги потеряешь - можно нажить,
а совесть потеряешь - беду узнаешь.
Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.
Совесть без зубов, а загрызёт.
От человека утаишь, а от совести не утаишь.
Жили, жили, а стыда не нажили