Конспект урока по истории для 11-го класса по теме: Новая экономическая политика


Конспект урока по истории для 11-го класса по теме: "Новая экономическая политика"
Цели и задачи урока:
Образовательная цель:
Познакомиться с Новой экономической политики, ее причинами, сущностью и результатами.
Показать проявления кризиса политики военного коммунизма;
Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике;
Рассмотреть основные события Кронштадтского восстания и решения Х съезда партии;
Познакомить учащихся с основными мероприятиями НЭП, определить значение НЭП для дальнейшего развития страны;
Установить причины свертывания НЭП.
Развивающая цель:
развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.
развивать умение выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны;
сравнивать основные мероприятия политики “военного коммунизма” и нэпа;
формулировать выводы по итогам нэпа;
формирование навыков работы с текстом у, документами;
развитие навыков грамотной устной речи;
развивать навыки групповой работы.
Воспитательная цель:
воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека.
воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.
Тип урока: изучение нового материала с элементами лабораторной работы.
Методы обучения: репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами и документами).
Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, работа с текстами документов, заполнение опорного конспекта и сравнительной таблицы, общее обсуждение проблемных заданий,
ПЛАН УРОКА
Причины и необходимость перехода к НЭП.
Кронштадтское восстание, его значение и итоги.
Х съезд партии, его решения.
Основные мероприятия НЭП.
Итоги НЭП.
Проблемы НЭП, причины свертывания НЭП.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
Когда и чем закончилась гражданская война?
Почему в гражданской войне победу одержали большевики??
Какую политику проводили большевики в годы гражданской войны, в чем ее смысл? Была ли она оправдана условиями войны?
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Итоги Гражданской войны
население сократилось на 11 млн. человек
сократились посевные площади
понизились урожаи
нарушены связи между городом и деревней
объем промышленного производства – 12% от довоенного уровня
производительность труда упала на 80 %
топливный и энергетический кризис
80% поступлений в казну шло за счет продразверстки, план которой выполнять было все сложнее.
Недовольство населения экономической политикой большевиков породило крестьянские волнения, малую гражданскую войну и восстание в Кронштадте, все это вынудило большевиков отказаться от политики военного коммунизма.
Вариант заполнения опорного конспекта:
Причины перехода и цели НЭПа. (объяснение учителем материала с элементами беседы)Учитель: Каковы же были причины и цели перехода к НЭПу? ( На основание ранее изученного учащиеся определяют причины и цели перехода к НЭПу , делают записи в тетрадь)
Причины перехода к НЭПу:
Недовольство крестьян продразверсткой, о чем свидетельствуют вооруженные выступления крестьян против новой власти;
Недовольство матросов, солдат, рабочих чрезвычайщиной, сложившейся в период гражданской войны;
Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма» требовал коренного изменения экономической политики Советского государства. Последствия Гражданской войны.
Выпуск бумажных денег и расстройство финансов.
Необходимость восстановления разрушенного.
Цели НЭПА:
-снять социальную напряженность,
-укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян
ВЫСТУПЛЕНИЯ против политики большевиков:
Крестьяне: отряды Антонова, Махно – “Малая Гражданская война”. Лозунги – “Долой продразверстку”Ю “Даешь свободу торговли”, “Советы без коммунистов”. “Крестьянская контрреволюция” - опаснее чем Деникин и Колчак вместе взятые”. В. И. Ленин.
Рабочие: 1920 – 1921 г – массовые выступления, митинги и забастовки рабочих в Москве и Петербурге. Требовали отмены спецпайков, выступали против политики большевиков.
Кронштадтское выступление матросов - последняя капля в недовольстве большевиками.
Февраль – март 1921 г. – Кронштадтское восстание.
Требования восставших: Политические – предоставить свободу слова, печати, объединений для всех левых политических партий и объединений, освободить всех советских политических заключенных в связи с рабочими и крестьянскими выступлениями, провести перевыборы в Советы на основе многопартийности. “Советы без коммунистов”. Экономические: уравнение пайков для населения, предоставить право крестьянами распоряжаться своей землей и результатами своего труда.Восставших пытались уговорить прекратить выступление лидеры большевиков (Калинин), но не добились результата.
В ночь с 17 на 18 марта – штурм крепости. Много погибших.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Часть восставших моряков ушла в Финляндию.
Более 2100 человек было расстреляно.
6500 человек отправлено в лагеря.
Все они реабилитированы в 1994 г.
Восстание показало необходимость перемен в политике и экономике.
8-16 марта 1921 г. – Х съезд ВКП (б).
Вопросы:
1) о профсоюзах.
Спор между “рабочей оппозицией” (Шляпников, Коллонтай), которые считали, что вся власть в экономике должна принадлежать профсоюзам и “платформой десяти” (Ленин, Троцкий, Зиновьев, Каменев и др.), гл идея – народным хозяйством может управлять только партия.2) о единстве партии.
