Рекомендации к семинару Причины и мотивы отклонений в поведении детей

Рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения подростков.

Педагогам

- Называйте ученика по имени.

- Благодарите учеников за хорошее поведение, делайте поощрительные записи в дневнике.

- Делайте письменные замечания, если вы проводите урок, где есть ученик с проблемой поведения, направленной на привлечение внимания. Запаситесь записками с одинаковым содержанием, например: «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь!» Ничего не говорите, а просто кладите записку на парту перед ребёнком, который уж сильно разошёлся.

- Найдите хоть что-то хорошее в ученике. Попробуйте поддержать его.

- Принимайте ученика таким, какой он есть.

- Отнеситесь хотя это и нелегко с уважением, одобрением, с тёплыми чувствами к ученику, который вам неприятень.

- Учитесь распознавать, управлять и адекватно использовать свои эмоции.

- Говорите вслух о чувствах учеников. Например, во время агрессивной вспышки ученика задавайте вопрос: «Какие чувства ты испытываешь, делая это?».

- Сделайте уголок в классе, где можно учащимся разрядиться физически, успокоиться, разминая глину, трогая песок, воду и т.д.

- Доведите до предела выходку ученика с демонстративным поведением. Если ребёнок роняет карандаш, попросите его ещё уронить пятьсот раз и поднять.

- Присоединяйте весь класс к выходке. Например, Оля стучит по парте ручкой. Предложите всему классу взять ручки и постучать по парте 3-5 минут. Оля не получает к себе внимания со стороны учителя, потому что стучит со всеми вместе и теряет интерес к данному занятию.

- Меняйте учеников местами. Если нарушителя дисциплины отсадить от зрителей, то он успокоится.

- Необходимо давать советы подросткам, но не давить ими. Ребёнок должен всегда иметь выбор.

- Учитесь слушать, слышать и понимать учеников.

- Отделяйте поступки от личности ребёнка.

- Умейте плавно перейти от общения с позиции «над» к позиции «наравне». Чтобы общение было полноценным, вкладывайте в него всю душу, не будьте отстранены и безразличны, не допускайте формальности в общении.

- Стремитесь к тому, чтобы с каждым учеником возникал психологический контакт.

- Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности учеников.

- Помните, что младшему ученику необходима любовь, поддержка, забота; подростку – равноправие; юноше – уважение!

- Если вы задаёте вопрос, подождите, когда учащийся ответит на него.

- Высказав своё мнение, поинтересуйтесь мнением учеников.

- Если вы не согласны, аргументируйте. Поощряйте поиск аргументов учениками.

- Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себя захватывать всё «коммуникативное пространство».

- Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.

- Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твоё мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я не права!»

- Необходимо изменить методы объяснения материала и по необходимости вести дополнительные методы обучения (помощь взрослых, ученики – репетиторы, классы коррекции).

- Создать такую атмосферу в классе, чтобы ошибки были нормальным явлением. Каждый человек имеет право на ошибку. Не надо сильно заострять на них внимание с негативной стороны, а наоборот, показывать ценность ошибки, как попытки.

- Формировать веру в успех, т.е. подчёркивать любые улучшения, отмечать сильные стороны учеников, демонстрировать свою веру в них.

- Анализировать, повторять и закреплять прошлые достигнутые успехи.

- Признавать трудность заданий, которые вы предлагаете классу, и ограничивать время на их выполнение.

- Обязательно отмечать даже маленькие достижения, используя различные способы (аплодисменты, награды, медали, грамоты, выставки ит.д.)




























Родителям

- Всегда выслушивайте вашего ребёнка. Дайте ему понять, что он в любой момент может рассчитывать на вашу защиту, поддержку и помощь.

- Не контролируйте чрезмерно детей, откажитесь от покровительственного тона, потому что данный вид общения вызывает у детей неуверенность и скрытый гнев.

- Научите ребёнка адекватно выражать свой гнев, чтобы он не перешёл в депрессию.

- Не будьте самоуверенны, не думайте, что вы лучше детей знаете, что им надо, что они ощущают.

- Сумейте посмотреть на проблему со стороны, т.е. другими глазами.

