Конспект урока по чтению на тему Саша Н. Некрасов (отрывок).


Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казённое учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья г. Усть-Илимска,
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида ОГСКОУ СКОШ г. Усть-Илимска
Конспект открытого урока по чтению в 9 классе
Тема: Н.А. Некрасов «Саша»
учитель русского языка и чтения
Шмарловская С.Г.
Тема: Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок)
Цели:1.Продолжить знакомство с произведением Н.А. Некрасова "Саша», совершенствовать навык осознанного, выразительного чтения.
2. Коррегировать слуховое и зрительное восприятие, внимание учащихся.3.Формировать нравственные качества, прививать любовь  и бережное отношение к природе, животным.Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник.
Ход урока:
I Организационный момент.Эмоциональная установка (СЛАЙД 1) Я смогу выполнить все задания! У меня всё получится!
Желаю успехов себе и друзьям!
II. Подготовка к первичному восприятию.
1.Актуализация знаний.
Учащимся показывается портрет писателя ( СЛАЙД 2).
- Что вы можете рассказать о человеке, изображенном на портрете?
- Где провел свое детство писатель?
-Любил ли он природу?
( Н.А. Некрасов провел свое детство в деревне, около реки Волги. Будучи мальчишкой, он убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ними грибы, ягоды. Мальчик был рад проводить дни с утра до вечера под открытым небом, в лесах, полях.Любовь к лесам, полям своей Родины, к ее снегам и морозам, к ее "зеленому шуму" зародилась у него еще в детские годы.)-  Посмотрите, ребята, как хороша русская природа! (СЛАЙДЫ 3, 4) Она украшает нашу жизнь. Сколько радости она нам доставляет! С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек! Очень любил Н.А. Некрасов родную  природу  и ей посвящал свои стихи. В них он воспевал ее красоту, величие, богатство. - Ребята, скажите, богатства природы вечны? Мы можем ими пользоваться бесконечно долго?- Да, люди должны беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботится,  чтобы природа не истощалась и еще долго-долго служила людям и украшала жизнь.
-Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством известного писателя, с произведением, где отражается тема природы. С поэмой «Саша». ( СЛАЙД 5).
Беседа о прочтенной на прошлом уроке первой части поэмы «Саша».
- Кто такая Саша? Как она относится к природе? Любимое занятие девушки?
(В семье помещиков растет дочь Саша. Родители ее славные старички, постарались в детстве дать дочери все, что позволяли их небогатые средства. По утрам девушка любуется дружной работой поселян, ей нравится бегать среди полей, собирать цветы и петь простые песни. Зимой Саша слушает нянины сказки или, полная счастья, летит с горы на санках.) - Саша счастлива в гармонии с природой, казалось ничего не может омрачить ее состояния. Но оказывается, есть событие, которое заставляет девушку печалиться.
III Первоначальное восприятие
-Сейчас, ребята, вы прослушаете отрывок из II части поэмы «Саша». Слушая, постарайтесь найти ответ на следующий вопрос: Что заставило Сашу грустить? ( СЛАЙД 6).
Прослушивание текста .Включается аудиозапись.( Саше случалось знавать и печали…)
Беседа. Ответы учащихся на поставленный ранее вопрос. О чем этот отрывок из поэмы? Каким настроением проникнут? Почему?
IV Анализ стихотворения
1.Повторное чтение текста учащимися (по цепочке).
2.Словарная работа ( СЛАЙДЫ 7-13).
Спорился, спориться – удаваться, идти успешно.
Осинник – осиновый лес.
Березняк – березовый лес
Дубняк – дубовый лес
Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных.
Роковой – предопределенный судьбой, имеющий тяжелые последствия.
Поверженный лес – поваленный лес
Глыба – что – либо больших размеров, неопределенной формы.
2. Работа над средствами языковой выразительности. Поисковое чтение. ( СЛАЙД 14).
-Ребята, я предлагаю сейчас поработать в паре и ответить на следующие вопросы (найти ответы в тексте и зачитать отрывки). Вопросы представлены на слайдах и розданы каждой паре учащихся.
1.Найдите описание леса до вырубки. Каким видела его Саша? Зачитайте. ( СЛАЙД 15).