“Резолюция о единстве партии” - запрет создания фракций внутри ВКП (б). Все фракции, платформы и группы внутри партии должны были быть распущены. Нарушение этих требований влекло исключение из партии. Запрет инакомыслия и свободы мнений внутри партии.
3) о замене продразверстки продналогом.
После долгих споров продразверстка была заменена продналогом, который был почти в два раза меньше.
На Х съезде был провозглашен курс на переход от политики военного коммунизма к Новой Экономической политике.
Содержание НЭПА.
Работая с текстом учебника и документами, учащиеся самостоятельно заполняют сравнительную таблицу «НЭП» и «Военный коммунизм».
меры в области сельского хозяйства;
меры в области промышленного производства;
меры в области товарно - денежных отношений;
меры в области трудовых отношений;
Основная экономическая задача; (заполняем в конце урока)
Основная политическая задача; (заполняем в конце урока)
Вопросы для сравнения «Военный коммунизм» НЭП
1.Меры в области
с/х. Введение продразверстки, т.е. изъятие у крестьян всех излишков хлеба сверх установленных норм. Продналог
2.Меры в области промышленного производства Национализация промышленности, ликвидация частной собственности. Денационализация промышленности, мелкая частная собственность, аренда.
3. Меры в области товарно-денежных отношений. Уравниловка в оплате труда, натурализация заработной платы. Отмена свободной торговли, продукты распределялись государством. Свобода торговли, тарифная оплата труда, денежная реформа.
4.Меры в области трудовых отношений. Трудовая мобилизация, создание трудовых армий. Свободный наем рабочей силы
5. Основная экономическая задача. Подчинение экономики потребностям войны. Максимальная мобилизация всех ресурсов. Предотвращение падения народного хозяйства и дальнейшего восстановления народного хозяйства
6. Основная политическая задача. Свертывание демократии и установление партийной диктатуры. Концентрация сил для победы над противником. Укрепление союза рабочих и крестьян, сохранение и укрепление власти большевиков
Точки зрения на НЭП:
Ленин – сначала видел в НЭПе временную меру, но затем заявил, что НЭП – это всерьез и надолго, а коммунисты должны научиться торговать. После его смерти усилились противники НЭПа.
Часть рабочих и коммунистов воспринимала НЭП как отступление от завоеваний революции и стремилась к его уничтожению.
После смерти Ленина большинство членов партии выступало против НЭП.
Мероприятия НЭП:
замена продразверстки продналогом. Объявлялся весной и не мог быть увеличен;
излишки крестьяне могли продавать на рынке;
разрешалась посредническая торговля;
мелкие и средние предприятия возвращались прежним владельцам;
увеличена зарплата рабочим;
1922 г. – денежная реформа. Вводится золотой червонец = 60 тыс. старых рублей. Червонец = 5 долларам 15 центам США и был выше английского фунта-стерлинга;
отмену трудовой повинности, устройство на работу через биржу труда;
прекращение бесплатных услуг населению;
перевод государственных предприятий на хозрасчет;
возможность аренды предприятий, помещений, земли, техники кооперативами, частными лицами;
возможность открыть одному владельцу кустарное или промышленное производство (до 20 наемных рабочих);
развитие кооперации (сельскохозяйственной, кредитной, потребительской);
заключение договоров с зарубежными предпринимателями и создание совместных предприятий; привлечение иностранного капитала в экономику;
налаживание экономического сотрудничества с капиталистическими странами.
ДОСТИЖЕНИЯ НЭП
во-первых, посевная площадь достигла довоенного уровня, в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сборе 1909—1913 гг., через год на уровень тех лет вышло животноводство;
во-вторых, к 1925 г. удалось достичь 75% выпуска продукции тяжелой промышленности; в 1,5 раза выросла производительность труда; начался выпуск новой техники; было построено 200 электростанций; резко поднялась мелкая и кустарная промышленность;
в-третьих, конвертируемый рубль получил международное признание;
в-четвертых, плодотворно развивалась культура.
Завершающее слово учителя
Точки зрения на проблемы выхода из кризиса:
Троцкий – давление на крестьянство, увеличить налоги на частников.
Бухарин – за развитие НЭП. Предоставить льготы крестьянам, скупать у них продукции по более высоким ценам.
Сталин – предлагал совместить обе точки зрения.
В апреле 1925 г. Был взят курс на развитие НЭП – “Новый курс в НЭП”. Предполагалось развитие товарности, строительство социализма в рамках НЭПа. Но фактически новый курс был сорван после принятия на XIV съезде в 1925 г. курса на индустриализацию. 1926 г. – фактическое завершение НЭП.
Причины свертывания НЭП
Недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые, имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены.
Принятие программы строительства 300 новых предприятий потребовало перекачки средств их сельского хозяйства в промышленности, что привело к давлению на крестьянство.
Партийное руководство и члены партии боялись угрозы реставрации капитализма.
Поводом для полного отказа от НЭП стал кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 гг.
IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
Параграф 16. пересказ.
Читать дополнительный материал.