Презентация по МХК на тему Мода Средневековья


МОДАСРЕДНЕВЕКОВЬЯ Мужской западноевропейский костюм Сила, храбрость, воинская доблесть рыцаря, защитника своей страны, своего короля, определили мужественность его внешнего облика. Это сильный, ловкий, физически выносливый воин с подчеркнуто широкими плечами, сильными стройными ногами, волевым решительным лицом. Впервые в эстетических взглядах европейского общества мужественность как основная черта мужской красоты начинает противопоставляться женственности, воплощающей идеал женской красоты. По описаниям поэтов 11-12 вв. у женщины должны быть длинные золотистые вьющиеся волосы, зеленые или голубые глаза, веселые и улыбающиеся, губы, подобные свежему персику. Ее красота, доброта, верность воспеваются на рыцарских турнирах. Мотивы розы — цветка, символизирующего нежность, хрупкость, изящество, широко распространяются в искусстве и в быту. Розами украшают обеденный стол, лепестки роз плавают в чашах с вином, юноши и девушки носят венки из роз. Именно в жестокую и мрачную эпоху средневековья возникает культ «прекрасной дамы», оказавший огромное влияние на отношение к женщине всех последующих поколений. Основными источниками отражения внешнего облика человека и его костюма в изобразительном искусстве являются витражи и скульптура средневековых соборов. .
Примитивный крой, появившийся в древности на Востоке, давший типы накладной и распашной одежды, был в европейской одежде вплоть до 11 в. 1-я половина: 14 в. Мужская и женская одежда длинная, облегающая. Облегание достигается с помощью кроя: в одежде проектируют 3 шва — боковые и средний шов спины. Верхнюю часть лифа с помощью этих швов подгоняют по фигуре, нижнюю часть расширяют, вшивая от линии бедер треугольные клинья. По бокам на уровне талии делают овальные вырезы, соединяемые по краям шнуровкой. Пояс не затягивает талию, а только подчеркивает ее и является декоративным украшением. Одежда преимущественно накладная, только плащи драпированные. 2-я половина : 1-я четверть 15 в. (период готики). Появление короткой мужской одежды и дальнейшее обогащение форм длинной женской одежды. Широкое распространение различных видов распашной одежды. Интенсивное развитие конструирования одежды, что было связано с блестящим развитием архитектуры, оказавшей влияние как на внешние формы костюма, так и на его конструктивное решение. Первым был реконструирован костюм рыцаря. Его монолитность и тяжеловесность ограничивали движения воина, были неудобны в бою. Монолитную кольчугу расчленили на отдельные части — латы, соединив их шарнирами, крючками, пряжками на участках движения. Таким образом, были найдены формы плоских деталей, соответствующих объемам отдельных частей фигуры: спины, переда и рукавов.
Вместе с тем прекрасно используются пластические возможности косого кроя в верхней одежде. В костюме готики, как и в остальных видах искусства этого периода, есть две противоречивые тенденции: закрыть тело, нивелировать его формы, как того требует христианская мораль, и обтянуть фигуру узким кроеным костюмом, подчеркнуть красоту естественных форм человеческой фигуры. Период готики был временем расцвета конструирования и моделирования одежды, формирования моды, т. е. относительно быстрой смены форм одежды в пределах общего художественного стиля; 2-я четверть 15 в. — период изысканных форм франко-бургундской моды, которые выразились прежде всего в социально-классовой обособленности костюма феодала: удлиненные одежды, волочившиеся по земле, узкие облегающие формы, сковывающие движение, свисающие рукава, длинные носки туфель, грандиозные головные уборы. Чтобы создать такой силуэт, женщины подкладывали на живот небольшие простеганные подушки — босы. Для удлинения шеи женщины брили затылки, а для удлинения овала лица брили лбы.
