Урок по истории Монгольская экспансия 13-15вв.

«Монгольская экспансия в 13-15 веках».
Урок в 10 классе (профильный уровень).
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Ожидаемые результаты (цели урока):
Образовательные (мотивационные) – повторить и обобщить полученные учащимися знания о зарождении и становлении ранних средневековых государств на территории нашей Родины, причины и последствия монгольской экспансии в 13-15 веках.
Развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой. Продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и решать проблемные вопросы, высказывать собственную точку зрения по данному вопросу, совершенствовать умения работать в группах, отстаивать свою точку по тем или иным проблемам.
Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма и любовь к Родине и малой Родине, стремиться воспитать интерес к исследовательской, поисковой деятельности учащихся.
Основные понятия: экспансия, монголосфера, нашествие, баскаки, улус, интеграция и т.д.

Средства обучения:
Учебное пособие «История России и мира » Волобуев О.В. и Сахаров В.И.
Поурочные разработки по истории России .Серов Б.Н., Лескин М.В.
Установление ордынского ига на Руси (материалы к урокам) Котляр Н.Ф., Тарусина Г.Н. М.2006г.
Слуцкий В.Б. «Хроника военной истории Руси 12-13вв.» «ПИ в Ш» № 3 2006г.
Бекмурзаева В.В. «Путешествие во времени: от древней Хазарии до Золотой Орды» «ПИ
в Ш» № 10 2005г.
6. Фролова Е.С. «Нашествие Батыя на Русь» «ПИ в Ш» № 2 2006г.
7. Портнягина И.Ю. «Страницы древней истории Забайкалья» Чита 2009г .
8. Степанищев А.Т. «Проблемные задачи по истории России» М. 2001г.

1. Вводно-мотивационный этап урока.
2. Организация учебной деятельности (сюжетно-ролевая игра).
3. Контроль и коррекция знаний.
4. Рефлексия.

Я приветствую учащихся 10 классов на открытом уроке (2 ч) по истории России. Тема нашего разговора (диалога) «Монгольская экспансия 13-15вв». (Экспансия – стремление расширить сферы влияния экономическими и военными методами).
Наше занятие пройдет в форме сюжетно-ролевой игры (учебной), участниками которой будете вы и учителя ,мои коллеги Историография нашей темы – это труды по истории. краеведению, археологии. Не предусматривает урок работу с картой.
Учащиеся делятся на команды. Каждая команда – княжество, выбирает князя.
1. Идея логотипа.
О, светло светлая и прекрасная украшенная, земля Русская. Многими красотами прославлена ты: озерами многими славными, реками и источниками местными, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная Вера христианская.
Но омрачает эту красоту феодальная раздробленность.
В далеком Забайкалье – это наш край. Маленькая Родина потому что большая, что она любимая. Родился великий завоеватель мира Чингисхан. Историческая справка.
В 1206 году он стал правителем.
На нашем уроке присутствует Чингисхан, Батый, Угедей. Они собрались на курултай (машина времени). Их задача оценить ваши знания, интерес к истории, любовь к Родине, патриотизм, и выдать победившему княжеству ярлык на великое княжение.
По правилам той далекой эпохи военные сражения начинались поединком богатырей. Начнем и мы с вами.

Челубей с Пересветом и Ослябой.
Монголы завоевали и покорили весь мир. Покоренные народы платили дань. Стала улусом и Русь. Каждой команде дается 10 минут ответить на вопросы. (блиц-ответ). Баскаки заберут ответы.
Очень часто в Золотую Орду забирали заложников. Забрали и у ваших команд. Заложникам дается задание нарисовать карикатуры. Вам нужно выкупить каждого. Логические задания.

Покоренные народы не прекращали борьбы. Золотая Орда отправляла карательные отряды ,и снова были пожарища и беда. Но Русь в таких условиях также старалась откупиться. Проблемные задания.

