Урок русского языка по теме: «Виды односоставных предложений».


Тема: Виды односоставных предложений.
Цель урока: познакомиться с понятием «односоставные предложения», с их структурными и смысловыми особенностями, с их классификацией; научиться распознавать односоставные предложения в тексте, уметь строить речевые высказывания с использованием односоставных предложений разного вида.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
распознавание односоставных предложений в тексте;
классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;
построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.
Личностные УУД:
осознание ответственности человека за общее благополучие;
понимание чувств и эмоций других людей, сопереживание им;
уважительное отношение к иному мнению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
формулировать и понимать учебную задачу;
самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
выделять и формулировать познавательную цель;
находить ответы на вопросы;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
делать выводы в результате совместной работы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме, строить монологическое высказывание;
участвовать в беседе;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Тип урока - урок открытия новых знаний.
Вид урока – комбинированный урок.
Введение в урок заданий творческого характера позволяет учащимся проявить свои творческие способности, данный вид работы реализует дифференцированный подход.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу учащихся.
Ход урока.
Оргмомент.
1. Мотивирование к учебной деятельности. Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке.
Слайд 1.
Посмотрите внимательно на экран. На слайде вы видите два текста. Прочтите их сначала про себя. Давайте прочтём вслух. (1 и 2 текст).
1. Утро. Звонок будильника. Сладко потягиваюсь. Бодро встаю. Делаю зарядку. Иду умываться. Одеваюсь. Из кухни вкусно пахнет. Меня зовут завтракать. Меня любят. Обо мне заботятся. На душе от этого радостно!
2. Утро. Резкий звонок будильника. Испуганно вскакиваю. Медленно плетусь в ванную. Опаздываю. На бегу одеваюсь. На кухне снова кричат. Опять скандал! Хочется плакать. Надоело!
- Что общего в этих текстах? (Одна тема – утро.)
- Чем отличаются тексты? (1 текст описывает доброе утро в благополучной любящей семье, а 2 текст описывает утро в семье, где есть проблемы. 1 – обстановка благоприятная, настроение положительное, 2 – обстановка неблагоприятная, настроение отрицательное).
- А какое утро вам больше нравится? (1)
- А как вы думаете, от чего зависит благополучие в семье? (Благополучие в семье зависит от взаимоотношений в семье, от того, как мы друг к другу относимся, т. е. каждый член семьи в ответе за общее благополучие.)
- Обратите внимание на конструкцию предложений в текстах.
Что вы заметили общего во всех предложениях текстов? (Во всех предложениях есть только один главный член).
- Давайте более подробно рассмотрим предложения. Слайд 2.
Найдём и подчеркнём в них главные члены предложения. (Подчеркиваем прямо на слайде).
Утро. Звонок будильника. Сладко потягиваюсь. Бодро встаю. Делаю зарядку.
Иду умываться. Одеваюсь. Из кухни вкусно пахнет. Меня зовут завтракать. Меня любят. Обо мне заботятся. На душе от этого радостно!
- Какой можно сделать вывод? (Во всех предложениях есть только один главный член).
- Скажите, употребляете ли вы в речи подобные предложения? (Да, достаточно часто.)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Вспомните из школьной программы, как называются такие предложения? (Односоставные).
3. Выявление места и причины затруднения.
- А посмотрите, во всех ли предложениях один и тот же главный член? (Нет, в одних предложениях - подлежащее, в других – сказуемое).
- Какой можно сделать вывод? (Односоставные предложения делятся на группы, бывают разных видов.)
- Можете вы сейчас назвать эти группы, определить вид этих предложений? (Задание вызвало затруднение).
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке, какова тема урока? (Виды односоставных предложений ). Слайд 3.
- Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока, что мы должны знать и что уметь,
чтобы устранить возникшее затруднение?
Знать:
- Понятие односоставного предложения.
- Виды односоставных предложений.
Уметь:
- Распознавать односоставные предложения разных видов.
- Правильно использовать односоставные предложения в речи.
Слайд 4.
5. Реализация построенного проекта.
Итак, давайте попробуем дать определение односоставному предложению.
(Односоставное предложение – это такое простое предложение, основа которого состоит из одного главного члена.)
Следующая цель – познакомиться с видами односоставных предложений.
- А какие две группы односоставных предложений мы можем выделить уже сейчас?
(С главным членом подлежащим и с главным членом сказуемым.)
То есть, мы можем сделать вывод, что односоставные предложения бывают двух видов или делятся на две группы. Начинаем чертить схему.