ppt_yppt_yppt_y 1) отделку горловины, низа изделия, низа рукавов из дорогой отделочной ткани мехом горностая и куницы; 2) использование в одежде ярких, контрастных сочетаний цветов (зеленых, красных, синих, желтых); 3) появление в отделке костюма объемной орнаментации — лент, бахромы, кистей; 4) украшение ткани золотыми и серебряными бубенчиками ;5) появление перчаток, украшенных драгоценными камнями и золотом; В период раннего средневековья наиболее распространенными материалами были лен, сукно, мех, кожа, восточный и византийский шелк. Расцвет ремесленного производства в городах привел к развитию ткачества, расширению ассортимента и повышению качества тканей, разнообразию их орнаментации. Получают распространение шелк, парча, бархат, эластичные сукна. Лучшим сортом шелка был пурпур, изготовляемый в Венеции. Цветовая гамма яркая, чистая: огненно-красный, небесно-голубой, травянисто-зеленый. В период поздней готики в костюм проникают своеобразные темные и приглушенные цвета. Ткани были преимущественно гладкие. Затем становятся модными набивные и тканые узоры украшенные золотой и серебряной нитью. С 15 в. модны растительные узоры: плоды граната, тюльпаны, гвоздики, розы. Готическая роза — символ молчания и любви. Состояла из семи лепестков с толстыми стеблями и зубчатыми листьями, которые переплетались в узоре с гранатами , ананасами и другими пышными растениями. Из наиболее общих принципов декоративного оформления одежды эпохи средневековья можно выделить следующие: Изображения костюма варваров имеются на известном триумфальном сооружении Древнего Рима — колонне Траяна. Костюм состоял из короткой туники с рукавами, подпоясанной на талии, коротких штанов, чулок из ткани, кожаных башмаков и шерстяной накидки, застегнутой на правом плече. На голову надета небольшая конусообразная шапка. Наряду с ним появляются узкие длинные штаны из двух половинок, длинные широкие туники, надеваемые одна на другую. Начиная с 11 в. форма мужского костюма находится под влиянием формы рыцарских доспехов. Одежда становится более короткой и разнообразной формы. Блио — глухая накладная одежда с низкой отрезной линией талии. Верхняя часть прилегает по линии плеч, груди, талии, расширяется к линии бедер. Нижняя часть выкроена в виде двух полукружий, пришитых к талии спинки и полочек. Общая длина достигает линии коленей. Рукава цельнокроеные, узкие с воронкообразным расширением низков. Через боковые разрезы нижней части просматривается длинная нижняя туника яркая и контрастная по цвету. Шоссы — узкие облегающие штаны-чулки из эластичного сукна. Вверху они прикреплялись шнурком к поясу плечевой одежды.Нарамник лежит в основе многих видов средневековой одежды. Это прямоугольный кусок ткани, перегнутый по линии плеч, с разрезом для головы, не сшитый по бокам.Мода мипарти распространяется в одежде знатных феодалов, связана с использованием цветов и знаков феодального герба. Рукава, половинки переда, штанины, обувь окрашиваются в разные цвета, украшаются гербовыми знаками. В 13 в. появляется сюрко, сшитое по бокам, с глубокими проймами. Это не только конкретный вид одежды, но и понятие, близкое по смыслу к русскому «платье». Именно с этого времени оно прочно войдет в терминологию костюма. Развитие кроя приводит к тому, что в одежде, в ее силуэтных и конструктивно-декоративных линиях появляется разнообразие. Мужской костюм Мужской костюм развивается на основе двух силуэтов: прилегающего и свободного. Прилегающий силуэт отличается от силуэта романского периода прежде всего расширенной линией плеча, что конструктивно достигалось за счет присборенного оката рукава и специального ватного валика. Конструктивные и декоративные линии подчеркивали грудь и тонкую талию, оформленную поясом. Длина одежды прилегающего силуэта не заходила за линию бедер. Для одежды прилегающего силуэта характерна короткая облегающая куртка. Щедро украшенной частью котарди были рукава. Узкие вверху, они расширялись книзу и отделывались зубцами, пришивались полосы ткани длиной до 1,5 м, шириной до 10 см. В 14 в. котарди вытесняется жакетом — короткой одеждой, туго стянутой на талии и расходящейся веером на бедрах. Рукава жакета имели поднятый, присборенный окат, что создавало прямую и высокую линию плеча-характерный признак франко-бургундской моды. Таперт также туго стягивался на талии и имел складчатую или присборенную нижнюю часть. Он был длиннее жакета , богато украшался по всем краям зубцами. К поясу, воротнику, рукавам, плечевым и рукавным швам прикреплялись бубенчики. Разрез для головы мог быть как спереди, так и сзади.
Облегающие короткие куртки носили с шоссами и с остроносой обувью, носочная часть которой становится очень длинной (до 70 см), что зависит от общественного положения ее владельца. Цвет обуви тщательно подбирали к нарядной одежде: белый, пурпурный, из золоченой кожи с драгоценностями. По форме обувь была одинаковой для правой и левой ноги. Узкий костюм, подчеркивающий стройность, вытянутость фигуры, дополнялся верхней одеждой. В контрасте двух разных силуэтов эстетические качества мужской фигуры были еще более выразительны. Из всех предметов мужской одежды знати только нижнюю тунику шили из тонкого льняного полотна, остальные — из шерсти, шелка, парчи, бархата, который становится самой модной тканью. Большое разнообразие представляли головные уборы этого периода: капюшон.Прически — длинные с локонами и короткие с челкой на лбу.
