Презентация семинара Причины и мотивы отклонений в поведении детей


Причины и мотивы отклонений в поведении детей.Работа с «трудными» школьниками. Педагог – психолог С.Н. Заворотняя. Почему даже опытным, много лет проработавшим в школе педагогам сейчас намного труднее воспитывать детей, чем, скажем, несколько десятилетий назад? Объясняется это многими причинами. Одна из них – обострение социальных отношений. Другая, не менее важная, - противоречие между ранним созреванием и поздним включением молодых людей во взрослые семейные и общественные отношения. Это обстоятельство отрицательно сказывается на состоянии нервной системы, приводит к излишнему возбуждению, что затрудняет процесс воспитания. Уменьшилось и влияние педагога на воспитанников. Все мы знаем, что престиж учителя пал. Если раньше учитель, обладая высоким образовательным уровнем, был для учеников одним из немногих источников информации об окружающем мире, то теперь ситуация изменилась. Роль информационного лидера захватило телевидение. Да и зарплата подавляющей части населения выше, чем оплата труда учителей, что неизбежно снижает их социальный статус. Но, несмотря на все эти обстоятельства, умелая организация учебно – воспитательного процесса классного руководителя позволяет решать проблему «трудных» школьников. «Трудными» мы называем тех ребят, которые нуждаются в перевоспитании, а не в коррекции поведения. Все педагоги сталкиваются в работе с подростками с трудностями, которые вызваны особенностями поведения ребят.Какие они? Особенности «трудного» ребенка. неадекватность поступков, склонность к конфликтам, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания самооценки, аффективные вспышки, пристрастия к шоковым эффектам, повышения критичности по отношению к окружающим - родителям и учителям, отвращение к запретам и поучениям. Уже одно это перечисление говорит о том, что воспитывать подростков нелегко. Вместе с тем многие учителя умеют продуктивно и эффективно работать с подростками, потому что проявляют терпение и знают об их возрастных особенностях. Рассмотрим четыре группы «трудных», с которыми приходиться работать педагогам. Первая - школьники с психическими отклонениями или психически больные. Это задержка психического развития, нарушения речи или эмоционально – волевой сферы и одаренность. Они могут быть объектом и коррекции поведения, и перевоспитания, но только при условии параллельного действенного лечения совместно с другими специалистами. Вторая группа истинно «трудных» - это дети, которые стали жертвами психолого-педагогической безграмотности родителей и педагогов. Несправедливость учителей, длительные конфликты, отсутствие систематической воспитательной работы в школе или классе, враждебность взрослых, окружающих ребенка в семье, - все это может привести к такому искривлению личности ребенка, что потребуется его перевоспитание, т. е. это дети с педагогической запущенностью. Третья группа «трудных» - это школьники, которые имеют криминальный опыт, формирующий антисоциальные, преступные и бесчеловечные наклонности: воришки, участники различных уличных банд, несовершеннолетние склонные к алкоголю, наркомании, проституции и беспризорники. К этой группе также относятся дети сироты. Четвертая группа – дети с физическими недостатками (нарушение зрения, опорно-двигательного аппарата, телесные пороки). Причины отклонений в поведении детей. Психические Физические Педагогические Социальные - ЗПР-Умственная отсталость- Нарушение речи- Нарушенияэмоционально-волевой сферы-Одаренность - Болезнь- Нарушение зрения- Нарушение опорно-двигательного аппарата- Телесные пороки -Педагогическая запущенность-Отсутствие навыков культуры поведенияОтсутствие взаимопониманиявзрослых и детей - Сиротство-Склонность к алкоголизму, наркомании,беспризорности,бродяжничеству, проституции, правонарушению и т.