Философия Возрождения и Нового времени


Философия Возрождения и Нового Времени
1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) начинается в XIV в. в Италии и XV в. в других европейских странах, продолжается вплоть до начала XVII в. Основные черты философии Возрождения:
антропоцентризм — в центре мировоззрения стоит человек;
гуманизм — обоснование самоценности человека, его прав и свобод;
эстетизм — ведущая роль искусства;
свободомыслие — освобождение от догматического средневекового мышления.
Таблица. Основные направления философии Ренессанса
Направление Античный образец Представители
Натурфилософия Досократики Н. Кузанский, Г. Галилей
Скептицизм Пиррон М.Монтень, Э. РоттердамскийПолитическая философия Платон, Аристотель Т. Мор, Н.Макиавелли
Натурфилософия возвращается к идеям природы и Космоса.
Предшественник итальянской натурфилософии Николай Кузанский (1401-1464) выдвигает идею пантеизма - отождествляет природу и бога. Душа человека неисчерпаема и бесконечна, поэтому может быть представлена как целая Вселенная (микрокосм), равная физической Вселенной (макрокосм). Важной заслугой изучения природы также стала гелиоцентрическая модель Солнечной системы (Земля вращается вокруг Солнца), сменившая геоцентрическую (Солнце вращается вокруг Земли). Здесь известны имена Николая Коперника (1473-1543), Джордано Бруно (1548-1600), Галилео Галилея (1564—1642), которые стоят у истоков европейской экспериментальной науки.
Скептицизм — это реакция на религиозную догматику и форма проявления творческого свободомыслия. Голландский философ Эразм Роттердамский (1469—1536) - книга "Похвала глупости"- высмеивает фальшивую мораль и ученость схоластов, предпочитая ей глупость "живой жизни". Девиз французского мыслителя Мишеля Монтеня (1533-1592) "Точно известно, что ничего точно не известно". Его основной труд – «Опыты».
Политическая философия Ренессанса.
Идеи Платона – Томас Мор "Утопия" - идеальное государство, где все основано на принципах равенства и справедливости - собственность является общей, все работают одинаково и каждому принадлежит равное количество благ.
Никколо Макиавелли (1469—1527). Основной труд "Государь". При возникновении государственной необходимости правитель вправе пользоваться любыми средствами — вплоть до подкупов, обмана, шантажа, политических убийств. Однако подобная деспотическая власть не может быть использована ради корыстных целей. Ее цель — укрепление государства, обеспечение его интересов и в конечном счете — народное благо. В позднейшее время термин "макиавеллизм" стал упрощенно пониматься как принцип, согласно которому в политике "цель оправдывает средства".
Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.) Становление капитализма в экономке.
Основные направления:
эмпиризм — опора на опыт;
рационализм — опора на разум;
высокая роль науки — наука как способ улучшения жизни человека и общества;
социальный оптимизм — вера в устройство общества на разумных началах.
Фрэнсис Бэкон - у истоков эмпиризма Нового времени. Наиболее значительными его произведениями являются "Новый Органон" и "Новая Атлантида". Лозунг философа: "Знание - сила". Наука получает знание на основе опыта и экспериментов. Собирая и проверяя различные факты, она строит общие теории. Этот метод обобщения (от частного к общему) называется индукцией. Чтобы быть настоящим ученым, необходимо избавиться от заблуждений. Бэкон выделяет четыре типа заблуждений, называя их "идолы":
идолы рода — заблуждения всего человечества, которые заключаются в наделении явлений природы человеческими чертами (например, в мифе);
идолы пещеры - индивидуальные заблуждения, основанные наличных предпочтениях, чувствах;
идолы рынка — употребление слов, имеющих неопределенный смысл. Наука должна мыслить строгими терминами;
идолы театра - слепая вера в авторитеты и догмы.
Развивали идеи – Локк и Юм.
Рене Декарт (Картезий), французский философ и математик, стоит у истоков рационализма.
1. Во всем - явлениях, вещах, знаниях- можно сомневаться. То, что я вижу или знаю, может быть сном, иллюзией, галлюцинацией или обманом.
2. Очевидно, что нельзя сомневаться в том, что я сомневаюсь. Поэтому по крайней мере сомнение с необходимостью существует.
3. Нельзя сомневаться, не мысля. Если я сомневаюсь, то я тем самым уже мыслю.
4. Окончательный вывод звучит так: "Мыслю, следовательно, существую".
Метод Декарта — это дедукция, движение от общего к частному. В решении основного вопроса философии Декарт является дуалистом. Материя и сознание - равноправные и взаимосвязанные начала. Главное свойство материальных вещей - протяженность (длина, ширина и т.д.), а идеальных вещей (души) - мышление. Человек - единственное существо, состоящее из двух начал - материального и духовного.
Развивали идеи Декарта – Спиноза и Лейбниц.
Схема. Учение Р. Декарта о методе
единый научный метод превращает науку в организованное индустриальное производство, является гарантией достоверного знания

