Открытый урок Античная цивилизация:Древняя греция


ТЕМА УРОКА № 10-11. АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ГРЕЦИЯ.
Цель урока: 1. Систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции.
2. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
3. На примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе работы в парах- чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.
4. познакомимся с древнегреческой цивилизаций, с становлением полисной цивилизации в Греции.
Планируемые результаты
Личностные Продолжение формирования мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Продолжение формирования основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Продолжение формирования эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
МетапредметныеСовершенствование навыков познавательной деятельности; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
Совершенствование готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Развитие умения использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.
Предметные Формирование комплексного представления об истории античной цивилизации, основных этапах ее исторического развития и ее роли в истории человечества;
Формирования представления об общем и особенном в развитии античных и древневосточных обществ;
Формирование представления об античности как фундаменте современной европейской цивилизации, как о периоде возникновения фундаментальных основ гражданственности, демократических форм государственного управления, эстетических основ европейского искусства и культуры.
Формы организации учебной деятельности Комбинированный урок с элементами лабораторной работы и работы в группах
Приёмы деятельности учителя Объяснение, повествовательный рассказ, , элементы эвристической беседы, сравнительная характеристика, обучение работе с историческим источником, обучение решению проблемных задач, обучение использованию информационно-коммуникационных технологий
Основные понятия и термины античность, аристократия, граждане, гражданская община, «греческое чудо», демократия, коллегии, колония, полис, республика.
Ход урока.
1. Оргмомент. (3 мин).
2.Актуализация знаний.10-15 мин.
Преподаватель организует дифференцированную работу учащихся: проверку домашнего задания мы организуем таким образом, чтобы все были опрошены, для этого нескольких обучающимся я подготовила карточки с индивидуальными заданиями, на которые они должны будут дать ответ, а с остальными проведем опрос. Если работающие по карточкам справятся раньше, то карточки сдают и включаются в общую работу (Раздает карточки, приложение 1).
Преподаватель: Итак, мы с вами продолжаем изучать древние цивилизации: мы с вами познакомимся сегодня с древнегреческой цивилизаций, с становлением полисной цивилизации в Греции.
3. Изучение нового материала(20 мин.)
План урока
1.Природные условия развития Греции.
2.Полис как особая форма государства и общины.
3.Великая Греческая колонизация.
4.Два самых крупных города-государства: Афины и Спарта.
Под античностью понимают время с 8 в. до н.э. по 5 в. н.э., когда начав свой путь от двух истоков: греческой и римской цивилизаций, античная цивилизация распространилась и достигла небывалого расцвета, вступила в полосу кризиса и погибла.(записать в тетрадь)
На юге Балканского полуострова расположена Греция - родина первой европейской цивилизации. Легендарным родоначальником греков был царь ЭЛЛИН. Поэтому сами себя они именовали эллинами, а свою страну ЭЛЛАДОЙ.
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГРЕЦИИ(записать в тетрадь).
1.Плодородной земли в Греции было мало, хлеба не хватало.
2. Климат здесь был засушливый, крупных рек нет, чтобы создавать ирригационную систему.
3. Более благоприятные условия для развития: винограда, оливок, разведения коз и овец.
4. Страна богата: серебром, медью, свинцом, мрамором и золотом.
5. Огромным богатством было море: удобные бухты, многочисленные острова, расположенные близко друг от друга, создавали прекрасные условия для мореплавания и торговли.
В течении 8-6 в. в. до н. э. в Греции зарождается община полис -
город-государство, состоящий из самого города и прилегающей к нему территории.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИСА (записать в тетрадь):
1. включал не только сельское население, но и городское.
2.членом общины можно было стать при двух условиях: если человек грек по национальности, и если он имеет частную собственность на землю.
3.все члены общины обладали политическими правами, которые позволяли им участвовать в политической деятельности. Поэтому полис называли гражданской общиной.
4.государство в Греции существовало не над общиной, оно выросло из общины.
5. внутри полисов постепенно складывалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, которые определяли права и обязанности членов общины.
6. полис имел право верховной собственности на землю.
7.полис был самообеспеченным.