д. В самых тяжелых случаях школьник обладает свойствами, характерными для всех этих групп. Например, подросток, изуродованный неправильным воспитанием дома или в школе, а может быть, и там, и там, имеющий психические отклонения, да еще включившиеся в криминальную деятельность. Когда соединяется так много неблагоприятных обстоятельств, работа педагога становится очень трудной. Анализируя характеры «трудных» ребят, можно сделать вывод о ярко выраженных особенностях асоциальной и трудновоспитуемой личности: крайнее легкомыслие, распущенность, беспринципность, неустойчивость стремлений и интересов,- склонность к безделью, отвращение к учению, грубость и озлобленность, инфантильность, искаженное и негативное восприятие себя, окружающих людей и их взаимоотношений, эгоцентризм и эгоизм, асоциальные ценностные ориентации, антиобщественная направленность поведения (вплоть до воровства, хулиганства, преступления), конфликтность, противопоставленность обществу и окружающим людям, ненависть к школе и особое сопротивление педагогическим воздействиям, окаменелость, личностная «скорлупа». Конечно, такие качества формируются в определенных условиях, прежде всего в семье безалаберность, распущенность, отсутствие порядка и четкого режима жизни, отсутствие контроля со стороны родителей, когда ребенок предоставлен самому себе и ни за что не отвечает не только в 5, но и в 15 лет. Когда родители устраивают пьянки, а то и вовлекают в них детей. Отрицательно сказывается на характере ребенка распад семьи или длительный разлад между родителями, каждый из которых стремится привлечь чадо на свою сторону. Дети в такой ситуации становятся издерганными, ощущают себя одинокими и несчастными. Искривленная личность может сложиться и в противоположных условиях, там, где единственный ребенок пользуется переизбытком благ и внимания к себе, где он – центр семьи, а порой – и диктатор. Но и условия в школе могут способствовать формированию детей, которых мы называем «трудными»: безделье и скука, которые подталкивают активного школьника к поиску развлечений, не всегда безобидных, в других местах;плохая успеваемость, порождающая ложь и стремление к самоутверждению доступными, иногда сомнительными способами;бестактность, авторитаризм, грубые ошибки и профессиональная несостоятельность педагогов, следствием которой часто становится сопротивление детей взрослым. Дети, особенно активные, стремятся к самостоятельной, независимой и увлекательной деятельности, у них постоянная потребность в движении, в познании нового, в радости и удовольствиях. Если условия не позволяют им удовлетворить свои потребности, они неизбежно вступают в конфликтные отношения со взрослыми. А школьники с лидерскими способностями пытаются самоутвердиться вне школы, в неформальных группах, зачастую криминальной направленности. Самая сложная задача учителя и родителя — найти ключик к пониманию «трудного ребёнка». Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение. При разработке стратегии работы с такими детьми учителям и родителям необходимо понимать, что за любыми проблемным поведением школьника стоят определённые мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение одного ребёнка в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого — компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребёнка. Таким образом, педагогам и родителям необходимо выяснить мотивы поведения «трудного ребёнка», т.е. понять его. Это этап понимания проблемы, этап выяснения причинно — следственнной связи поведения «трудного» школьника. Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к «трудному» ребёнку. В течение всей жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» детям, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др. которые парализуют творческий подход к выбору нестандартной стратегии нашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное поведение детей являются естественными и нормальными для педагогов и родителей и вряд ли демонстрируемое школьниками поведение должно вызывать бурю восторга. Очень важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов. Умение педагога и родителя увидеть себя глазами ребёнка, поставить себя на его место, задуматься не только о его чувствах, но и о его чувствах к нам - вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии к «трудному» школьнику. Третий этап - этап применения воспитательных воздействий к «трудному» школьнику — будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребёнку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребёнок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребёнок пожелает изменить свое негативное поведение. Итак, ПОНЯТЬ, ПРИНЯТЬ, ПОМОЧЬ - основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребёнку. Рассмотрим несколько примеров из опыта работы психолога: К психологу обратился классный руководитель по поводу Олега К.(13 лет). Подросток плохо учится, часто пропускает занятия без уважительной причины, грубит учителям, лжив. В жизни школы и класса не принимает участия. Отношения с одноклассниками не складываются, Олег агрессивен, вспыльчив, держится в стороне от одноклассников. Ничем не увлекается, после школы часами бродит по улице, домой не спешит.