значимость научного метода


движение познания от общего к частному, логическое выведение из общих понятий соответствующих частных истин
дедуктивный метод



математика пример точного, строго, логически обоснованного знания, главное средство познания природы: протяжения, фигуры, движения
идеал знания - математика


Эпоха Просвещения
Концентрированное собрание знания эпохи - французская "Энциклопедия", вдохновителем которой был Дени Дидро (1713— 1784). Ее появление показало, что ведущей силой в обществе становится наука, а не религия. В своем творчестве религиозные предрассудки с позиции разума критиковал Вольтер (1694-1778). Вольтер обосновывает философскую позицию — деизм. Согласно деизму, бог - только первопричина, творец сущего: в дальнейшем он не влияет на жизнь природы и человека. Жан Жак Руссо (1712—1778). Он поддерживал теорию общественного договора. Люди первоначально существуют в "естественном состоянии" - без какой-либо внешней власти и насилия над собой (Руссо считал такое состояние идеальным и призывал вернуться к нему). Для того, чтобы обеспечить защиту прав каждого на жизнь, свободу и т.д., народ передает часть своих свобод группе людей, которые взамен обязуются охранять эти права. Этим соглашением объясняется возникновение государственной власти. Таким образом, власть дана не богом, а народом, следовательно, народ имеет право отобрать ее, если монарх не выполняет соглашения.
2. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.
Иммануил Кант - основатель немецкой классической философии. Основные труды:
«Критика чистого разума» - гносеология;
«Критика практического разума» - этика;
«Критика способности суждения» - эстетика.
Два периода – докритический (вопросы природы) и критический (философский -после 1770 г.).
Три вопроса:
Что я могу знать? - гносеология;
Что я должен делать? - этика;
На что я могу надеяться? – находится на стыке философии и религии.
Гносеология. В теории познания - перенос акцента с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека. Существуют два мира. Действительный мир (Кант называет его ноуменальным или миром "вещей-в-себе") мы не можем познать. Мы познаем лишь мир видимости (Кант называет его феноменальным или миром явлений). Ноуменальный и феноменальный миры. "Вещи-в-себе" (например, бог, душа) не познаваемы (Кант называет их трансцендентными, т.е. запредельными). Важное понятие — трансцендентальное единство апперцепции, благодаря которому на основе различных ощущений возникает целостный образ предмета. Априорные формы (априори – «до опыта») рассудка накладываются на «вещь в себе», создавая явление.
Этика. Хотя действительный мир недоступен для познания, он открывается для практического разума в виде высшего нравственного закона, основанного на долге. Его Кант называет "категорический императив": «Поступай лишь согласно тому правилу, следуя которому ты можешь без внутреннего противоречия желать, чтобы оно стало всеобщим законом».
Религия. Бог — понятие трансцендентное, поэтому его существование не может быть логически доказано (Кант опровергает известные доказательства существования бога). Однако моральное поведение подразумевает вознаграждение. Потому справедливость требует того, чтобы бог существовал. Развивали идеи - Фихте и Шеллинг (критика «вещи-в-себе», постулат того, что бытие = мышление)
Георг Гегель - крупный немецкий классический философ. Основные труды: "Феноменология духа", «Наука логики», "Энциклопедия философских наук". Основополагающее понятие — абсолютная идея (мировой дух), объединяющая все сущее. Понятие АИ схоже с понятием бога. Отлитие - АИ сама по себе не обладает сознанием, личностью, а обретает их только через человека. АИ творит из себя природу, затем человечество. Через деятельность человека (духовную культуру) АИ познает себя.
