Урок русского языка в 4 классе Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного


Учебный предмет: русский язык
Класс: 4
Учитель: Котловская С. В.
Тема урока: «Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. Тест «Имя существительное»
Тип: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цели обучения:
Образовательная: закреплять знания о типах склонения имен существительных, составить алгоритм определения склонения имени существительного; уметь понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач.
Развивающая: обучение анализу, сравнению, умению доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности.Воспитательная: привитие интереса к предмету, желание трудиться, чувство гордости за выполненную работу.
Задачи: создать условия для наблюдения, сравнить и обобщить новые знания; составить алгоритм применения новых правил; упражнять в применении алгоритма; закрепление знания о склонении существительных; содействовать развитию внимания, наблюдательности, , привитие интереса к предмету.
Формируемые УУД: познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структуирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4класс; тетради, презентация, карточки для групповой работы, толковый словарь, тест «Имя существительное». Ход урока
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, у нас сейчас урок русского языка. Настроились на успешную работу. Запишем число, классная работа.
II.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Вспомним, с какой частью речи мы знакомимся на уроках русского языка? (Именем существительным.)
-Что вы знаете об имени существительном?
- Найдите в предложении имена существительное. Слайд 1: Каждый день прибавляет частицу мудрости. (День, частицу, мудрости).
- Что это? (Пословица.)
- Объясните её смысл.
- Очень хотелось бы, чтобы эта пословица стала девизом нашего урока.
- Выпишем слово день. Сделаем морфологический разбор этого слова. (День – сущ. (что?), нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., И. п., ед.ч., подл.)- Слово день 2-го склонения. Какого склонения ещё могут быть существительные?
- Как отличить существительные одного склонения от другого? (По роду и окончанию).
- Постарайтесь определить тему урока. (Склонения имен существительных.)
- Какие цели поставим? (Будем продолжать учиться определять склонение имени существительного. Выведем алгоритм определения склонения имени существительного.) Слайд 2.
III. Актуализация знаний.
-Выпишите существительные 3-го склонения в начальной форме. Подчеркните орфограммы в словах. Слайд 3.
1. В окно пахнуло утренней свежестью. 2. Наша деревня находится в лесистой местности. 3. Очень полезен сок из моркови. 4. На белой скатерти темнело чернильное пятно. 5. От усталости дрожали и подгибались ноги. 6. В лесу пахло сыростью и грибами. 7. По степи ехал на лошади всадник. (Свежесть, местность, скатерть, морковь, дрожь, сырость, степь). Слайд 3.
- Что вы делали с существительным, чтобы определить его склонение? (Ставили в начальную форму.)
- Проверим орфограммы. Слайд 4.
-Могут ли имена существительные одного рода относиться к разным типам склонения? Слайд 5.

- Выполним морфемный разбор существительных: I в. – свежесть, II в. – местность.
- Проверим. -
IV. Обобщение и систематизация знаний
1. Работа в парах. Слайд 6.
-Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибку.
В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание – е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание – я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание – а. Это существительное 1-го склонения.
- Проверим.
-В чём заключается ошибка?
-С чего надо начинать определение склонения существительного?
-Назовите начальную форму
-Что нужно сделать дальше?
-Составьте алгоритм рассуждения при определении склонения. Слайд 7.
2. Работа с учебником.
- Прочитайте правило на стр. 100. Сравните с нашим алгоритмом.
Физминутка.
- Я буду называть существительное. Если оно 1-го скл. приседает 1-ый ряд, 2-го скл. - 2-ой рад, 3 скл. – 3- ий рад.
- В классе, у школы, уроком, радостью, пятёрки, после звонка, мудростью, к перемене, перед дверью, с игрой, утром, о сердце, у человека.- Что вы делали с существительным, чтобы правильно определить его склонение.
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1. Упр. 177.
- Прочитаем задание.
- Спишите. I в. – списывает первый предложения первого столбика, II в. – предложения второго столбика. Выполните задание.
- Проверим.
2. Словарная работа.
- Какое новое слово с непроверяемой гласной вы заметили в этом предложении? (Пейзаж.)
- Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Стр. 152. 1. Вид какой-либо местности. 2. Рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном произведении.)- У слова 2 значения. Как мы называем такие слова в русском языке? (Многозначные.) Слайд 8.
- Посмотрите на репродукцию картины И. И. Левитана. Слайд 9. Исаак Ильич Левитан художник – пейзажист. Почему его так называют?
- Каких русских художников – пейзажистов вы ещё знаете? (Иван Константинович Айвазовский, Иван Иванович Шишкин, Алексей Кондратьевич Саврасов и другие)
- Составьте предложение по картине со словом пейзаж. (На картине Левитана изображён прекрасный осенний пейзаж.)
- Запишем это предложение.
- Найдите существительные. Определите их склонение.
- Время нам позволят сделать синтаксический разбор предложение. Подчеркнём грамматическую основу, второстепенные члены предложения.
- Дайте характеристику этому предложению. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.)
3. Упр. 178.
- Прочитайте задание про себя.
- Что нужно выполнить в этом предложении?
- Выпишите имена существительные, определите их склонение.
- Проверим.
- Какое ещё задание есть в упражнении? (Выполнить фонетический разбор слова любовь.)
- Выполните.
- Проверим.
VI. Контроль усвоения.
- Выполним задания теста «Имя существительное».
VII. Домашнее задание. Слайд 10.
Правило стр. 100, упр. 179.
VIII. Рефлексия.
- Какие цели мы сегодня ставили на уроке?
- Как вы думаете, мы их достигли?
-Те, кто считает, что да, поставьте на полях тетради восклицательный знак, а те, кому ещё что-то непонятно - вопросительный. Слайд 11.