Урок русского языка Способы выражения подлежащего (8 класс)

МОУ «Вознесенская средняя общеобразовательная школа № 7»
Класс: 8
Дата проведения: 19.10.2010 г.
Учитель: Чащина Н.А.
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Способы выражения подлежащего.
Цели:
Обучающие:
закрепить знания учащегося о подлежащем, способах его выражения, отработать умение находить подлежащее и определять способ его выражения;
повторить правописание не с глаголом и прилагательным, правописание приставок;
закрепить пунктуационный навык постановки запятой при однородных членах, в сложном предложении, при причастном и деепричастном оборотах.
Развивающие:
развивать интонационный слух с целью закрепления пунктуационных навыков;
развивать умение определять стилистическую принадлежность текста, находить средства выразительности в художественном тексте (эпитет, олицетворение, сравнение)
Воспитательные:
воспитатель эстетический навык восприятия картин осенней природы, внимательное отношение к художественному слову.

Оборудование: учебники «Русский язык» 8 класс. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, карточки с тестовым материалом (на основе рабочей тетради А.Б. Малюшкина «Комплексный анализ текста» 8 класс), компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Способы выражения подлежащего»

Ход урока.

Организационный момент: проверка готовности класса к работе.
Слайд № 1
Чтение учителем стихотворения:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
II. Постановка задач урока
Оформление тетрадей.
Конкретизация темы.
Задача урока (главная): отрабатывать умение находить подлежащее в предложениях из лирических и прозаических текстов.

III. Работа с текстом.
(Текст в виде карточек для индивидуальной работы)
Лес стал прзрачным (не) стоит уже такой густой стной заметно пордел. Треплет теперь его ветер бет дождь прврыщая (не) давний бархат и шлк в жалкие лхмотья. Жалобно и жутко стонут деревья раскачивая голыми вршинами низко пргибаясь к земле.
(Не) порадуют красками и лесные пляны. За (то) полыхают рбиновые кисти освещая сумрачный лес горят красные кусты бузины разрдились, словно елочными игрушками, кусты шиповника.
Это деревья и кустарники прощаясь с летом устраивают настоящий красочный бал.

– Прочитайте текст про себя; выразительно вслух. (Определите тему).
– К какому стилю можно отнести? Докажите.
– Подберите заглавие, запишите.
– Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. (работа выполняется в карточке).
– Какие орфограммы узнали?
– Проверка пунктуации – фронтальная.
– Найдите в тексте:
Эпитеты
Олицетворения
Сравнительный оборот.
– Из последнего предложения выпишите все словосочетания, разберите. (2 учащихся работают у доски).
– Как связаны 1 и 2 предложение?

IV. Предварительное повторение.
Запись под диктовку.
Подсушат ветер и солнце опавшие листья, и наполнится лес таинственным шорохом, будто маленькие гномики снуют по земле, разыскивая сокровища.

Слайд № 2
– Проверка, объяснение постановки знаков препинания.
– Какой прием образной речи использует автор?
– Докажите, что эту запись можно назвать предложением.
– Подчеркните основы.
– Что называем грамматической основой предложения?
– Дайте определение подлежащего.

Слайд № 3
– Чем может быть выражено подлежащее?

Слайд № 4. чтение таблицы.
– Как найти подлежащее?
– В карточке подчеркните подлежащее и сказуемое в 1 абзаце. – Проверка – фронтальная + самооценка.

V. Узнавание подлежащих в текстах художественной литературы.

Слайд № 5. (Стихи).
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
Смело топчу я ногой -
Вешнюю леса красу.
(А. Майков)

Слайд № 6. (Стихи).
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф. Тютчев)

Слайд № 7
Журавлиный клин тянутся по небу. Вожак рассекал потоки встречного ветра. Второй и третий перестраивались, пытаясь его сменить. Птицы прощались с родными местами и летним теплом. Печальное курлы разносилось над полями и лесами.

– Какой частью речи чаще всего бывает выражено подлежащее в поэтических строфах; в повествовательных текстах художественного стиля.
Проверка – на слайде.

VI. Выводы: Слайд № 8 – схема
– Найдите в учебнике теорию на странице 64.
– Чем может быть выражено подлежащее?

VII. Самостоятельная работа.
Упражнение 92 стр. 52
– Чтение текста.
– Запись, орфографическая работа.
– Постановка знаков препинания в конце предложения.
– Проверка – фронтальная, подлежащее и чем выражено. (правильный ответ «+», неверный «–»

VIII. Итоги урока. Запись домашнего задания.
– Какую важную информацию о подлежащем повторили?
– Продолжением лирической темы будет творческое домашнее задание.

Домашнее задание: Составить небольшой текст на тему «Осенний день» (8 – 10 предложений), подчеркнуть подлежащее.

Оценка урока.
– На парте у вас лежит кленовый листочек, напишите свое мнение об уроке и вложите в тетрадь.

Слайд № 9.
Оцениваются работы в тетради и на карточках.














13PAGE 15


13PAGE 14115