Кондуйский дворец.
Ряд интереснейших памятников монгольского периода находится у нас в Забайкалье. Это прежде всего Кондуйский дворец в Приаргунье. Раскопки проводились известным археологом Киселевым в 50-е годы и позволили восстановить его первозданный вид. Удалось установить, что дворец относился к 13-14 векам. Кондуйский дворец был построен в древневосточном стиле. Украшен каменными изваяниями драконьих голов. Во время раскопок обнаружена лишь часть этих оснований, остальные были вывезены с городища местными жителями и замурованы в основание стен Кондуйской церкви.
Деревянные колоны были обмотаны тканью и окрашены ярко-красным лаком. Кроме того, колоны были отделаны лепными украшениями. Крыша дворца была, вероятно, многоярусной. Она покрыта черепицей зеленого и желтого цветов. На крыше также были лепные украшения - фигурки драконов, львов, грифов, орлов.
В целом дворец, с его переливающейся золотисто-желтым и ярко-зелеными цветами крышей. Алыми колонами и балюстрадой, на фоне забайкальского неба должен был представлять очень яркое и впечатляющее зрелище.

Хирхиринское городище.
Хирхиринское городище представляло собой остатки города монгольского времени. Оно находится на берегу реки Хирхиры, притока Урулюнгуя. Остатки жилищ в городище тянутся рядами с востока на запад на протяжении почти 1,5 км. В центре городища сохранились остатки цитадели, окруженной валом и рвом. Размеры ее 110/100 метров. Дворец был значительно скромнее Кондуйского. Он был одноярусным с деревянными стенами и кровлей, покрытой простой черепицей. За пределами цитадели тянулись жилища. Интересный материал дали раскопки одного жилища на северо-восточной окраине города, где были вскрыты остатки дома, в котором найдены фрагменты сосудов, большое очажное пятно, железные шлаки и крица. Здесь была кузнечная мастерская.
В центре городища жил правитель, охраняемый верными нукерами. А на окраине городища располагались дома ремесленников и бедноты.
В 1830 году в Санкт-Петербург в Эрмитаж была вывезена плита с древнемонгольской надписью из окрестностей Хирхиры. Известный бурятский ученый Доржи Банзаров перевел ее на русский язык. Из нее узнали, что правителем городища был Исунке-хан – родной племянник Чингисхана.

Историография темы:
Русские летописи: Лаврентьевская, Галицко-Волынская, Смоленская, Черниговская.
В.Н.Татищев, В.М.Соловьев, В.О.Ключевский, А.С.Пушкин, Б.Рыбаков, А.Орлов, В.Похлебкин, Л.Н.Гумилев, Н.Ф.Котляр.
А.С.Пушкин: «России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы. Варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего Востока. образующее просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией».
После выполнения заданий курултай подводит итоги и вручает ярлык на княжение.
Вручение призов.
Рефлексия.
Поставим оценку за нашу работу. «5», «4», «3» - себе лично.


Контрольные вопросы по теме: «Экспансия монголов в 13-15 веках»:
1. Монголы – кочевые племена.
2. Курултай – собрание.
3. Делиун-Болдога (Делюн-Болдок) – место, где родился Чингисхан. (Темучин)
4. Чингисхан (1155-1227гг.) великий монгольский хан.
5. 1206 год курултай ,где победил Чингисхан.
6. Джэбе и Субедей – завоеватели, участвовали в битве на р.Калке.
7. Евпатий Коловрат – богатырь, сражающийся с монголами. (Рязань)
8 . Батый, Мамай, Тохтомыш – монгольские ханы.
9. Ура-ра-ах- боевой клич монголов.
10. «Яса» - сборник законов монголов.
11. Шишаки – шлемы русских воинов.
12. «чело» - центр русского войска.
13. «крылья» - фланги русского войска.
14. Александр Невский – новгородский князь, политический деятель.
15. 1380г – Куликовская битва.
16. Год стояния на реке Угре. – 1480год.
17. «тьма» - 10000 войско монголов.
18. «порок» - стенобитное орудие монголов.
19. Предводитель монгольского войска в Куликовской битве – Мамай.
20. Багадур-хан, объединивший монголов.
21. р.Калка (1223г) – первая битва русских и половцев с монголами.
22. Золотая Орда – государство монголов в Поволжье. (Орда – палатка хана).
23. Сарай-Бату (река Ахтуба) – столица Золотой Орды.
24. Плано-Карпини - итальянский дипломат, писавший о монголах.
25. улус – зависимая территория от Орды.
26. пайцза (басма) – знак монгольских правителей в улусах.
27. ярлык – грамота на княжение, выдаваемая русскими князьям в Орде. (с монгольского «повеление, приказ»).
28. баскаки (давители) – сборщики дани.
29. ордынский выход – дань, которую платили покоренные народы.
1. харадж – подать с плуга
2. тамга – торговая.
30. «злой город» - Козельск.
31. «численники» или писцы-чиновники, пересчитывали и переписывали население покоренных стран. (1257г. – запись в «число» для обложения данью, повинностями).
32. на Руси «котора великая» - ссора князей.
33 «бродники» - наемные воины в русском войске.
34. Дмитрий Донской – полководец, московский князь.
35. Сергий Радонежский - святой старец, основатель Троицко-Сергиевской лавры.
36. «Задонщина» - повесть о Куликовской битве.
37. Религия монголов – шаманизм и христианство («несторианство»), ислам при хане Узбеке (1314-1342гг), веротерпимость.
38. Пересвет, Челубей, Осляба - богатыри, участники Куликовской битвы.
39. река Непрядва – за этой рекой Куликово поле.
40. «кэшик» (современный спецназовец) – телохранители монгольских ханов.
41. дархан – привилегированное сословие монголов.
42. Какие европейские государства подверглись нашествию монголов: Венгрия, Чехия, Болгария, Польша.
43. 1237г. – нашествие на Русь.
44.1240г. – взятие Киева.
45. Тамерлан – полководец, завоеватель мира.
46. Численники – монгольские писцы (1257г. – перепись, т.е. запись в «число» русского населения для обложения данью, повинностями).
47. Карачу – рядовые общинники – скотоводы (черные люди).
48. Тьма – 10000.
49. Экспансия – стремление расширить сферы влияния, как экономическими методами, так и захватом территорий.
50. Золотая Орда – монголо-татарское феодальное государство, основанное в нач. 40-х гг. XIII века Ханом Батыем (Бату) – внуком Чингисхана. Столица Сарай-Берке (близ современной Астрахани или Сарай-Бату).
51.Угедей, Усучей, Джучи – монгольские ханы.




