Статья Особенности музыкального языка эпохи Средневековья


Попилова М.В.
Преподаватель Алматинского музыкального
колледжа им. П.ЧайковскогоОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В современном музыкознании достаточно прочно утвердилось понимание того, что культура каждого исторического периода обладает системой целостного устремления всех ее духовных и материальных представлений к некоему мировоззренческому центру. По словам А.Гуревича, человеческое общество находится в постоянном движении, изменении и развитии, в разные эпохи и в различных культурах люди воспринимают мир по-своему, конструируют свою особую картину мира. И мы не можем, игнорируя систему ценностей, лежащую в основе мироощущения людей Средневековья, понять их культуру.
Как известно, Христианство и религия оказали непосредственное влияние на все аспекты жизни людей того времени, в том числе и на искусство. Задача всех творений искусства состояла в том, чтобы приблизить человека к постижению вечных истин бытия. Например, архитектура отражала красоту и значение божественного миропорядка. Музыка также была включена в эту сложную систему.
Если античное мировоззрение основывалось на убеждении того, что в мире существует всеобщая гармония, что мир существует вечно, а человек, с его уникальным разумом и способностью самостоятельно познавать мир и изменять его, является органической частью этого мира, то в Средневековом христианстве утвердилась иная система ценностей, в которой отрицалась вечность мира и признавалась роль Бога – Творца, в качестве существа изначально вечного и неизменного.
Различные сферы человеческой деятельности в эту эпоху не имеют собственного «профессионального языка», в том смысле, в котором существуют языки политики, науки. Права или искусства в современном обществе. Например, в Средние века математика и язык математических символов представляли собой вместе с тем символы Богословские и служили потребностям символического истолкования божественных истин. То же самое мы можем наблюдать и в музыке. В ней все было подчинено передаче основной идеи. Религиозные сюжеты воспринимались средневековым человеком не как легенды, а как подлинные события.
Средневековое искусство остро конфликтно, проникнуто непримиримыми антитезами: священное – греховное, вечное – временное, небесное – земное, душа – тело. Все эти специфические особенности художественного мышления определили образный строй музыки того времени.
Подобно другим искусствам профессиональная музыка в течение длительного периода времени развивалась в рамках церковного служения – «серьезное», то есть содержательное для средневекового человека было неотделимо от понятия «религиозное». Музыка была неразрывно связана с культовым ритуалом и со словом – носителем содержания молитвенных представлений. В условиях Средневекового аллегорического мышления элементы музыкального языка образуют свой символический язык, являясь своеобразным «символом духа» и не несет самостоятельной ценностной нагрузки.
Полифоническая музыкальная ткань, которая представляла собой единовременное звучание ведущего культового голоса и сопровождающих мелодий, была ничем иным как одновременным представлением сакральной идеи текста Священного писания и его комментирования. Художники и композиторы свою основную задачу видели в утверждении общепринятого, а отнюдь не в отыскании нового.
Жанр органума с одной стороны утверждал основную идею христианства (в cantus firmus), а с другой, канонический напев подвергался толкованию, комментированию. Средневековые композиции почти всех основных жанров (как светских, так и духовных), строились на основе заданного музыкального материала, то есть предполагали принципиальную установку на некое неизменяемое начало. Композиторы того времени не стремились создавать «произведения» в нашем представлении, так как предназначение музыки было совершенно иным, и сознательно не стремились утвердить в творчестве свою индивидуальность. Свою задачу композиторы видели лишь в воспроизведении уже устоявшихся приемов. Именно это объясняет тот факт, что на протяжении длительного времени музыкальное творчество было анонимным, а сама фигура композитора, как творца собственных произведений искусства сформировалась уже в эпоху позднего Средневековья.
В эпоху Возрождения роль композитора уже окончательно переосмысливается, и создание музыкального произведения переходит в свободный творческий процесс. Новое время выдвигает на первый план индивидуально-личностное начало.
Музыка состоит не просто их тех или иных средств выразительности, приемов письма, позволяющих создавать какие либо образы. Музыка - это своего рода языковая система, которая воплощает Мир таким, каким видит и понимает его человек, принадлежащий своей эпоху и культуре.