(Один человек у доски)
29743401524001223010152400 ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
с главным членом подлежащим с главным членом сказуемым
Как называются эти группы, какие ещё выделяются группы односоставных предложений и чем они друг от друга отличаются, вы узнаете, просмотрев видеоролик.
Сейчас вы смотрите видеоролик и самостоятельно продолжаете чертить схему, а потом проверим, что у вас получилось. (Один человек у доски).
361247015422500828040151130 ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
с главным членом подлежащим с главным членом сказуемым
281398017705800533823917705800418527617705800 НАЗЫВНЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ

определённо- личные неопределённо-личные безличные
сказуемое выражено
гл. I или II лица
или
гл. в повел. накл.
(можно вставить местоимения Я, МЫ, ТЫ, ВЫ) сказуемое выражено
гл. множ. ч. III лица
или
гл. множ. ч. прош. вр.
( можно вставить местоимение ОНИ) сказуемое выражено
безличным гл.,
словом НЕТ,
наречием, инфинитивом
( можно вставить местоимения мне, меня или наречие где-то)- Итак, посмотрим, что же у нас получилось. Что нового узнали из видеоролика?
СЛАЙД 7.
6. Первичное закрепление.
Согласно нашему плану, с видами односоставных предложений мы познакомились, теперь нам нужно научиться распознавать односоставные предложения разных видов. Для этого давайте заполним получившуюся схему примерами из нашего текста.
Работа в программе Notebook.
Односоставные предложения
Назывные Глагольные
Определённо-личные Неопределённо-личные Безличные
Утро. Сладко потягиваюсь. Меня зовут завтракать. Из кухни вкусно пахнет.
Звонок будильника. Бодро встаю. Меня любят. На душе от этого радостно!
Делаю зарядку. Обо мне заботятся. Иду умываться. Одеваюсь. Алгоритм рассуждения вам понятен?
Одна из целей нашего урока – это
научиться правильно использовать односоставные предложения в речи, чем мы сейчас и займёмся.
Давайте вернёмся к тому выводу о благополучии в семье, к которому мы пришли в начале урока: «Общее благополучие семьи зависит от каждого». СЛАЙД 8.
Подумайте и запишите, а что делаете вы для благополучия в своей семье, используя односоставные предложения разных видов, продолжая заполнять нашу схему теперь уже своими примерами.
Проверка.Например:
Односоставные предложения
Назывные Глагольные
Определённо-личные Неопределённо-личные Безличные
Забота о родных. Люблю своих родных. На кухне варят борщ. В доме чисто.
Внимание к близким. Забочусь о моих близких. На Масленицу у нас пекут блины. У нас нет ссор и скандалов.
Доверие и взаимопонимание. Помогаю младшей сестре с уроками. У нас в семье доверяют друг другу. Вместе готовим ужин. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Чтобы проверить себя, насколько хорошо вы усвоили тему «Односоставные предложения», выполним тест.
Презентация 2. Тест.
1. Укажите неверное утверждение:
1) Односоставные предложения могут быть нераспространёнными.
2) В безличных предложениях не может быть действующего лица.
3) В неопределённо-личные предложения можно ввести подлежащее – местоимение Я.
4) В определённо-личное предложение можно ввести подлежащее – местоимение МЫ.
2. Найдите односоставное предложение:
1) Моя сестра – врач.
2) Не страшны нам расстояния.
3) Друга узнают в несчастье.
4) Скалы нас изумили.
3. Укажите безличное предложение:
1) Вечерние сумерки.
2) На улице светло.
3) Гармонист, сыграй!
4) Светло и чисто небо в мае.
4. Найдите неопределённо-личное предложение:
1) Выберите себе книгу по вкусу.
2) Поговори со мною, мама.
3) В воздухе пахнет смолой.
4) Клюкву собирают поздней осенью.
5. Укажите назывное предложение:
1) Утренний сон сладок.
2) Мне холодно.
3) Третий час дня.
4) Ум – это сила.
8. Домашнее задание.
Правильно использовать односоставные предложения в речи вы также потренируетесь и дома.
- Вам нужно будет составить и записать небольшой текст:
«Как бы вы хотели, чтобы проходил вечер в вашей семье», используя односоставные предложения разных видов, по аналогии с текстом про утро.
9. Оценивание работы обучающихся.
10. Рефлексия.
- Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Удалось ли нам реализовать наши цели на уроке?
СЛАЙД 9.
- Скажите пожалуйста, с каким настроением и какими мыслями вы уйдёте сегодня с нашего урока?
СЛАЙД 10.
СЛАЙД 11.