- Избегайте возникающих внутренних сомнений. Если не знаете как себя вести, так или эдак, то из двух вариантов поведения, найдите третий – он и будет верным.

- Попробуйте на семейном совете совместно с вашим ребёнком найти решение данной проблемы.

- Больше гуляйте совместно с ребёнком, совершайте прогулки в лес, на речку, занимайтесь спортом.

- Помните, ваше личное поведение, главный пример для ребёнка! Подумайте о своём поведении, поступках. «Дурной пример» всегда заразителен. Если родители злоупотребляют курением, алкоголем, нецензурной речью, и говорят ребёнку, что это плохо. Ребёнку поверить в это трудно.

- Отделяйте поступки от личности ребёнка! Это самое главное и самое трудно.

- Учитесь слушать, слышать и понимать своего ребёнка. Детям, если есть проблемы с родителями.

- В твоём возрасте любая мелочь может вызвать бурю раздражения, несогласия, протеста. Постарайтесь контролировать эмоции, ведь своим поведением ты можешь причинить боль самому родному и близкому человеку.

- Если родители «суют нос» в твои личные дела, подумай. Почему они это делают? Может быть, пытаются уберечь от ошибок молодости? Попробуйте поставить себя на их место. Для них ты – самое любимое, дорогое существо во всём мире, а упрёки и замечания – проявление самой обыкновенной заботы о тебе.

- Ты можешь возразить, что родители иногда бывают просто невыносимы, «достают» своими нравоучениями. Я с тобой полностью согласна, но не накаляй обстановку, а прояви хитрость. Пусть они ругаются, а ты нарочно будь вежлив и спокойно реагируй на повышенный тон. Такое поведение собьёт родителей с толку, и они вынуждены будут прислушаться к тебе. Надеюсь, вы обязательно найдёте общий язык.

- Иногда в этом возрасте очень трудно сдержать эмоции. Хочется кричать, возражать, ругаться, протестовать. Выплесни весь свой гнев не на близких, а используй например, для этого бумагу, которую можно разорвать на мелкие кусочки, только потом не забудь убрать в своей комнате; или подушку, которую можно бить до тех пор, пока не выдохнешься и не успокоишься.

- Если тебя обидели родители, постарайся относиться к каждому их слову как к оскорблению и не дерзи. Попробуй объяснить, что они никогда бы не сказали ничего подобного своим родителям, друзьям, а значит и с тобой не должны так общаться. Чтобы успокоиться позвони подруге, другу по телефону и поделись с ними происшедшей ссорой с родителями. Они обязательно поддержат и помогут советом.

- Главное, ты должен всегда давать выход отрицательной энергии, но при этом выбирать правильное направление.

- Если хочешь, чтобы тебя понимали и уважали, научись понимать и уважать других.


Если есть проблемы со сверстниками.

- Не ориентируйся на косые взгляды подружек и одноклассников, а принимай себя такой, какая есть.
- Если унижают, подумай, нужны ли тебе такие друзья?
- Когда тебя унижают, не молчи! Попробуй сказать им, что не позволишь так общаться с собой никому. Поговори с ними по душам.
- Ни в коем случае, не думай, что ты хуже других. А тому, кто пристаёт к тебе, унижает, неплохо бы понять, что он невоспитанный и злой.
- Умей отличить добрую шутку от злой!
- Умей посмеяться над собой!
- Не опускай руки! Держись! Пройдёт время и всё станет на свои места.


Если есть проблемы с учителями.

- Педагогам следовало бы иногда ставить себя на место учеников, и не забывать, что сами когда-то были школьниками.
- Если учитель не верит в тебя, не замечает твоих потенциальных возможностей, не опускай руки!
-Иди вперёд и не оглядывайся!
- Будь уверен, что ты сможешь сделать многое, стоит только захотеть.

Психологам.

- Изучить психологическое состояние ребёнка в семье, ОУ, классе.

- Изучить положительные и отрицательные качества личности ребёнка.

- Изучить статус ребёнка в детском коллективе.

- Дать установку на успех.

- Выработать совместно с ребёнком план минимума и максимума жизненной перспективы на будущее.

- Научить приёмам релаксации.

- Обучить приёмам бесконфликтного общения со сверстниками, родителями, педагогами.














15