Вопросы для рассуждения по теме: «Экспансия монголов в 13-15 веках»:
1. Какого продукта не было в рационе питания у монголов?
2. Куда были направлены входы в домах и юртах монголов? (на юг, откуда приходит тепло и добро).
3. Птица, которая изображалась на монетах монголов, она приносит только добрые и интересные вести? (сорока).
4. Как могла попасть раковина каури на территорию Забайкалья во времена проживания здесь монголов? (торговля с Индией).
5. Медная монета монголов? (пуло), а серебряная? (дихрема, заимствованная у арабов).
6. Какое животное изображали на серебряной монете? (верблюд).
7. Самое совершенное по тем временам средство связи у монголов, многие покоренные народы его заимствовали, и Русь тоже? (ямская почта).
8. Из чего (какого камня) делали печати монголы? (из яшмы).
9. Какие русские воины переправились на другой берег Калки перед сражением? (связав лодки).
10. Как представляли монголов европейцы? (людоеды).
11. Дата официального прекращения Монгольской державы? (нет).
12. Бог неба?
13. «Котлык – бул – сум» - в добрый час.
14. Какую страну не покорили монголы, что или кто им помешал? (Японию, ветер - камикадзе).
15. Кто это? «не выше тележной оси» (дети, которых монголы оставляли в живых).
16. Корм для мечей монголов? (покоренные народы).
17. От какой страны монголы впервые потерпели поражение? (Булгария) (всего монголы совершили 60 походов).
18. Мечта Чингисхана? (золотыми поводьями взнуздать мир).
19. Налог крови? (воины в войско монголов, забираемые насильно).
20. Чем топили дома в Золотой Орде? (дрова, привозимые из Руси и аргал).
21. «Чингисхан» в переводе с монгольского? (безбрежный океан, его власть).
22. Куда прятали детей от врагов? (в печи).
23. Генеральная репетиция Куликовской битвы? (река Вожжа 1378г.)
24. Почему на Куликовом поле не нашли археологи мечей? (мечи стоили дорого и трудно было их изготавливать, войны их не бросали).
25. Торговые пути того времени? (Великий шелковый путь и по Волге, часть пути из варяг в персы).
26. Было ли неожиданностью для русских вторжение войск монголов? (нет, так как путешественники знали, торговцы, разведка).
27. Причина смерти Чингисхана? (ранение отравленной стрелой).



Задание «Черный ящик»
- может находиться в экспозиции музея;
- нужно для церковной службы;
- использовали для питья в старину;
- можно увидеть на звездном небе зимой и весной;
- рассказала нам многое о первом франкском королевстве;
- есть на территории Ононского района как памятник природы и связана с легендами о Чингисхане.