Семья полная, двое детей (есть младшая сестра - 8 лет). Отец страдает алкоголизмом, работает эпизодически. Мать появляется в школе крайне редко, объясняя это своей занятостью, алкоголизм мужа скрывает. Со слов матери, отношения с сыном натянутые, помощь семье Олег не оказывает, родителей не слушает, разговаривает грубо. Рекомендации учителям и родителям1.Олегу не хватает внимания взрослых: обращайтесь чаще к нему за помощью, за советом, демонстрируйте важность для Вас общения с ребенком.2.Найдите, за что Олега можно похвалить, но будьте осторожны: похвала должна быть заслуженной (отличайте лесть и похвалу).3.Не пропускайте случаев лжи. Если Вы уверены, что ребенок говорит неправду, об этом надо сказать. Недопустимо говорить: «Ты - лжец», «Ты опять врешь». Лучше говорить о своих чувствах; «Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду. Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать». Поощряйте и хвалите ребенка за то, что он говорит правду.4. Указывайте ребёнку на его неправильные поступки, никогда не унижайте личность ребёнка. Действуйте по принципу: «да, я понимаю и принимаю тебя как личность, но я не могу одобрить этот поступок». Рекомендации учителям. 1. Определите сферу интересов ребёнка, создайте условия для совместной деятельности с одноклассниками в пределах сферы его интересов.2. Определите обязанности ребёнка в классе следите за их исполнением.3. Создайте ребёнку ситуацию школьной успешности. Постарайтесь, чтобы он поверил в свои силы.4. Посоветуйте ребёнку посещать спортивную секцию, туристический кружок и т.д., руководителем которого является мужчина. 5 .Учтите, что родители, страдающие алкоголизмом и созависимые члены семьи не склонны искать информацию, касающуюся этого недуга. Положите во время родительского собрания литературу, посвяшённую этой тематике, в доступное место, обеспечьте родителей и детей необходимыми телефонами наркологической, психологической помощи, телефоном доверия и т.д. Рекомендации родителям.1.Не отрицайте значимость для семьи пагубной привычки отца, снимите чувство вины ребёнка в создавшейся ситуации («У твоего папы пристрастие к алкоголю, он не может сам бросить пить, у него бывает частое изменение настроения, в таком состоянии он может быть агрессивен. Я понимаю, что это для тебя тяжело, но ты не виноват в этом, виновато его пристрастие»).2.Дайте Олегу конкретные советы, что делать, если отец проявляет агрессию. Максимально защитите ребёнка от унижений.З. Определите круг обязанностей Олега по дому, чаще хвалите за помощь.4. Демонстрируйте ребёнку свою любовь, обнимайте его и говорите ему ласковые слова.5. не вымещайте на ребёнке свое бессилие, злобу, не демонстрируете ему модель агрессивного поведения.6. Обратитесь за помощью к наркологу, получите консультацию семейного психолога. К психологу обратился классный руководитель Ромы В.(12 лет). Учителя беспокоит плохая успеваемость школьника и нарушение учебной дисциплины. Рома способный ученик, но учится плохо. Любимый предмет — история, Рома приходит в школу подготовленным только по этому предмету. На остальных предметах скучает, делает только те задания, которые ему интересны, остальные— игнорирует. Общительный, на уроках оживленно разговаривает с учениками, пытается привлечь к себе внимание класса, чем мешает учителям. Имеет много друзей среди одноклассников. Инициативен, контактен, обладает лидерскими качествами.Увлекается компьютером. Занимается спортом, но часто меняет спортивные секции, объясняя это тем, что ему они быстро надоедают. В настоящее время занимается футболом.Семья полная, есть младшая сестра (5 лет), родители без вредных привычек, заинтересованы в хорошей успеваемости сына, но как этого достичь — не знают. За уроки усадить Рому невозможно, контроль за выполнением домашнего задания превращается в нервотрепку для родителей и ребенка. Рекомендации учителям и родителям.1. Рассказывать ребенку при каждом удобном случае о необходимости образования для человека.Рекомендации учителям1. Такие дети, как Рома, хорошо работают в группе, - используйте формы групповой работы.2. Применяйте разнообразные методы преподавания: больше творческих, ярких, интересных заданий.