Около 500 лет до н.э. - начинается Великая Греческая колонизация.
Быстрый рост населения в молодых греческих городах вызвал нехватку земли, а острая потребность Греции в природных ресурсах сделала необходимых поиск новых источников сырья, торговых партнеров и мест для поселения.
Для греков образование колоний по Средиземному и Черному морям сыграло важную роль:
греки лучше стали ориентироваться в море, проводить корабли между скал в мелей, использовать силу ветра;
они научились строить прочные приспособления для плавания;
в городах Греции появилось множество мастерских, которые изготавливали ткани, вазы, оружие для продажи племенам,жившим по соседству;
в Грецию привозили из колоний хлеб и рабов, пользовавшихся огромным спросом.
Самыми крупными городами - государствами в Греции были - Афины и Спарта.
У вас на столе лежит раздаточный материал: характеристика Афин и Спарты и сравнительная таблица. Прочитайте материал и заполните таблицу (начертите таблицу в тетради).
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
Тест. ____________________________
1. Что называется полисом?
а) город-государство в Древней Греции;
б) город в Древней Греции;
в) название органа управления городом.
2. Где находятся Афины?
а) в Средней Греции; б) в Южной Греции; в) в Северной Греции.
3. Где находится Спарта?
а) в Средней Греции; б) в Южной Греции; в) в Северной Греции.
4. Что означает греческое слово «демократия»?
а) «власть народа»; б) «власть знати»; в) «власть тирана».
5. Высший орган власти в Спарте:
а) народное собрание; б) Совет старейшин; в) цари.
6. Чем занимались спартанцы?
а) ремеслом; б) военным делом; в) земледелием.
7. Местные жители Лаконики и Мессении, покоренные спартанцами:
а) илоты; б) полис; в) демос.
Практический этап
Учитель организует работу в парах по составлению кластера из прилагательных, которые охарактеризовали бы Древнюю Спарту, ее население и порядки. Учитель выборочно проводит оценку кластеров, задает вопросы паре.
1. лаконичный, воинственный, творческий, здоровый, интеллектуальный, скудный, образованный, пьяный, гордый (лаконичный, воинственный, здоровый, скудный, гордый
2. демократичная, олигархическая, культурная, неукрепленная, воинственная, красивая, жестокая, роскошная, лаконичная (олигархическая, неукрепленная, воинственная, жестокая, лаконичная)
Рефлексивно-оценочный этап
Учитель предлагает оценить факт достижения цели урока:
1. Познакомились ли мы с общественным и государственным устройством Спарты? обучающиеся отвечают – да.
2. На все ли пункты совместно составленного плана найдены ответы. обучающиеся отвечают – на все
Учитель предлагает произвести самооценку работы на уроке, ответить на рефлексивные вопросы:
Самооценка: как я усвоил материал:
- получил прочные знания, усвоил весь материал;
- усвоил материал, но есть над чем еще поработать;
- усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют
дополнительной работы
Д\З: п.6-7 с.45-54 история под редакцией ЧудиноваА.В., А.В. Гладышева, подготовить доклады: "Рим в период республиканского правления"; "Формирование Римской империи".
Приложение № 1
Афины расположены на территории Аттики, которая занимает восточную часть средней Греции, богатой полезными ископаемыми. Занятия афинян - торговля, кораблестроение, виноградарство. Плодородной земли нехватало. Огромным богатством было море: удобные бухты. многочисленные острова, расположенные близко друг от друга, создавали прекрасные условия для мореплавания и торговли.
Управление в Афинах В VIII в до н.э. демос(народ) / свободное население Аттики, в управлении не участвовал, власть осуществляли 9 правителей – архонтов, избираемых аристократией - знатью. Закладываются основы демократии.
Древнейшие законодатели – Солон Солон – афинский архонт, провел реформы в 594 г. до н.э. Освобождение общинников от долгов, запрет обращать афинян в долговое рабство. Разделение всех граждан на 4 разряда, установление гражданских прав и обязанностей. Обязательная военная служба. Регулярный созыв Народного собрания, в котором участвовали все афинские граждане. Выбор судей из всех афинян, независимо от их богатства и знатности. Благодаря реформам Солона, говорят о зарождении демократии в Афинах.
