Рабочая программа производственного обучения профессионального модуля ПМ. 02. Проверка и наладка электрооборудования


Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение Московской области «Ступинский авиационно-технический техникум им. А.Т. Туманова»
Согласовано
ОАО «СМК»
Зам. начальника цеха № 570
_____________ Овсянников В.В.
«____» __________ 20____ г. Утверждаю
Директор техникума
____________ В.А. Датский
«___» ___________ 2015 г.
Рабочая программа производственного обучения профессионального модуля
ПМ. 02. Проверка и наладка электрооборудования
140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
(код и наименование профессии)
Базовый
(уровень освоения)
Ступино 2015 г.
Рабочая программа производственной практики профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Ступинский авиационно-металлургический техникум им. А.Т. Туманова»
Разработчики: 
Горюнов А.А., мастер производственного обучения техникума;
Киселев А.В., мастер производственного обучения техникума;
Мануйлова Н.Ю., зам. директора по УПР техникума;
Образцова В.М., старший мастер техникума.
Рабочая программа рассмотрена методической комиссией профессионального цикла техникума «____» ________ 2015 года протокол № ______ .
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт программы профессионального модуля
2. Результат освоения профессионального модуля
3. Структура и содержание профессионального модуля
4. Условия реализации программы профессионального модуля
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(пРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ)
ПМ. 02. Проверка и наладка электрооборудования
Область применения программы
Рабочая программа производственного обучения профессионального модуля ПМ.02 является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности - проведение технического обслуживания и ремонта электрооборудования промышленных предприятий под руководством лиц технического надзора и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК 2.1 Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.
ПК 2.2 Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно- технического персонала.
ПК 2.3 Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты.
Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
заполнения технологической документации;
работы с измерительными электрическими приборами, средствами измерений, стендами.
уметь:
выполнять испытания и наладку осветительных электроустановок;
проводить электрические измерения;
снимать показания приборов;
проверять электрооборудование на соответствие чертежам, электрическим схемам, техническим условиям.
знать:
общую классификацию измерительных приборов;
схемы включения приборов в электрическую цепь;
документацию на техническое обслуживание приборов;
систему эксплуатации и поверки приборов;
общие правила технического обслуживания измерительных приборов.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 197 часов, в том числе:
учебной и производственной практики – 197 часа.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля ПМ. 02. Проверка и наладка электрооборудования является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности - проведение технического обслуживания и ремонта электрооборудования промышленных предприятий под руководством лиц технического надзора, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК.2.1. Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу.
ПК 2.2. Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно- технического персонала.
ПК 2.3. Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Объем производственного обучения профессионального модуля
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 197
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) -
в том числе:
лабораторные занятия -
практические занятия -
контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) -
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа -
Учебная практика 197
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
3.2. Тематический план профессионального модуля
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
ПМ. 02. Проверка и наладка электрооборудования МДК.02.01. Организация и технология проверки электрооборудования Тема№1 Ремонтные работы
Содержание
12 1 Выполнение прозвонки и маркировки проводов при монтаже в щиток учета. 6 2
2 Выполнение проверки технического состояния осветительных электроустановок. 6 2
Тема №2 Монтажные работы
Содержание 60 3 Выполнение сборки, наладки и проверки схем с участием светильников с лампами накаливания. 6 2
4 Выполнение сборки, наладки и проверки схем с участием светильников с люминесцентными лампами. 6 2
5 Выполнение сборки, наладки и проверки схем с участием светильников со светодиодами. 6 2
6 Выполнение сборки, наладки и проверки схем с участием теплового реле. 6 2
7 Выполнение сборки, наладки и проверки схем с участием реле времени. 6 2
8 Выполнение сборки, наладки и проверки схем с участием промежуточного реле. 6 2
9 Выполнение сборки, наладки и проверки схем простейших схем учета электроэнергии. 6 2
10 Выполнение сборки, наладки и проверки схем с участием магнитных пускателей и контакторов. 6 1
11 Выполнение сборки, наладки и проверки схем управления освещением из 2-х мест. 6 2
12 Проверка состояния оборудования осветительных установок, прокладка кабелей, тросовых проводок. 6 2
Тема №3Монтаж электродвигателей Содержание 30 13 Выполнение сборки, наладки и проверки схем реверсивного управления асинхронным электродвигателем. 6 2
14 Выполнение измерения сопротивления изоляции обмоток статора электродвигателя. 6 1
15 Выполнение проверки работы тепловой защиты электродвигателя. 6 2
16 Выполнение сборки, наладки и проверки схем управления асинхронным электродвигателем. 6 2
17 Выполнение внешнего осмотра и проверки схемы соединения обмотки электрических машин. 6 2
Тема №5 Монтаж пускорегулирующей аппаратуры Содержание 18 18 Выполнение внешнего осмотра и проверки схемы соединения обмотки электрических машин. Выполнение проверки правильности функционирования полностью собранных схем при различных напряжениях 6 2
19 Проверка состояния пускорегулирующей и коммутационной аппаратуры. 6 2
20 Выполнение проверки и наладка релейной аппаратуры. 6 2
Тема №6 Монтаж электроизмерительных приборов Содержание 6 21 Проверка состояния пускорегулирующей и коммутационной аппаратуры. Снятие показаний приборов и проведение электрических измерений, при испытаниях электрооборудования. 6 2
Тема №7 Монтаж и техническое обслуживание электроаппаратуры Содержание 66 22 Проверка состояния трансформаторов (силовых, измерительных ,автотрансформаторов). 6 2
23 Проверка состояния распределительных устройств (масляные выключатели, разъединители, разрядники). 6 2
24 Проверка состояния электродвигателей (постоянного и переменного тока). 6 2
25 Измерение активной мощности однофазного переменного тока с помощью ваттметра. 6 2
26 Измерение активной мощности трехфазного переменного тока в трехпроводных сетях с помощью ваттметра. 6 2
27 Измерение реактивной мощности трехфазного переменного тока в трехпроводных сетях с помощью ваттметра. 6 2
28 Измерение сопротивления изоляции проводов мегомметром. 6 2
29 Измерение реактивной электрической энергии трехфазного переменного тока в трехпроводных и четырехпроводных сетях с помощью индукционного счетчика. 6 2
30 ТО и ремонт составляющих электрических машин: станин, подшипниковых щитов, вентиляторов, подшипников. 6 2
31 ТО и ремонт составляющих трансформаторов: вводов, стержней, переключателей, пробивного предохранителя. 6 2
32 Проверочные работы по пройденным темам 6 33 Дифференцированный зачёт 5 Итого 197 4. Условия реализации профессионального модуля.