Соединение голосов в полифонической ткани выстраивались по определенному принципу. Это мы сейчас говорим о совершенных и несовершенных консонансах, задержаниях и разрешениях диссонансов, а в средневековом многоголосии качественные определения интервалов подразумевали не только формально – звуковые, но и теологические смыслы. Например, символы Единого Бога, Богочеловека и Распятия передавались числовыми пропорциями 1:1, 1:2, 2:3, 3:4, которым соответствовали интервалы – унисон, октава, кварта и квинта. Тритон же трактовался как дьявольский интервал не столько из-за диссонирования, а сколько из-за искажения числовых отношений, стоящих за чистой квартой и чистой квинтой; 3:2 – чистая кварта – символ Святой Троицы, 4:3 – чистая квинта – символ четырех Еванглий, и, следовательно, увеличенная кварта и уменьшенная квинта с этой точки зрения являются кощунством.
Многие события нашей жизни понимаются нами через определенные категории, такие, например, как Время, Пространство, Движение и т.д.
В рамках данной статьи рассмотрим только две из них. Если вспомнить, что в Средние века не было механических часов и представление о времени у людей было совершенно иным, чем у современного человека. По выражению А.Гуревича, их сознание охватывало мир в одновременности, так как у Бога нет ни начала, ни конца, Он вечен и неизменен. В такой системе сознания прошедшее, настоящее и будущее расположены в одной плоскости и они в каком-то смысле одновременны. Например, данный факт очень наглядно отображен в живописи:
Иллюстрация 1

Беноццо Гоццоли Танец Саломеи на пиру у царя Ирода и обезглавливание Св. Иоанна Крестителя 1461-1462 г.г.
«Для средневекового человека время – земное отображение внеземной, вневременной неподвижной вечности». Это отображение мы находим в самом строении полифонической многоголосной ткани. Музыкальная ткань линеарного многоголосия разворачивается в собственном времени, каждая линия имеет свой собственный ход мелодических событий, что отражается в несовпадении цезур, каденций и т.д.
Для нас время – категория абсолютная, оно не зависит ни от каких событий, оно неизменно и постоянно, существует само по себе (И.Ньютон). В Средневековье время – относительное, оно сопряжено с определенными событиями (закат, восход солнца) и напрямую определялось их свойствами (Декарт).
В музыке Нового времени абсолютное время отражается в метрической сетке. Метр, как последовательность одинаковых длительностей – временных единиц, является аналогом абсолютного времени. Метр – абстрактная рамка, заданная заранее, «до музыки».
В средние века течение музыкального времени зависело от самого музыкального процесса. Оно происходило как движение звуков во времени, как смена тоно-протяженностей. В то время метрический пульс не устанавливался заранее и не предшествовал музыке.
Аналогом пространственного ощущения человека в музыке является звуковысотная организация музыкальной ткани, а также в некотором смысле вертикаль и фактура. В Средневековье понимание Пространства, так же как и Времени, было относительным. Звукоряды той эпохи образуются самим звучанием, развертыванием мелодической линии. С первых средневековых органумов на протяжении шести веков ладовая система европейского многоголосия основывалась на модальной мелодической культуре григорианского хорала. Свойства модального, относительного лада устанавливает не только модус – звукоряд, но и диапазон мелодии (амбитус, конечный тон – финалис, реперкусса – побочная мелодическая опора), то есть организующим началом является линеарно – мелодическая концепция. По мнению Холопова, «суть мелодических ладов» - пребывание в одной интонационной сфере, сущность тональности – ладовое действие. В новом Абсолютном пространстве одним из первых шагов на пути к воплощению новой картины мира стала равномерная темперация (XVII – XVIIIвв.), когда в науке сформировались представления о геометризированном пространстве. Звуковысотный строй Нового времени, таким образом, выступает в качестве абсолютного пространства.
В сознании средневекового человека мир был представлен как многослойный, разделенный в сознании человека на видимый, осязаемый мир и мир потусторонний, идеальный – небесный, которые неотделимы друг от друга. Идея иерархичности мира пронизывает все творчество, что наглядно выражено в живописи, поэзии, музыке:
Иллюстрация 2

Страшный суд. 1450-1455 год. Палаццо Барберини, Рим
Именно такое специфическое понимание иерархического пространства средневекового человека находит отражение в строении мотета XII века в наслоении самостоятельных мелодических линий, имеющих собственный текст. Полимелодическая ткань с максимально выраженной автономностью голосов представляет собой многоуровневое звуковое пространство.