Культурный подъем Афин продолжался около 150 лет, с середины 6 до конца 5 века до нашей эры. В Афинах поощрялось любое проявление свободы личности: философия, поэзия, риторика.
Поэты называли Афины «оком Эллады». О человеке, не бывавшем в Афинах, говорили: «Если ты не видел Афин, ты чурбан; если видел и не восторгался ими — ты осел; а если по своей охоте покинул их — ты верблюд».
Афины – это столица Древней Греции и город-государство, который начал существование в 15 веке до нашей эры. Именно отсюда начала свою историю современная европейская культура. Афины неоднократно переходили из состава одних империй и государств в состав других, наиболее драматичным стал захват этой территории Османской империей, что произошло в 1458 году. В настоящий момент Афины являются столицей Греции, которая входит в Европейский Союз.
Приложение № 2
Спарта находилась в Южной Греции на полуострове Пелопоннес. Спартанскому государству принадлежали две области: Лаконика и Мессения. В Лаконике было много плодородных земель, особенно в долине реки Эврот. Еще плодороднее были почвы Мессении. Условия для мореплавания в южных областях Греции не очень благоприятны: удобных бухт мало, берег заболоченный, мели. Дорийцы (греческие племена, пришедшие с севера Балканского полуострова) поработили жившее в этих областях греческое население, а плодородные земли забрали себе. Завоеватели, которых было меньше, чем покоренного населения, поселились все в одном месте - на реке Эврот, где возник город Спарта. Завоеватели стали называть себя спартанцами, а покоренное население – илотами (местные жители Лаконики и Мессении, покоренные спартанцами). Землю обрабатывали илоты, они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты не имели права свободно передвигаться по всей стране, которая некогда принадлежала их предкам. Главным занятием спартанцев было военное дело, лучшей в Греции пехотой считалась спартанская. Спарта напоминала военный лагерь, где никто не мог жить так, как он хочет. Спартанцам запрещалось заниматься торговлей и ремеслами, всякий ручной труд презирался. Спартанцам запрещалось дома обедать. Объединившись в группы по полтора десятка, мужчины ели вместе одни и те же кушанья: похлебку, овощи, немного сыра и только изредка мясо и рыбу. Высший орган власти – Совет старейшин, обладавший огромной и бесконтрольной властью .Олигархия - власть немногих (спартанцев).Народное собрание состояло из мужчин – спартанцев и выбирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира. Однако выступать в Народном собрании имели право только старейшины. Остальные криком голосовали «за» или «против» сделанных ими предложений. Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавалась по наследству, но не была велика. Формально не существовало частной собственности, всё принадлежало общине. Культурное развитие. В Спарте происходил искусственный отказ от данных «излишеств», состязания на потеху публики были запрещены. роскошью считалось всё, что выходит за рамки естественных потребностей.
Формально не существовало частной собственности, всё принадлежало общине.
Спарта – это государство, которое существовало в древние времена на территории современной Греции. Официальное название данного образования – Лакедемон. Во времена основания само наличие такого протогосударства было достаточно прогрессивным, поскольку оно обладало развитой системой управления и собственной идеологией. Но в силу отсутствия реформ и остановки в развитии, территория не смогла удержаться на европейской арене и была поглощена более сильными соседями.
Приложение № 3
ТАБЛИЦА
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АФИН И СПАРТЫ
Линии сравнения Афины Спарта
Местоположение и природные условия В Средней Греции (область Аттика). В Южной Греции (области Лаконика и Мессения).
Условия для мореплавания Много удобных бухт Менее благоприятны(удобных бухт мало, берег заболоченый,мели)
Занятия Садоводство, Мореплавание Виноградарство,
скотоводство (овцы, козы)
Основные занятия ремесло и торговля. Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы).
Управление Закладываются основы демократии. Олигархия - власть немногих (спартанцев).
Культурное развитие поощрялось любое проявление свободы личности: философия, поэзия, риторика. диктовался полный отказ от всего «лишнего», роскошью считалось всё, что выходит за рамки естественных потребностей.