Духовная культура проявляется в трех формах:
субъективный дух - душа, сознание, личность;
объективный дух - право, мораль, нравственность;
абсолютный дух - искусство, религия, философия.
Высшая ступень духовной жизни человечества — философия, в которой идея возвращается к себе, познает саму себя. Развитие мира и история человечества = развитие АИ. Движущая сила - противоречие.
Любое развитие проходит по определенной схеме:
1. утверждение (тезис);
2. отрицание этого утверждения (антитезис);
3. отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).
Синтез есть тезис на новом, более высоком уровне развития.
Гегель разрабатывает философскую основу для диалектики — учения о развитии и изменении.
При этом в диалектическом развитии вычленяется ряд законов:
1) закон перехода количественных изменений в качественные;
2) закон единства и борьбы противоположностей;
3) закон отрицания отрицания.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Работы: "Капитал", "Экономическо-политические рукописи" К. Маркса, "Анти-Дюринг", "Диалектика природы" Ф. Энгельса.
Основа - диалектика Гегеля. Но считали, что философия должна не объяснять мир, а изменять его. Вся история общества определена материальными, экономическими условиями. В зависимости от них выделяются общественно-экономические формации:
первобытно-общинный строй;
рабовладельческое общество;
феодализм;
капитализм;
коммунизм.
Движение от формации к формации является прогрессивным, диалектическим развитием общества (смена формаций - обострение классовой борьбы между угнетенными и угнетающими группами: рабов и рабовладельцев, феодалов и зависимых крестьян, рабочих и капиталистов). Идеал - коммунистическое община, где не будет классов (т.е. угнетенных и угнетающих).
Философия позитивизма.
Огюст Конт. После Гегеля эпоха метафизики закончилась. Продолжал традиции эмпиризма. Идеи могут быть сведены к чувственному восприятию.
Эволюция человеческой культуры проходит три последовательные стадии:
религиозную
метафизическую
позитивную — наука, основанной на эксперименте.
Важна эмпирическая проверка теоретических построений. Ввел в сферу наук социологию – науку об обществе.
Эволюционизм. Герберт Спенсер. Эволюционная концепция базируется на естественно- научных данных.
Эволюционизм - учение о постепенном развитии всех живых существ, общественных учреждений и верований. Научная основа - теория Дарвина. Социал-дарвинисты распространили учение Дарвина на общественную жизнь. Спенсер еще до Дарвина предположил, что человечество в своем развитии проходит два состояния: воинственное и сменяющее его промышленное. Борьба за существование, по Спенсеру, уменьшается в человеческом обществе по мере перехода от войн к промышленному сотрудничеству.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем проявляются основные черты философии Возрождения?
2. Какие вы знаете направления философии Возрождения?
3. Что стал означать в философии "пантеизм"?
4. В чем проявляются основные черты философии Нового Времени?
5. Чем отличаются философы-эмпирики от философов-рационалистов?
6. Почему И.Канта считают основателем немецкой классической философии?
7. Какую роль в философии Г. Гегеля играет понятие "абсолютная идея"?
8. Какую роль в философии К. Маркса играет понятие "общественно-экономическая формация"?
9. Что общего и особенного вы видите в философии позитивизма и эволюционизма?