2.Что происходило с насекомыми и животными, когда лес начали вырубать? Зачитайте. Чем грозила им эта работа?
3.Найдите описание процесса вырубки леса, страдания деревьев. Зачитайте. ( СЛАЙД 16).Слова какой части речи встречаются чаще? (глаголы). Почему? (передают действие, движение) Лес зазвенел, застонал, затрещал… Вы ощутили страдания деревьев? ( СЛАЙД 17). Как автор усиливает впечатление от описания гибели деревьев. С треском ломали сухой березняк, Корчили с корнем упорный дубняк. Стоном стонали верхушки осин… Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы..4.Найдите описание леса после вырубки. Зачитайте. ( СЛАЙД 18).С кем автор сравнивает погибшие деревья? (с трупами бойцов, с ранеными. Трупы деревьев недвижно лежали… Так, после битвы, во мраке ночном раненый стонет, зовет проклинает. Ветер над полем кровавым летает. Волосы мертвых бойцов шевелит! || шелест листьев. (слайды: лес до вырубки и после, для сравнения)
5.Как автор описывает рубщиков леса? Найдите строчки, в которых говорится об их безразличии к гибели деревьев, о их жестокости.
- Объясните состояние Саши. Почему она плакала, когда вырубали лес, а потом целый месяц не могла прийти на место гибели деревьев?
Физминутка
Релаксация под звуки леса. Включается запись.
V Упражнение в выразительном чтении.-Ребята, сейчас мы с вами поработаем над выразительным прочтением отрывка.
- Вспомним правила чтения поэтического произведения: ( СЛАЙД 19).
1. Выразительно; 2. Без ошибок; 3. Соблюдение пауз. (Памятка).
Чтобы выразительно прочитать стихотворение, необходимо правильно использовать паузы. ( СЛАЙД 20). Вспомните, какие бывают паузы? (слайд Паузы бывают короткие -/, средние-//, и длинные-///.)
-Найдите в стихотворении рифмы. (Рифма - созвучие концов стихов). Подчеркни аккуратно их карандашом.
Каждому учащемуся раздаются отрывки с текстом (индивидуальная работа)
На доске с учителем: Самостоятельно:
Саше случалось знавать и печали://Плакала Саша,/ как лес вырубали, /Ей и теперь его жалко до слез.///Сколько тут было кудрявых берез!///Там из-за старой, /нахмуренной елиКрасные грозды калины глядели,/Там поднимался дубок молодой.///
Кончились поздно труды роковые.//Вышли на небо светила ночные,/И над поверженным лесом лунаОстановилась, /кругла и ясна,-//Трупы деревьев недвижно лежали;//Сучья ломались,/ скрипели,/ трещали,/Жалобно листья шумели кругом.///Так, /после битвы,/ во мраке ночномРаненый стонет/, зовет,/ проклинает.///
Выразительное чтение отрывков текста учащимися. ( СЛАЙД 19).
- О какой экологической проблеме идет речь в этом произведении? Актуальна ли для нашего города эта проблема?
– Посмотрите, как в настоящее  время  идет заготовка древесины. Если раньше лес  вырубался по мере надобности при помощи топора, которым не уничтожить лесные  массивы, то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Людям казалось, что у нас лесов много и их все невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности.
-Для чего необходим лес? ( СЛАЙД 21).
(Лес- легкие нашей планеты,(слайд) необходим для очистки леса, это дом для животных и птиц)
- Как вы относитесь к уничтожению лесов?
- Расскажите, что вы знаете о международной экологической организации «Гринпис»?
(пер. с англ. «зеленый мир»? Ее филиалы находятся и в России.) Если вы принимаете участие в защите природы – сажаете деревья, бережете лес от пожаров, напишите письмо в эту организацию, расскажите о том, что вы делаете. Адрес: 125124, Москва, Башиловка Нов. ул., д. 6. Или нарисуйте плакаты, листовки, направленные на защиту леса. Это будет вашим домашним заданием.
VI Итог урока( СЛАЙД 22).
-К чему призывает Н.А.Некрасов в отрывке из поэмы «Саша»?
- Каким лесом вы хотели бы любоваться? ( СЛАЙД 22) Почему? Что необходимо делать, чтобы лес продолжал радовать нас своей красотой?
Выставление оценок.