Приемы мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся


МКОУ «Рождественско-Хавская СОШ»
Новоусманского муниципального района
Воронежской области
Приемы мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся (из опыта работы учителя математики Ярмоновой Веры Васильевны)
Среди основных задач, стоящих перед школой, нет более важной, чем задача формирования у учащихся положительной мотивации к учебной деятельности, которая бы побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе.
Именно поэтому, я считаю нужно использовать различные методы, стимулирующие учебную деятельность учащихся.
В моей методической копилке есть много приемов, которыми я хотела бы поделиться со своими коллегами.
Приемы мотивации.
1) Большое значение имеет организационный момент каждого урока. Для того, чтобы быстро настроить детей на работу я провожу математическую зарядку. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Правильный ответ - руки вперед, неправильный ответ - вверх.
Приведу пример карточек с простейшими примерами.
2*0,3=0,60,5*10=507*12=84
6:100=0,66:2=37+0,5=0,75
На каждом уроке желательно проводить физкультминутку, так как дети быстро устают и теряется интерес к уроку. Ее можно проводить подобно математической зарядке.
2) В математике много серьезных правил и определений. Чтобы добиться заинтересованного изучения этого правила я применяю игру «Эхо». Я громко и четко читаю формулировку или правило, а учащиеся должны хором точно воспроизвести сказанное. При этом развивается речь учащихся, пополняется словарный запас, что играет большую роль при изучении математики.
3) Одним из условий успешного обучения учащихся математики является развитие навыков устного счета, поэтому я применяю приемы по совершенствованию вычислительных навыков.
Приведу прием устного счета.
35*35=1225,умножаем первое число 3 на следующее за ним числом 4, получаем 12,а 5*5=25.
45*45=2025.умножаем первое число 4 на следующее за ним число 5, получим 4*5= 20,а 5*5=25.
Умножение на 11.
27*11.Между 2 и 7 ставим число равное сумме чисел 2+7=9,получим 27*11=297.
4) Для развития мотивации при постановке цели урока я использую проблемную ситуацию. Начинаю урок не с темы, а с наблюдения, решения задачи. Цель урока не обязательно должна повторять название пункта. Например: «Деление десятичной дроби на 10»,100,1000 и т.д. Интереснее сформулировать в виде вопроса: «Как связаны друг с другом числа, записанные одними и теми же цифрами, но отличающихся только положением запятой, такие как 873,1 и 87,31 или 873,1 и 8,731.
5) Одним из средств формирования мотивации учебной деятельности является применение различных алгоритмов для лучшего запоминания.
Приведу пример запоминания того, как надо умножать одночлен на многочлен. Здесь часто встречаются ошибки: ребята умножают одночлен только на первое слагаемое многочлена .
Например, они пишут:a*(x+4y-c)=ax+4y-c.
Поэтому я прибегаю к житейскому примеру: «Кому из вас приходилось ездить в поезде?
Вы обращали внимание, как проводник проверяет билеты? У каждого пассажира, поочередно.
Вот так и наш «проводник» a, пропуская в вагон (раскрывая скобки), у каждого «пассажира» проверяет «билет». Какое действие он выполняет? (Умножение.) Не забудем и мы поочередно у каждого «проверять билет» (умножать) и сделать запись:ax+4ay-ac.
Когда учащиеся переходят к раскрытию скобок, избежать ошибок поможет опорный сигнал, который основан на том ,что слова «Плюс» и «Перепиши» начинаются с одной и той же буквы П, а слова «Минус» и «Меняй»- с буквы М.
+ (a+ b-c) =a+ b-c -(а + b - c )= -a-b +c
Плюс ПерепишиМинусМеняй
6)Оживляет урок исторический материал. Я даю возможность подготовить его детям. При изучении темы, 3-5 минут потраченные на исторические данные вызывает интерес учащихся. При изучении темы «Последовательность» учащиеся проявляют интерес после лекции, в которую включаю материал о завещании Франклина потомкам, легенде о шахматах, о глупом купце и др.
Мой педагогический опыт убеждает меня в том, что эти и многие другие приемы мотивации познавательной деятельности учащихся делают урок ярким, более интересным, а значит и более продуктивным.