Пример №1
G. de Machaut «Inviolata gentrix» (ч. 2)

Здесь мы наблюдаем полную мелодическую самостоятельность голосов, в каждом из которых разворачивается свой «сюжет», что моделирует иерархичность мирового пространства. Каждый голос существует в своем течении времени, имеет свой темпо-ритм, размеренность движения, в соединении они образуют целостность, а объединяет эти слои Божественное начало, воплощенное в символах и числах.
Эти аллегории и символизм музыкальных элементов с одной стороны удерживали развитие музыкального языка, а с другой, служили мощным средством организации музыкальной ткани. В каком то смысле они заменяли те системные принципы, которые появились позже. В музыке Нового времени – гомофонии, развернутое художественное целое складывается ихз взаимодействия мелодии, гармонии, ритма, фактуры, формы. Целостность достигается единством господствующей мелодии и сопровождения. Эти изменения соотносимы с явившимся культурным идеалом Личности Нового времени, в котором на смену теоцентрической концепции мира, пришла антропоцентрическая модель.
Приведем некоторые тезисы вышесказанного в виде таблицы, обобщающей характеристику систем музыкального языка эпох Средневековья и Нового времени. Многообразные показатели, по которым отличается музыка этих двух эпох, выстроены в виде оппозиционных пар:
Таблица 1
Музыка средневековья Музыка Нового времени
Назначение Постижение вечных истин бытия Отражение чувственного мира человека
Направленность К трансцендентным сущностям К личностному миру слушателяПринципы звуковысотной организации Модальность Тональность
Принцип организации вертикали Перфектные (кварто-квинтовые) созвучия Трезвучие
Принципы фактурной организации Полифония Гомофония
Характеристика тематизма Однородность Контрастность
Характеристика состояний Статика Динамизм
Тип мелодического развертывания Континуальность Дискретность
Строй Натуральный Темперированный
Исходя из всего вышеизложенного можно говорить о характерных типологических особенностях художественной картины мира в искусстве Средневековья и Нового времени, где качественная смена музыкального языка произошла в тесной связи со сменой мироощущения и миропредставления людей. Музыка – способ мышления, языковая система, а значит она включает в себя рационльно выверенные и логически оправданные структурные закономерности, способы организации звукового материала.
Литература
1. Медушевский В.В. Художественная картина мира в музыке (к анализу понятия). // Художественное творчество Вопросы комплексного изучения/1984 Л.: Наука, 1983. – 279 с
2. Гуревич А. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. 350 с.
3. Евдокимова Ю. История полифонии. Многоголосие средневековья X – XIV века. Вып. I М.: Музыка 1983 456 с.
3. Евдокимова Ю.К., Симакова Н.А. Музыка эпохи Возрождения. Cantus prius factus и работа с ним. М.: Музыка, 1982. 254 с.
4. Денеш Золтаи Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс 1977 370 с.
5. Южак К. О природе и специфике полифонического мышления. – М., 1975.
6. Жак ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М.: «Прогресс», 1992.
7. Данилова И. От средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М., 1974.
8. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971, 376 с.
9. К. И. Южак Теоретические основы полифонии в свете эволюции музыкальной системы Автореферат Киев 1990
10. Данилова И. Е. О категории времени в живописи Средних веков и раннего Возрождения// Из истории культуры Средних веков и Возрождения М., 1976, с 157-174
11. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. Воплощение времени в живописи и графике // Статьи об искусстве. М., 1970, с. 342-351
12. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике М., 1977
13. Суханцева В.К. Категория времени в музыкальной культуре. – К.: Лыбидь, 1990. – 184 с.
14. И. Кожабеков Метрическая система казахской песни// Казахская традиционная песня как объект этномузыковедения Алматы 2009, с. 15-45
15. Алпатов М. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М.; Л.: Искусство, 1939. 224с.)
16. Данилова И. Джотто М.: Изобразительное искусство, 1970, 96 с.
17. Ю. Холопов Гармония Теоретический курс М.: Музыка, 1988
18. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М.: Музыка, 1975. – 352 с.
19. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения Под редакцией Шестакова М., 1966 571с
Түйін
Бұл мақалада автор Ортағасыр музыка тілінің ерекшеліктерін көрсетіп, тақырыпты меңгерудегі жаңа әдістерді қолдануға болатынына ұсыныс жасады.
Резюме
В данной статье автор описывает некоторые особенности музыкального языка эпохи Средневековья и предлагает новые подходы к изучению данной проблемы.
Summary
This article's author describes some of the features of the musical language of the Middle Ages and offers new approaches to the study of the problem.