Тема: Глобальные проблемы современности Урок-конференция для 11 класса

Обществознание
Тема: «Глобальные проблемы современности»
/Урок-конференция /
Цель: Продолжить знакомство учащихся с понятием «глобальные проблемы современности».
Охарактеризовать особенности отдельных проблем и осветить пути их преодоления.
Продолжить формирование умений учащихся ориентироваться в потоке информации и отборе материала.
Продолжить формирование навыков исследовательской работы и навыков оценки событий и явлений.
Способствовать развитию творческой инициативы, самостоятельности, интереса к проблеме.
Тип урока: Урок-конференция
Оборудование: мультимедиоаппаратура; презентации; проекты учащихся; тесты
Межпредметные связи: география, химия, экология, биология, ОБЖ.
Участники: 1) ведущие – 2
2) специалисты-эксперты – 4
А) по проблемам кислотных дождей;
Б) по проблемам предотвращения третьей мировой войны;
В) по проблеме «Север-Юг»;
Г) по демографической проблеме;
3) ученые -2
4) корреспонденты -2
План урока: I. Оргмомент.
II. Сообщение новой темы и цели урока.
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление и подведение итогов.
V. Домашнее задание.

Эпиграф: Мы переживаем сейчас настоящий кризис цивилизации, быть может,

самый серьезный в нашей истории, ибо он охватывает всю планету.
Ж. Дорст, французский футуролог.

Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Сообщение новой темы и цели урока.
III. Изучение нового материала.

Слово учителя: Во II половине XX века человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьба цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных, т.е. общемировых. (БСЭ - глобал - фран. всеобщий; глобус - лат. шар- всемирный). К ним относятся:
1) преодоление экологического кризиса и его последствий;
2) предотвращение угрозы третьей мировой войны;
3) предотвращение разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира»;
4) демографическая проблема;
5) проблема предотвращения распространения СПИДа и наркомании;
6) борьба с международным терроризмом и др.
Эти проблемы стали следствием противоречий, накапливающихся в отношениях между человеком и природой в течение длительного времени. Вы изучали эти вопросы в течение месяца, знакомились с этими проблемами на уроках географии, химии, биологии, ОБЖ и, выбрав наиболее значимые для себя выступите сегодня в роли экспертов - специалистов.
На конференции присутствуют гости и корреспонденты. Эпиграфом к нашему уроку-конференции будут слова известного французского футуролога Ж. Дорста
Слово ведущим конференции:
Ведущий – 1. В настоящее время, когда планета стала единственным домом человечества многие противоречия, конфликты, возникающие между людьми или странами, могут перерасти локальные рамки и приобрести общемировой, глобальный характер.
Ведущий – 2. Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Так решение экологических проблем и нарастание гонки вооружений влияет на обострение и экологических и экономических проблем. Решение вопроса экономического отставания стран «3 мира» тесно связано с резким ростом населения в них.
Ведущий – 1. Сегодня проблема экологического кризиса и его последствий является, пожалуй, наиболее актуальной и серьезной. Самый широкий спектр проблем относят к экологическим проблемам: проблема пресной воды; лесных ресурсов; проблема поднятия уровня мирового океана; исчезновения многих видов растений и животных; проблема парникового эффекта; озоновых дыр; проблема кислотных дождей.
Слово предоставляется специалисту по проблеме кислотных дождей.
/ 1. Защита проекта. 2.Опыт. 3. Какие вопросы к специалисту по проблеме кислотных дождей./
Ведущий – 2. На сегодняшний день вероятность конфликта между ведущими державами мира гораздо меньше, чем раньше. Однако существует возможность попадания ядерного оружия в руки авторитарных реакционных режимов или в руки отдельных террористов. Велика опасность перерастания отдельных локальных конфликтов в региональные и даже в международные.
Слово предоставляется специалисту по вопросу изучения угрозы 3 мировой войны.
/ 1. Защита проекта. 2. Какие вопросы к специалисту по вопросу изучения угрозы 3 мировой войны./
Ведущий – 1. Большинство освободившихся от колониальной зависимости стран во II половине XX века, встав на путь «догоняющего» экономического развития, не смогла, несмотря на относительные успехи «догнать» развитые страны по основным экономическим показателям.
Слово предоставляется специалисту по проблеме «Север - Юг».
/ 1. Защита проекта. 2. Какие вопросы к специалисту по вопросу изучения проблемы «Север - Юг». /
Ведущий – 2. Рост населения земного шара называют демографической проблемой. Она порождена двумя глобальными демографическими процессами: так называемым демографическим взрывом в развивающихся странах и недовоспроизводством населения в развитых странах. Но ресурсы Земли (особенно продовольственные) ограничены, и сегодня ряду развивающихся стран приходиться сталкиваться с проблемой ограничения рождаемости.
Решать демографическую проблему необходимо уже сейчас, поскольку нынешняя численность населения свыше 7 миллиардов едва ли посильна для планеты.
Слово предоставляется специалисту по вопросу изучения демографической проблемы.
/ 1. Защита проекта. 2. Какие вопросы к специалисту по вопросу изучения демографической проблемы. /
Ведущий – 1. Сегодня мы говорим о важных и страшных проблемах стоящих перед человечеством. От их решения зависит судьба цивилизации и нас с вами. Простых ответов преодоления их нет. Ясно одно, необходимо действовать и действовать совместными усилиями, ради сохранения жизни на планете.
Ведущий – 2. Какие будут вопросы к специалистам и другим участникам конференции?

IV. Закрепление и подведение итогов.
Слово учителя: 1. Давайте подведем итоги нашей конференции и сформулируем общие признаки всех глобальных проблем. / Участвуют все/.
- Возникли во II половине XX века и являются следствием негативных последствий НТР.
- Являются показателями целостности и взаимосвязанности современного мира.
- Создают угрозу существования человечества в целом.
- Все они взаимосвязаны.
- Их решение требует объединения усилий всего человечества.
2. Рефлексия:
1.Что больше всего запомнилось или произвело на вас впечатление на сегодняшней конференции?
2. Какие вопросы вы хотели бы продолжить изучать?
3. Какие глобальные проблемы предложили бы для будущего обсуждения?
Решение глобальных проблем побуждает нас к поиску взаимопонимания и согласования интересов различных стран и народов. Надеюсь, и мы с вами примем в этом посильное участие.
3. Работа с тестами.
V. Домашнее задание: конспект



















15