Приемах целеполагания на уроках математики


Текст к слайдам «Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности»
Слайд 1

Слайд 2

Жизнь в современном обществе такова, что школьнику она предъявляет ряд конкретных требований:
эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях,
самостоятельно создавать новые продукты деятельности,
ориентироваться в потоках информации,
быть коммуникативными и т. д.
Слайд 3

Образование в настоящее время предъявляет обновленные требования к уровню подготовки школьников. Важнейшая особенность – переход от суммы «предметных результатов» к «метапредметным результатам».
В ФГОС они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей.
Слайд 4

Сегодня урок должен стать для школьника не только занятием по решению задач, но и позволить ему освоить способы успешного существования в современном обществе, т. е ученик должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, знать механизм и понимать, что все должно начинаться с постановки цели.
Именно УУД обеспечивают универсальность образования, позволяют ученику не просто воспроизводить полученные знания и умения в искусственно созданных условиях учебного процесса, а использовать их творчески, в незнакомой ситуации, в реальной действительности.
Слайд 5

Как известно, УУД делятся на 4 основные группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Целеполагание – это постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Целеполагание входит в состав регулятивных УУД, которые необходимо развить у ученика.Этот этап присутствовал и в традиционном уроке, но теперь предполагаются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. 
Целеполагание урока — один из самых сложных этапов современного урока.
Возможно потому, что деятельность целеполагания в повседневной жизни является не очень привычной для нас. Ставить себе цель - трудоемкая работа, требующая большой концентрации внимания. Гораздо проще и удобнее жить «как придется» — в полном соответствии с обстоятельствами и уже сложившимися стереотипами.
Слайд 6

С точки зрения психологии, цель – субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности.
Под целями занятия понимают те результаты, которые предполагает достичь педагог в процессе совместной деятельности с обучающимися при их обучении, воспитании, развитии.
Цель должна быть:
Конкретная , измеримая, достижимая, значимая, согласованная во времени.
Слайд 7

Рассмотрим основные приемы целеполагания, они универсальные, то есть могут применяться в изучении любого предмета.
Примеры приведу из уроков математики.
Формулирование цели при помощи опорных глаголов.
В классах, где этап целеполагания требует больших затрат времени, учитель может назвать тему урока сам и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов.
Можно предложить готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели. Фразы должны указывать на действие с определенным результатом.
Узнать, доказать, обобщить, сравнить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать и т. п. Со временем эти глаголы добавятся в словарный запас ребят и формулирование целей будет проходить более оперативно.
Слайд 8

Работа над понятием
К понятию учащихся можно подвести через отгадывание загадки, ребуса, кроссворда. Затем от значения слова определяется цель урока.
Или перед изучением темы “Первообразная функции”, учащимся предлагается объяснить значение слова первообразная.
Учитель: “От каких двух слов происходит слово первообразная?”
Ученики: “Первый и образ”.
Учитель: “Значит, что такое первообразная функции?”
Ученики: “Это первый образ функции”.
Предлагается классу поставить цели урока.
Слайд 9

Подводящий диалог
На этапе актуализации проводится беседа, направленная на обобщение, конкретизацию. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Слайд 10

Создание проблемных ситуаций
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая выступит для него как субъективная. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.
Например, проблемная ситуация создается
На основе демонстрационного или фронтального эксперимента.
При решении практических задач. .
Нерешенная домашняя задача. В качестве одной из домашних задач, учитель преднамеренно указывает такую, в ходе решения которой у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением, из-за недостаточности знаний. То есть проблемная ситуация создается заранее, а на уроке только формулируется цель.
Это были основные приемы. Так же и следующие являются очень эффективными.
Слайд 11
Приём «Тема-вопрос». Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
6 класс Как сложить два отрицательных числа?
Учитель: «Прочитаем тему урока». Ученик: «Как сложить два отрицательных числа?» Учитель: «Знаем ли мы, как сложить два отрицательных числа?»
Ученики: «Да, с помощью координатной прямой».
Учитель: «Сложите с помощью координатной прямой числа — 2 и — 7».
Учащиеся дают ответ.
Учитель: «Сложите помощью координатной прямой числа -1000,005 и -2, 99?»
Учитель: Вы смогли выполнить задание?
В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?
Ситуация анализируется и рождается цель:
Научиться складывать отрицательные числа без координатной прямой».
Слайд 12

К теме или к конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова – ассоциации.
На уроке математики, к примеру, можно использовать при постановке проблемы на уроке. Тема: "Окружность. Круг". Детям демонстрируются предметы круглой формы: солнце, яблоко, хоровод, блин. Задача учащихся — дополнить ряд предметов по ассоциации с общей формой: кольцо, колесо. Теперь важно связать возникшие ассоциации с чувствами: какие эмоции вызывает движение, например, колеса, кружение в хороводе. Варианты ответов могут быть и такими: свобода, нет препятствий, легкость движения, головокружение.
Слайд 13

Учитель ищет удивительный факт, ключ для понимания которого будет найден в конце урока, или в начале следующего урока.
Урок математики в 6 классе, тема «Длина окружности» можно начать с вопроса.
Знают ли ребята, какой праздник отмечают математики 14 марта?
Дети высказывают предположения, но отгадку найти очень сложно. Ведь это день числа П, о существовании этого числа ученики еще не знают. Отсюда цель: Узнать то новое, что поможет нам отгадать эту загадку.
Слайд 14