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация профессионального модуля предполагает наличие:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий ,включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
Технического черчения;
Электротехники;
Технической механики;
Материаловедения;
Охраны труда;
Безопасности жизнедеятельности.
Лаборатории:
Электротехники и электроники;
Информационных технологий;
Контрольно-измерительных приборов ;
Технического обслуживания электрооборудования.
Мастерские:
Слесарно-механические;
Электромонтажная.
Спортивный комплекс:
Спортивный зал;
Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
Стрелковый тир(в любой модификации) или место для стрельбы.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в Интернет;
Актовый зал.
4.2.Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.
1.Белкин И.М.- Справочник по допускам и посадкам для рабочего-машиностроителя, М., Машиностроение.2011 г.
2.Григорьев С.П.- Практика слесарно-сборочных работ, М., Машиностроение 2011г.
3.Крылов Ю.В.- Слесарно-сборочные работы. Лениздат 2013 г.
4.Макиенко Н.И. – Общий курс слесарного дела, М., Высшая школа .
5.Московин Л.Н., Сорокина Н.Н. – Слесарно-сборочные работы в производстве радиоаппаратуры и приборов, М. Высшая школа 2013г.
6.Покровский Б.С. , Евстигнеев Н.А – Сборник дидактических материалов по общеслесарным работам, М., Высшая школа. 2011 г.
7.Покровский Б.С.- Механосборочные работы и их контроль, М., Высшая школа 2013 г.
8.Покровский Б.С., Скакун В.А. – Слесарное дело , М., Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2013 г.
9. Скакун В.А. – Производственное обучение общеслесарным работам М.: Высшая школа,2013 г.
10.Тукмачева Л.Н., Трепачко Н.В. – Организация производственного обучения- М.:Академия профессионального образования,2010г.
11.Н.А. Акимова. «Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования». «Мастерство» 2012г
12.В.Б. Атабенков . «Ремонт электрооборудования промышленных предприятий». «Высшая школа» 2011г.
19.Ю.А. Сибикин . «Техническое обслуживание, ремонт, электрооборудования и сетей промышленных предприятий». «ПрофОбрИздат» 2012г.
20.Ю.Сиднеев «Электротехника с основами электроники». «Феникс» 2010г.
21. Н.Ф. Шибенко. « Безопасность труда в электроустановках». «Высшая школа» 2010г.
22. Интернет ресурсы.
4.3.Общие требования к организации образовательного процесса.
Производственное обучение профессионального модуля изучается параллельно с изучением учебных дисциплин общепрофессионального цикла.
Выполнение практических занятий предполагает деление группы по числу рабочих мест, из расчета 6 часов в неделю и проводится в учебных мастерских или на предприятиях города и района по решению цикловой методической комиссии.
В процессе обучения используются различные виды информационно-коммуникационных технологий.
Консультации обучающихся проводятся согласно графику консультаций, составленному учебным заведением.
Текущий контроль освоения производственного обучения осуществляется в форме практических занятий.
Формой аттестации ПО.02 является дефференцированный зачет.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).
Оценка качества освоения производственного обучения профессионального модуля ПМ. 02. Проверка и наладка электрооборудования должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
Оценка качества подготовки обучающихся в рамках профессионального модуля осуществляется в двух основных направлениях:
-  оценка уровня освоения дисциплин;
-  оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 2.1.
Прием в эксплуатацию отремонтированного электрооборудования и включение его в работу Самостоятельное выполнение операций по приемки в эксплуатацию отремонтированного электрооборудования и подготовка к включению его в работу. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике
ПК 2.2.
Проведение испытания и пробного пуска машин под наблюдением инженерно- технического персонала Умение проводить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического
персонала. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике.
Самооценка, направленная на самостоятельную оценку учащимся результатов деятельности
ПК 2.3.
Настройка и регулировка контрольно- измерительных приборов и инструментов Знание приемов и способов настройки и регулировки контрольно- измерительных приборов и инструментов.
Самостоятельное настраивание и регулирование контрольно- измерительных приборов и инструментов. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - демонстрация интереса к будущей профессии. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике.
Самооценка, направленная на самостоятельную оценку учащимся результатов деятельности.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя
из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. - обоснование выбора и применения методов и способов решения
профессиональных задач в области разработки технологических процессов;
- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. Обратная связь, направленная на анализ и обсуждение результатов деятельности,
выявление сильных/слабых компетенций учащегося.
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике.
Диагностика. направленная на выявление типовых способов принятия решений. Кейс-метод, направленный на оценку способностей к анализу, контролю и принятию решений.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике Качественная оценка.
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - демонстрация навыков использования информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике.
Взаимооценка, направленная на взаимную оценку индивидуальных и групповых результатов участников.
Социометрия, направленная на оценку командного взаимодействия и ролей участников.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике