Обобщающий урок русского языка в 6 классе по теме Имя числительное

Обобщающий урок по теме «Имя числительное»
Цели урока: 1) обобщить полученные знания по теме, помочь учащимся целостно представить данную часть речи; повторить и закрепить навыки, связанные с правописанием числительных и их употреблением в речи; 2) способствовать развитию коммуникативных умений учащихся, формировать представления о межпредметных связях изученного материала; 3) воспитывать интерес к русскому языку, эстетический вкус учащихся.
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Оборудование урока: карточки-задания для учащихся, оценочные листы; выставка изученных литературных произведений, в названиях которых есть числительные; репродукции картин И. К. Айвазовского «Девятый вал», И. С. Остроухова «Первая зелень», А. А. Пластова «Первый снег», С. В. Герасимова «Первый снег», Ф. П. Решетникова «Опять двойка».
Предварительная работа: подготовка сообщений о названиях некоторых числительных.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель. Мы закончили изучение темы «Имя числительное» и убедились в том, что это одна из интереснейших тем в русском языке. Сегодня на уроке мы ещё раз вспомним основные сведения об этой части речи. Попытаемся с их помощью провести параллели между русским языком, историей, географией, литературой, живописью, математикой. Для этого мы вместе с вами продолжим листать страницы Книги Знаний.
III. Историческая страничка.
Учитель. Сейчас мы с вами узнаем о том, как появились «имена» у чисел. Учёные, изучая языки разных племён и народов, разгадали эту тайну. А ученики нашего класса, изучив некоторые исследования, подготовили историческую справку, которую мы назвали так: «Без названия нету знания».
1) Выступление первого ученика. Первобытные люди не знали числительных. В повседневной жизни они вели подсчёт с помощью зарубок на костях диких животных. Позже стали наносить чёрточки и точки на каменные орудия труда и украшения, считать с помощью глиняных кружков.
И должно было пройти много столетий, а может и тысячелетий, прежде чем люди научились пересчитывать предметы. Для этого им пришлось придумать названия для чисел.
Учёные считают, что сначала названия получили только числа 1 и 2.
По радио и телевидению часто приходится слышать: «... исполняет солист Большого театра...». А знаете ли вы, кто такой солист?
(Заслушиваются ответы класса.)
- Правильно, солист – это тот, кто выступает один. Это слово происходит от латинского слова «солюс» - один. Русское слово «солнце» также похоже на слово «солист». Разгадка очень проста: когда римляне придумали имя числу 1, они исходили из того, что Солнце на небе всегда одно. А название для числа 2 во многих языках связано с предметами, встречающимися попарно, - крылья, уши и т. д.
Интересно, что ещё совсем недавно не было других числительных, кроме «один» и «два». А всё, что шло после двух, называлось «много». Когда же появилось числительное «три», то его стали применять вместо слова «много». Даже сегодня, рассердившись на непослушного ребёнка, мама говорит: «Что я, три раза должна повторять одно и то же!»
Числом 3 обозначали весь окружающий человека мир – его делили на земное, подземное и небесное царства. Поэтому число 3 стало у многих народов священным.
Другие народы делили мир не по вертикали, а по горизонтали. Они знали четыре стороны света, четыре главных ветра. У этих народов главную роль играло число 4.
Учитель. Давайте докажем древность названных числительных с помощью примеров из произведений устного народнаго творчества. (Ребята вспоминают пословицы «Один в поле не воин», «Два сапога – пара», а также примеры из сказок: три сына, трёхглавый змей, три желания и т. д.)
2) Выступление второго ученика. Числительное 5 в русском языке напоминает слово «пясть» - часть кисти руки. Это слово сегодня не употребляется, зато нам всем хорошо знакомо слово «запястье». Счёт по пальцам оказался очень удобным. Даже сегодня маленького ребёнка мы учим считать, загибая пальчики.
Слово «десять» когда-то означало «две руки». И сейчас есть племена, которые говорят «две руки» вместо «десять» и «руки и ноги» вместо «двадцать».
3) Выступление третьего ученика. Цифра 7 в старину рассматривалась как некое магическое, волшебное число. Объяснялось это, возможно, тем, что человек воспринимает окружающие явления – свет, запахи, вкус – через семь «отверстий» в голове (два глаза, два уха, две ноздри и рот). Ещё в древности люди отметили особую связь этой цифры с небом: созвезние Большая Медведица состоит из семи звёзд, лунный месяц делится на четыре семёрки, у радуги семь цветов. Древние греки насчитывали семь чудес света. Да и сейчас мы пользуемся семидневной неделей.
Учитель. А сколько пословиц и поговорок со словом «семь» сохранилось в русском языке! Давайте их вспомним. (Напечатанные пословицы крепятся к магнитной доске.)
Один с сошкой – семеро с ложкой.
Семь бед – один ответ.
Лук от семи недуг.
Седьмая вода на киселе.
У семи нянек дитя без глаза.
Семеро ворот да все в огород.
Работал до седьмого пота.
Семь пятниц на неделе.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