Суть приема:  разделить  данные объекты на группы и обосновать свой выбор. Основанием классификации чаще будут внешние признаки.
Геометрия 7 класс тема «Равнобедренный треугольник».
Учитель предлагает провести группировку изображенных на доске треугольников.Ученикии группируют.
Учитель задает вопрос: «Что у вас является основанием для классификации?»
Ученики отвечают: «Две равные стороны у треугольника».
Учитель: «Если мы эти треугольники выделили в общую группу, то они заслуживают,
чтобы их изучали!»
Учащиеся формулируют тему и цель урока.
Слайд 15

Моделирование жизненной ситуации
Урок в 5 классе. Тема урока: “Проценты”.
Предлагается решить задачу “На распродаже в универмаге набор ёлочных игрушек стоит 300 рублей. На него действует предновогодняя скидка 10 %. Хватит ли Маше денег купить этот набор, если у неё 280 рублей?” Ученики высказывают различные мнения, но сталкиваются при этом с недостаточностью знаний для ответа на вопрос.
Учитель: “Какова тема сегодняшнего урока?”
Дети формулируют тему “Проценты”.
Учитель: “А часто ли данное понятие встречается в жизни и есть ли необходимость в его изучении?”
Ученики приводят примеры и жизни, где они сталкивались с понятием процент.
Учитель: “Сформулируйте цель урока”.
Ученики: “Узнать, что такое процент? Научиться находить проценты”.
Слайд 16

Сегодня мы познакомимся с фигурой, но какой – вы догадаетесь сами. Я буду предлагать вам вопросы, а вы попытаетесь на них ответить одним словом. Первые буквы слов и образуют тему урока.
– Какими единицами моряки измеряют скорость? Узел
- Старинная монета, равная половине копейки? Грош
- Как называют прямую линию, соединяющую две точки? Отрезок
- Расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки? Локоть
- Какое слово я загадала? Угол
- Значит, тема урока?
Или:
Можно в виде шуточного стихотворения.
Слайд 17

Или:
Среди множества однотипных предметов одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Учитель: “Знаете ли вы, что означает слово решето?”
Учащиеся высказывают свои мысли, дают описание этого предмета, место и цель его использования в жизни.
Учитель: “А можно ли и в математике использовать решето?”
Идёт обмен идеями, а после учитель даёт историческую справку о решете Эратосфена.
Учитель: “Как вы думаете, какова тема урока?”
Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости корректируется тема урока и предлагается сформулировать цели урока. Ученики формулируют цели урока.
Слайд 18

Дети через анализ общего и отличного, находят лишнее, обосновывая свой выбор.
Математика 5 класс тема «Степень числа».
Из ряда предложенных выражений исключить лишнее.
На доске записаны выражения, в которых встречаются одинаковые множители. 
Одно выражение включает в себя разные множителя-оно и является лишнем. Далее учитель показывает, как можно упростить запись в остальных выражениях, и  учащиеся выходят на тему урока «Степень».
Слайд 19

Урок в 5 классе “Площадь прямоугольника”.
Предлагается учащимся объяснить значение слова площадь. Учащиеся перечисляют следующие словосочетания: Красная площадь, базарная площадь, жилая площадь, площадь прямоугольника и т.д. Какие же из этих понятий относятся к математике. Что понимается под понятием Красная площадь и что означает понятие площадь прямоугольника?
Предлагается классу поставить цели урока. Ученики формулируют их и определяют задачи по их достижению.
Слайд 20

Приём “Индуктор” 
Затрагиваются внутренние пружины сознания учеников. Необходимо пробудить желание включиться в учебный процесс, раскрепостить детей и заинтересовать тем, что будет происходить. Для этого используется индуктор – странный, парадоксальный вопрос, побуждающий к активной мыслительной деятельности.
Например, внеклассное занятие Лист Мебиуса начать со стихотворения:
Ведь то, что в этой жизни знаем, все ограниченно бывает,
А мы хотим весь мир познать и бесконечность поддержать.
А вам когда – нибудь приходилосьдержать в руках бесконечность?
Данный вопрос для учащихся окажется, скорее всего, парадоксальным и вызовет встречный вопрос: «Как это возможно? Как можно держать бесконечность в руках?
Эти вопросы и станут целью урока, а проведение эксперимента – задачей урока.
Или:
Урок геометрии в 8 классе по теме “Теорема Пифагора”.
Начинается урок с небольшого сообщения:
“Доказательство этой теоремы считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда “ослиный мост” или “бегство убогих”, так как некоторые “убогие” ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучивавшие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому “ослами”, были не в состоянии преодолеть теорему, служившую для них вроде непреодолимого моста”.
Следующий вопрос – что же может объединять эту теорему и “стул невесты” и “теорему нимфы”, ставит учащихся в тупик и вызывает интерес. После сообщения названия теоремы, учащиеся формулируют цели урока.
Всё, что делается на уроке по организации целеполагательной деятельности – это подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.Однако,  процесс целеполагания должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, этот этап урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Целеполагание у детей не может возникать просто так. Для того, чтобы ученик сам поставил перед собой какую-то учебную цель, на уроке должна возникнуть ситуация, которая подтолкнула бы его к определению целей на уроке.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
учет уровня знаний и опыта детей, доступность,

обязательно выслушивать все мнения правильные и неправильные, но обязательно обоснованных.
То есть вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.