Разработка урока по литературе Сказка – быль «Кладовая солнца». Образ Насти и Митраши. (6 класс)


Урок литературы в 6 классе
Тема урока: Сказка – быль «Кладовая солнца». Образы Насти и Митраши.
Тип урока: урок-практикум.
Цель урока: раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем.
Задачи урока:
- выявить позицию автора, его отношение к героям;
- развивать навыки выразительного чтения;
- развивать умения в области создания синквейнов.
Оборудование: текст, 4 конверта с заданиями : 1. “Настя”, 2. “Митраша”, 3.Актёры, 4. Актёры, “Синквейн”, слайд-презентация, таблички с названием студий.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Ход урока
(слайд 1) Тема урока
1. Учитель. Сегодня у нас с вами необычный урок – я выступлю в роли руководителя творческой мастерской, в которой мы вместе создадим портреты.
Цель нашей мастерской – раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем.
2. Учитель. Итак, тема нами обозначена, цель работы ясна. А теперь давайте создадим 3 студии – 2 будут исследовательскими и 1 – актёрская. – Выберите, пожалуйста, себе руководителей студий, которые будут направлять ваши действия.
3. (Слайд 2) Учитель. Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Михаила Михайловича Пришвина: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”. В конце урока мы ещё раз обратимся к нему.
4. Учитель. «Кладовая солнца» написана в первые дни после войны, в конце мая - начале июня 1945 года. Настя и Митраша – сироты, однако они не беззащитны. Быстро научились вести дом и хозяйство. И соседи им помогают, чем могут. Но характеры у них разные. И эта, казалось бы, незначительная разница характеров приводит их порой к ссорам. Одна из таких ссор и стала конфликтной основой сказки-были. Сегодня мы и попробуем разобраться в детских характерах, создадим их литературные портреты по предложенным отрывкам. – Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?
Литературный портрет – описание внешности и внутреннего мира героя.
5. (Слайд 3) Учитель. Посмотрите на слайд. Как вы думаете, кто изображен на слайде? Что вы можете сказать о характере героев? – Почти ничего. Перед нами портреты, созданные художником. И нам предстоит оживить портреты детей. Как это модно сделать?
– Мы прочитаем отрывок, но сначала проведём небольшую словарную работу по тексту.
6. (Слайд 4) Изба пятистенная - жилая деревянная постройка, имеющая внутреннюю поперечную стену, которая делит всё помещение на две неравные части (обычно это русская печь).
(Слайд 5) Лохань - круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости. Деревянная лохань.
(Слайд 6) Шайка - низкое и широкое деревянное или металлическое ведёрко с двумя ручками по бокам. Банная шайка.
(Слайд 7) Ладило - инструмент для подгонки, наладки, сложения в единое целое бочки.
(Слайд 8) Обдерживает - обхватывет, связывает;
бондарство - мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки);
хорохорится - вести себя задорно, запальчиво;
строптивый - упрямый, своевольный, действующий наперекор человеку;
мотыжить - обрабатывать мотыгой (инструмент для рыхления почвы).
7. Выразительное чтение отрывка. (Дети читают 1 главу)
8. Учитель. 
1. Как вы думаете, почему своё произведение Пришвин назвал сказкой – былью? 
2. Почему Настю называли “золотая курочка на высоких ножках”?
3. А как учителя называли между собой Митрашу?
4. Почему, как вы думаете, его называли “мужичок в мешочке”? 
5. Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши?
6. Почему автор называет это хозяйство “богатством”?
7. Прочитайте первый абзац. 
– Как вы поняли выражение “Осиротели двое детей”? 
– О какой войне идёт здесь речь?
 – А что вы знаете о Великой Отечественной войне? 
8. Скажите, почему Пришвин не описывает игры детей?
9. Учитель. Закройте глаза, представьте себя на месте Насти и Митраши, и опишите какими они были.
Обратимся к тексту произведения.
1 студия - ваше задание:
Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти.
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе.
Портрет Насти
Возраст: 12 с хвостиком
Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.
Черты характера:
Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…
Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…
Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку
Любит родителей: как и покойная мать…
2 студия - ваше задание:
Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Митраши. 
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.
Портрет Митраши
Возраст: десять лет с хвостиком.
Внешность: 
коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.
Черты характера:
Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.
Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы, делает деревянную посуду.
Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос
Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.

(на 9 слайде портреты Насти и Митраши)
3 студия - ваше задание:  Прочитайте эпизод “На Блудовом болоте” – отрывок от слов: “Проверив по компасу направление троп,……” до слов: “-Кра!” – закричала ворона”. 
– Подготовьтесь выразительно его прочитать. 
Действующие лица: автор, Настя, Митраша. 
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?
На задание вам 7 минут.
10. Время работы в студиях закончено. Свое выступление начнет 1 студия, которая работала с образом Насти.
– Что вы знаете об имени Настя, Анастасия?
(Анастасия – с греческого “воскрешённая к жизни”. Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата.) (Слайд 10. “Настя”) – сравнение с готовой таблицей.
2 студия тоже готова поделиться с нами портретом Митраши.
  – Что вы знаете об имени Митраша?
(Митраша – полное имя Дмитрий – в переводе с греческого обозначает посвящённый богине Диметре, богине земледелия и плодородия). (Митраша любит крестьянский труд, он живёт на земле.)
(Слайд 10 “Митраша”) – сравнение с готовой таблицей.
Учитель: Вы описали портреты детей. Можно сделать вывод, что дети были очень дружными.
– Но почему дружные дети поссорились?
– Какие черты характера детей вы добавили к их литературным портретам?
Актерская группа своим выразительным чтением попытается передать нам внутреннее состояние детей во время ссоры.
11. Перед вами на слайде написаны качества детей, разделите эти качества на две группы: 1) различие детей, 2)общее. (Слайд 11-12) Учитель. 
Умные, уступчивая и благоразумная, в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх, строптивый (упрямый),трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Различие Общее
Настя – уступчивая и благоразумная. Митраша – строптивый (упрямый). в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Мы с вами проделали нелегкую работу и из наших таблиц мы теперь можем видеть образы этих детей.
Настя и Митраша – это дети послевоенного времени. У вас было задание узнать о жизни родных в то время.
2-3 ученика выступают с небольшими докладами о своих родных, живших в послевоенное время.
Учитель: Итак, подведём итоги наших исследований. Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу нашей мастерской (слайд 13). – Как вы поняли слова Пришвина? – Как относится он к своим героям? – А теперь мы узнаем о вашем отношении к Насте и Митраше. А поможет вам в этом синквейн. На написание синквейна вам дается 4 минуты.
Чтение полученных синквейнов.
18. Учитель.  - Помогли ли нам литературные портреты Насти и Митраши представить их?
19. Комментирование оценок. 
19. Домашняя задание.  Подготовить материал для будущего сочинения (Запись в дневник.)
20. Учитель. Спасибо вам за мастерство и помощь. До свидания.