Презентация по русскому языку на тему Понятие об односоставных предложениях (8 класс)


«Понятие об односоставных предложениях» Урок русского языка в 8 классе Морозова Л.А., учитель русского языка и литературы «Понятие об односоставных предложениях» Урок русского языка в 8 классе1. Тип урока: комбинированый.2. Цели урока: Образовательные: знать понятия односоставные предложения, определённо-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные предложения; значение и струк­турные особенности односоставных предложений; способы выражения сказуемого в предло­жениях разных типов;уметь различать односоставные и двусоставные предложения; Развивающие: развивать умение учащихся осуществлять причинно-следственные связи при анализе предложений и текста; обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме ;развивать речевые, мыслительные и коммуникативные навыки.Воспитательные: воспитывать ответственность в коллективном труде, заинтересованность каждого учащегося в конечном результате, воспитывать интерес к урокам русского языка. Ход урока 1.Организационный момент. • Приветствие • Создание эмоционального настроя на изучение нового материала • Оформление тетрадей2. Определение темы и постановка цели урока.Учитель: Тема нашего урока « Понятие об односоставных предложениях». Сформулируйте основную цель урока.Ученики: Узнаем, что такое односоставные предложения, какие они бывают. 3. Актуализация знаний.Фронтальный опрос.Учитель: Вспомните, что такое грамматическая основа предложения?Ученики: Это главные члены предложения- подлежащее и сказуемое.Учитель: Что обозначает подлежащее?Ученик: Подлежащее обозначает предмет речи и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Ход урока Учитель: Какими частями речи выражается подлежащее?Ученик: подлежащее выражается:существительным в им. п.местоимением в им. пдругими частями речи в значении существительного: а) прилагательным; б) причастием; в) числительным; г) наречием; д) междометием;инфинитивом;синтаксически неделимым словосочетанием;фразеологизмом.Учитель: Что обозначает сказуемое? Какие типы сказуемых вы знаете?Ученик: Сказуемое обозначает то, что говорится о предмете речи, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? КАКОВ ОН? ЧТО ОН ТАКОЕ? Сказуемые бывают трех типов: простые глагольные, составные глагольные и составные именные. Введение нового материала (поисково - исследовательская работа) Задание для групп: в предложениях, написанных на доске, подчеркните грамматические основы укажите, чем выражены главные члены предложениявыделите окончания сказуемых укажите, чем выражены сказуемые Работа в группах 1группа: Весенний воздух чист и прозрачен. Любл (гл.1л., ед. ч., наст. вр., изъяв. накл.) дымок спаленной жнивы. Не разоряй (2-е л., мн.ч., повелит. накл.) муравейники.2 группа:По утрам дорожки парка посыпал ( мн.ч., прош.вр., изъв.накл.) песком. Клюкву собира (3-е л., мн. ч., наст. вр., изъяв.накл.) поздней осенью. 3 группа:Век жив (2-е л., ед.ч., повелит. накл.) - век учись ( 2-е л., ед.ч., повелит.накл.) . Цыплят по осени счита(3-е л., мн. ч., наст. вр., изъяв. накл.) ю те и ют и ют Работа в группах 4 группа: Света ( безличный гл.). От степи пахн (личный гл. в безличной форме) терпкой горечью. Тихо и пустынно (слова состояния) в лесу. Вокруг нет ( неизменяемое слово) ни души. Быть (инфинитив) дождю.5 группа:Поздняя осень (сущ. в им. п.). Вот старый деревянный дом (сущ. в им. п.). ет ет 1. Деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. 2. Сказуемое выражено глаголом 1 и 2 л., ед. и мн. числа изъявительного наклонения и 2 л. ед. и мн. числа повелительного наклонения.Люблю дымок спаленной жнивы.Не разоряйте муравейники. 1. Деятель не назван, но мыслится как неопределенное лицо. 2. Сказуемое выражено глаголом в форме мн. числа прошедшего времени и в форме 3-го лица мн. числа настоящего времени. По утрам дорожки парка посыпали песком.Клюкву собирают поздней осенью. 1. Действие, о котором говорится в предложении, относится ко всем лицам вообще. Часто используются в пословицах, поэтической речи, а также в предложениях, содержащих различные инструкции, рецепты и т.п. 2. Сказуемое выражено глаголами в тех же формах, что и в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях.Век живи- век учись.Цыплят по осени считают. 1. Действие или состояние не создаются деятелем, т.е. деятель не мыслится. 2. Сказуемое выражено безличным глаголом, личным или возвратным глаголом в безличном значении, инфинитивом, словом состояния, словом нет. Светает. От степи пахнет терпкой горечью. Тихо и пустынно вокруг. Вокруг нет ни души. Быть дождю. 1. Утверждается наличие предмета или явления. 2. Подлежащее может распространяться только определениями ( согласованными и несогласованными).Поздняя осень.Вот старый деревянный дом. 1. Нахожу грамматическую основу предложения.2. Определяю: двусоставное или односоставное предложение.3. Если односоставное, то смотрю, какой главный член имеется.4. Если подлежащее- предложение назывное.5.Если сказуемое, смотрю, чем оно выражено, и определяю тип односоставного предложения. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА Практическая работа Задание: подчеркнуть грамматическую основу предложений, определить тип односоставных предложений 1вариант: Тихая, звездная ночь. И начал он сердито лапой рыть песок. Люблю приют я ваш печальный. Уже было поздно и темно. От добра добра не ищут.2 вариант: Дни поздней осени бранят обыкновенно. Красуйся, град Петров. Прошло сто лет. Люблю грозу в начале мая. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. Ключ 1 вариант:1. Тихая, звёздная ночь.(наз.)2.И начал он сердито лапой рыть песок. (двусост.)3. Люблю приют я ваш печальный. (двусост.)4.Уже было поздно и темно.(б/л)5.От добра добра не ищут.(обобщ./л.) 2 вариант:1.Дни поздней осени бранят обыкновенно.(н/л)2.Красуйся, град Петров.(о/л)3.Прошло сто лет.(двусост.)4.Люблю грозу в начале мая. (о/л)5.Шепот, робкое дыханье, трели соловья.(наз.) Проверьте работу по ключу и поставьте оценку «5» - все предложения записаны правильно;«4» - 1 ошибка«3» - 2 ошибкиЕсли ошибок больше, то придётся выполнить новое задание ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1 уровень: найти в произведениях художественной литературы 5 примеров односоставных предложений, определить их тип и записать в тетрадь.2 уровень: написать сочинение-миниатюру «Зимний парк» с использованием односоставных предложений.3 уровень: оформить результаты работы групп в виде слайдов и дополнить ими презентацию «Понятие об односоставных предложениях».Задание для всех учащихся: выучить теоретический материал по распечатанным схемам презентации к уроку.