Темы для выполнения задания – показать карикатурой следующие крылатые слова:
1. «Та курица умерла, которая несла татарам золотые яйца».
2. «Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты».
3. «Русь меж двух огней».
4. Как выглядели: таран, порок, луки, стрелы, камнеметные орудия монголов.
5. «Золотыми поводьями взнуздать мир».
6. «Крестоносцам на блюдечке».



Проблемные задания по теме: «Экспансия монголов в 13-15 веках»:

1.Причины побед монголов (сильные стороны), в чем было отличие монгольского военного искусства других племен?:
- численное превосходство армии кочевников, все мужчины были войны;
- боевые превосходные качества монгольских воинов и их лошадей;
- талантливые полководцы и грамотные командиры (по личным качествам, а не по знатности);
- отличная организация армии (стройная система управления, жесткая дисциплина, замечательная разведка);
- использование передового военного опыта покоренных народов (прежде всего китайских осадных орудий, световые сигналы-зеркала, флаги, дымовые завесы, кожаные панцири, зажигательная смесь в сосудах, свистящие стрелы, обернутые горящей паклей).
- широкое использование новых приемов наступления и ведения боя (движение по льду рек, ложное отступление, «живой щит» из пленников, наступление зимой).
- страшная жестокость монголов, которая вызывала ужас и парализовывала сопротивление.

2. Почему столь могущественные государства не могли устоять перед натиском монголов? На примере Руси.
- феодальная раздробленность, отсутствие единства и взаимопомощи, несогласованность действий, предательство в сторону своей выгоды, соперничество и борьба за власть в государстве.
- ? нашествие воспринималось как «Божественная кара», с которой надо смириться.

3. Почему монголы не пошли на Новгород? (в ста километрах от города остановились у Игнат-камня).
- распутица, болота, леса
- по мнению ряда ученых у монголов была прекрасная разведка, они знали о том, что на Русь надвигаются полчища крестоносцев, разорив Новгород они не смогли бы контролировать его (он далеко от степи), и Северо-запад Руси достался бы на «блюдечке» крестоносцам.

4. Почему монголы особенно относились к русской церкви? (освободили от налогов, епископов в Сарае, охрана церковных земель)
- веротерпимость, разрешено по Ясе любое вероисповедание
- хитро думали, что церковь будет призывать к терпению (по своей идеологии).

5. В чем проявился талант Александра Невского как полководца и государственного деятеля?
- победа над шведами, Ледовое побоище, мир с Ордой, сбор дани своими силами, так меньше бед от баскаков.
- мудрость в отношениях с Ордой (? убит) 1263г.

6. Сравните Чингисхана как правителя с одним из известных вам правителей Руси и Европы того времени.

7. Отрицательные последствия монгольской экспансии 13-15в.
- демографическая катастрофа
- гибель народов (74 города было на Руси, 49 разрушено)
- погибли ремесла
- культура
-ордынский выход (10%)
Участие в завоевательных походах. Страшные пытки и физические издевательства (гвозди в голову, археологические находки)
- деспотизм, как форма правления на Руси и во многих странах после свержения монголо-татарского ига.

8. Положительные последствия:
- активизация м/д отношений
- торговля (сохранились торговые пути)
- разрушены непроницаемые межцивилизационные барьеры
- попытка 1-я политической и экономической интеграции евроазиатского пространства
- купцы и дипломаты, миссионеры, ученые, солдаты, охваченные могучим вихрем, были разнесены по пространствам империи – торговля во все сезоны
-принцип веротерпимости. Заложенный в Ясе, дал всходы: ханы вероисповедовались разной веры: православие, мусульманство – Берке.

НО! Эта интеграция оказалась призрачной так как основа ее была военная сила к 1330г. начинается распад Монголосферы (но сначала монгольская экспансия замирает).

Причины этого:
- внутримонгольские распри
- уход из жизни старого поколения, которое не подготовило себе достойную замену политических и военных лидеров
- резкое изменение состава армии (нет интернациональных формирований)
- рассеянные по миру, вдали о родных степей монголы теряют былую боеспособность
- оседлость (знакомство с богатством и роскошью, монголы не желают воевать).

Попытка реанимировать предпринята Тамерланом (Великий хромец) 1336 – 1405гг.
1389г., 1391г., 1394-1395гг. – разгромил Золотую Орду, но Русь! Русское войско несло икону Владимирской Божьей Матери, именно заступничество спасло Русь? Но! Это уже другая история.


15