style.rotation

ppt_yppt_yppt_y
ЖЕНСКИЕ ПЛАТЬЯ
style.rotation
style.rotation В женском костюме происходят те же изменения, что и в мужском костюме. В ранние периоды женщины носили одновременно две туники: нижнюю, длинную и широкую, с длинными узкими рукавами, и верхнюю, более короткую, с короткими широкими рукавами. Цветные полосы , вышивки располагались по горловине, низу изделия и низу рукавов. В стремлении подчеркнуть фигуру в костюме появляется узкий короткий жилет, который поддерживает грудь и играет большую декоративную роль: его отделывают по краям вышивкой. Пояс, украшенный металлическими пластинками, располагают на бедрах, концы его свисают спереди до низа. Женское блио отличается от мужского своей длиной до пола. Боковые овальные разрезы шнуровались лентами для облегания груди и талии. Верхней одеждой служит плащ-мантия на меховой или тканой подкладке. Женщины начинают носить длинные распущенные волосы или косы, перевитые парчовыми лентами, обручи, венки с повязкой под подбородком. Обувь по форме и материалу напоминает мужскую.Период раннего средневековья




Период позднего средневековьяУдлиненные пропорции, легкие, изящные, уходящие ввысь линии готической архитектуры оказывают влияние на формы костюма позднего средневековья. Два силуэта, на основе которых решался мужской костюм, характеризуют и женскую одежду. Но если прилегающий силуэт в мужской одежде подчеркивал ширину плеч и груди, сильные стройные ноги, то в женской, наоборот покатые узкие плечи, хрупкость, красоту молодой девушки. От талии книзу силуэт расширялся, длина и ширина нижней части одежды значительно увеличивались за счет юбки. В этот период в одежде увеличивается количество одновременно надеваемых одежд: туника, котт, сюрко, плащ. В противоположность сюрко, котт было узкого, прилегающего по линиям груди и талии силуэта, с длинными узкими рукавами. Положение линии талии в котт резко занижено, грудь затянута полотняным корсетом. Цветовое решение такого ансамбля яркое, контрастное: золотисто-желтое котт, красное, затканное золотом сюрко, ярко-синий на меховой подкладке плащ, жемчужные украшения.
В 15 в. пропорции женского прилегающего костюма меняются. Линия талии в сюрко переносится под грудь. Юбка сзади удлиняется шлейфом, который достигает нескольких метров длины. Спереди сюрко укорочено. Это позволяет видеть украшенный подол и создает определенную постановку фигуры, что соответствовало представлениям о красоте женщины. Остроугольное декольте отделывают воротником, сильно расширенным к плечам. Этот вырез часто закрывают вставкой из прозрачного шелка с вышивкой. Широкий пояс обильно украшен золотыми и серебряными пластинками. Костюм дополнен конусообразным головным убором, высота которого достигала 70 см.
ppt_yppt_yppt_y
Динамичные треугольные формы, повторяясь в головном уборе, юбке, рукавах, составляют основу выразительности костюма. Как мужскому, так и женскому готическому костюму присуща искусственная вытянутость форм, в линиях сказывается общая стилевая особенность, фигура приобретает образный силуэт. В прямом свободном силуэте решались верхние платья покроя упелянд, появившиеся в 15 в. Упелянд косого кроя носили чаще с поясом, который подчеркивал высокую линию талии. Складки закладывали лучеобразно от центра талии. В период готики прическа в женском костюме отступала на второй план, так как основной акцент делался на головной убор— чепцы различной формы, венцы, обручи. Огромное внимание уделяется ювелирным украшениям: цепи, ожерелья, пряжки, бубенчики. Драгоценные безделушки подчеркивают изысканность бургундской моды: на пальцах до 20 колец, на груди массивные цепи, в руке носовой платок с уголком золотым сердечком. На шее ожерелье из крошечных золотых сердечек и эмалевых слезок. К поясу прикреплены четки, зеркало, восковой амулет, позолоченный соколиный коготь-зубочистка.
Разнообразие причесок и головных уборов соответствует общему разнообразию моды. В царствование люксембургских императоров многие носят бороду и усы и даже их закручивают. Но признаком изящества и благородства считается по-прежнему гладко выбритое лицо, обрамленное длинными кудрями, ниспадающими пышными волнами сзади и сбоку.Впоследствии молодежь начинает завивать волосы мелкими колечками, которые спускаются до самых плеч.В виде головных уборов носят шляпы-береты, чепцы и шапки, которые делаются из войлока, материи и соломы. Сильно распространен особый головной убор в виде венца или тюрбана с ниспадающими концами, который делается из двух разноцветных материй. В некоторых итальянских провинциях носят широкополую соломенную шляпу, которая впоследствии, в 17 веке, стала называться пастушеской.Франты носят шляпу с высоким пером. В Германии были очень распространены широкополые серые войлочные шляпы и шапки с отвесными полями, которые можно было в случае холода опускать на уши.
В Бургундии предпочитали бургундский чепец, род колпака со свешивающимся концом, окруженного плетеной подвязкой из дорогой тафты, и высокую конусообразную шляпу без полей. У венецианского дожа такой чепец является одной из принадлежностей торжественного облачения; поверх него надевают дорогую, вышитую золотом шапочку в виде рога, которая, ведет свое происхождение от фригийского колпака. Носили также капюшоны, пришитые к плащам.При дворе Изабеллы Баварской возник впоследствии отвратительный обычай брить брови и волосы на лбу, чтобы последний казался выше. Когда со временем французская мода освободилась от влияния бургундской, обычай прятать волосы все же продолжал еще существовать. Длинные волосы встречаются только у Мадонны и у святых на картинах живописцев.Некоторые английские чепцы имели вид двух рогов, над которыми развевается парус. В Бургундии большинство чепцов делалось в форме сахарной головы, поверх такого убора набрасывалось покрывало из тончайшего брабантского полотна. Многие чепцы состояли из двух сахарных голов и тоже украшались развевающимся покрывалом. Чепцы эти были тяжелы и непрактичны.
style.rotation
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!