4) Практическое задание. Определите разряд по значению выделенных имён числительных. Ответ запишите одной буквой: количественные – к, порядковые – п, собирательные – с. (После выполнения задания учащимся предлагается ключ: с, к, к, п, к, с, п, к, к, с. Проводится самопроверка, результат записывае
·тся в оценочный лист [приложение 1].)
IV. Исследовательская страничка.
1) Учитель. Посмотрите на книжную выставку. Давайте попробуем определить роль имён числительных в названиях знакомых вам произведений литературы. Для исследования предлагаются:
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина;
«Мой первый друг, мой друг бесценный!..» А. С. Пушкина;
«Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака;
«Тринадцатый подвиг Геракла» Ф. Искандера;
«Первый лист» Ф. И. Тютчева;
«Два великана» М. Ю. Лермонтова;
«Миллион приключений» К. Булычёва.
(Учащиеся отмечают, что большинство имён числительных имеет количественное значение. Числительное «семь» в названии сказки Пушкина указывает на связь этого произведения с устным народным творчеством. В некоторых названиях числительные очень близки по значению к словам других частей речи: «тринадцатый» - «неимоверно трудный», «миллион» - «множество».)
2) Учитель. А теперь отправимся в импровизированную картинную галерею. Перед вами работы известных художников:
«Девятый вал» И. К. Айвазовского;
«Первая зелень» И. С. Остроухова;
«Первый снег» А. А. Пластова;
«Первый снег» С. В. Герасимова;
«Опять двойка» Ф. П. Решетникова.
- Какие имена числительные мы находим в названиях этих картин, какова цель их использования?
(Числительные «первый», «первая» свидетельствует о том, что художников очень волнуют и вдохновляют переходные состояния природы. А из толкового словаря С. И. Ожегова узнаём, что «девятым валом» называли не только самую высокую, сильную, но и роковую для мореплавателей волну.)
Учитель. Перечитайте ещё раз названия произведений живописи.. Все ли слова, имеющие числовое значение в названиях, являются именами числительными? («Двойка» - существительное)
- Как не ошибиться в определении имени числительного?
(Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи только словами.)
3) Практическое задание. Определите, к каким частям речи относятся слова со значением числа. Распределите их в три столбика: числительные, существительные, прилагательные.
Три, трёхместный, тройка, трое, третий, сотый, сто, столетний, сотня, пятый, пятак, пятиклассник, пять, пятерка.
V. Физкультминутка.
Ребята встают из-за парт. Проверяется выполнение предыдущего задания. Если называется числительное, ученики хлопают в ладоши, существительное – поднимают руки вверх, прилагательное – присядают.
(Ученики определяют количество ошибок, оформляют оценочный лист.)
VI. Сообразительная страничка.
Открывается обратная сторона доски. Учитель указывает на записанное предложение, но не зачитывает его: «Сто сорок и сто сорок будет двести».
- Допущена ли ошибка в вычислении? (Ошибки нет, так как речь идёт о сороках.)
VII. Орфографическая страничка.
1) Учитель. В какой бы области знаний мы не использовали имена числительные, всегда нужно помнить о том, как они пишутся и употребляются в речи.
Назовите основное орфографическое правило, связанное с правописанием числительных. (Ребята вспоминают правило правописания ь)
2) Практическое задание. Выполняется в форме лингвистическое лото на отдельных «билетах» [приложение 2].
Пятьсот, девятьсот, тридцать, шестьдесят, семнадцать, семьдесят, семьсот, шестнадцать, пятьдесят, восемьсот.
VIII. Грамматическая страничка.
Учитель. Давайте ещё раз вспомним правила склонения количественных и порядковых числительных.
2) Практическое задание. Прочитайте предложения и правильно произнесите числительные. (Карточки-задания лежат на партах.)
Самая длинная река в мире – Нил.Она несёт свои воды в Средиземное море на протяжении 6 671 километра.
Самой извилистой рекой мира считается Оригоно, протекающая по территории Венесуэлы и Колумбии. Она извивается, как змея, на протяжении 2 730 километров.
Самым глубоким озером мира является Байкал. В некоторых местах его глубина достигает 1 620 метров.
Учитель. Скажите, какой темой можно объединить эти предложения? (Географические рекорды.)
IX. Домашнее задание. Выписать из книг «В мире интересного», «Самые, самые...» и т. п. небольшие тексты, записывая цифры словами. Можно сопровождать тексты рисунками, фотографиями.
X. Подведение итогов урока.
Учитель. Вот и закрыта последняя страница в изучении имени числительного. Сегодня на уроке мы с вами провели большую работу. Несмотря на то, что тема уже изучена, я думаю, что вы открыли для себя эту удивительную часть речи с новой стороны.
Что нового на уроке вы узнали об имени числительном?
Где в нашей жизни мы встречаемся с именами числительными?
Какой вид работы сегодня вам понравился больше всего и почему?
(Выставляются оценки за работу на уроке. Собираются тетради и оценочные листы.)
Приложение 1
Оценочный лист


Вид задания
Самооценка
(количество ошибок)
Оценка учителя

1.
Определение разряда имени числительного по значению



2.
Распределительный диктант



3.
Лингвистическое лото



Итоговая оценка




Приложение 2
Лингвистическое лото


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ь пишется на конце числительных











ь пишется в середине числительных















15