З. Подготовьте индивидуальное задание для ребенка, которое Вы ему можете дать, как только он начнет «скучать» на уроке.4. Закрепите за Ромой круг обязанностей по классу, которые ему по силе… Но не надейтесь на Рому в очень ответственные периоды, он может забыть про Ваше поручение или ему станет не интересно его выполнять.5. Составьте совместно с ребенком «договор» о поведении на уроках (это эффективно, когда договор составляется в письменном виде). Обсудите, какие формы поведения допустимы, какие нет. Хвалите ребенка, если договор соблюдается. Рекомендации родителям1. Задумайтесь, не стоит ли за «ленью учиться» и плохим поведением ребенка в школе желание добиться Вашего внимания. Достаточно ли Вы уделяете внимание сыну, не ревнует ли он Вас к младшей сестре. Оказывайте ребенку больше знаков родительской любви.2. Учите ребенка организовывать свое время. Составьте вместе с ним расписание дня. Определите, до какого часа уроки должны быть сделаны. Следите за соблюдением расписания.З. Если у ребенка не получается выполнять намеченные на день дела, постарайтесь выяснить с ним причины, мешающие этому.4. Постепенно перекладывайте на ребенка ответственность за сделанные уроки. Учиться должен ребенок, а не Вы.5. Определите ребенку круг обязанностей незаметно контролируйте его, напоминайте, что Вам важна ваша его помощь — это поможет развить его волевые качества. Благодарите и хвалите ребенка, если не выполняет свои обязанности.  Рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения подростков.  - Называйте ученика по имени. - Благодарите учеников за хорошее поведение, делайте поощрительные записи в дневнике. Делайте письменные замечания, если вы проводите урок, где есть ученик с проблемой поведения, направленной на привлечение внимания. Запаситесь записками с одинаковым содержанием, например: «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь!» Ничего не говорите, а просто кладите записку на парту перед ребёнком, который уж сильно разошёлся.- Найдите хоть что-то хорошее в ученике. Попробуйте поддержать его. - Принимайте ученика таким, какой он есть. - Отнеситесь хотя это и нелегко с уважением, одобрением, с тёплыми чувствами к ученику, который вам неприятень.  - Учитесь распознавать, управлять и адекватно использовать свои эмоции.  - Говорите вслух о чувствах учеников. Например, во время агрессивной вспышки ученика задавайте вопрос: «Какие чувства ты испытываешь, делая это?». - Сделайте уголок в классе, где можно учащимся разрядиться физически, успокоиться, разминая глину, трогая песок, воду и т.д. - Доведите до предела выходку ученика с демонстративным поведением. Если ребёнок роняет карандаш, попросите его ещё уронить пятьсот раз и поднять. - Присоединяйте весь класс к выходке. Например, Оля стучит по парте ручкой. Предложите всему классу взять ручки и постучать по парте 3-5 минут. Оля не получает к себе внимания со стороны учителя, потому что стучит со всеми вместе и теряет интерес к данному занятию.  - Меняйте учеников местами. Если нарушителя дисциплины отсадить от зрителей, то он успокоится. - Необходимо давать советы подросткам, но не давить ими. Ребёнок должен всегда иметь выбор. - Учитесь слушать, слышать и понимать учеников. - Отделяйте поступки от личности ребёнка. Умейте плавно перейти от общения с позиции «над» к позиции «наравне». Чтобы общение было полноценным, вкладывайте в него всю душу, не будьте отстранены и безразличны, не допускайте формальности в общении.- Стремитесь к тому, чтобы с каждым учеником возникал психологический контакт. - Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности учеников.   - Помните, что младшему ученику необходима любовь, поддержка, забота; подростку – равноправие; юноше – уважение! - Если вы задаёте вопрос, подождите, когда учащийся ответит на него. - Высказав своё мнение, поинтересуйтесь мнением учеников. - Если вы не согласны, аргументируйте. Поощряйте поиск аргументов учениками. - Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себя захватывать всё «коммуникативное пространство». Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.- Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твоё мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я не права!» - Необходимо изменить методы объяснения материала и по необходимости вести дополнительные методы обучения (помощь взрослых, ученики – репетиторы, классы коррекции).  - Создать такую атмосферу в классе, чтобы ошибки были нормальным явлением. Каждый человек имеет право на ошибку. Не надо сильно заострять на них внимание с негативной стороны, а наоборот, показывать ценность ошибки, как попытки.  - Формировать веру в успех, т.е. подчёркивать любые улучшения, отмечать сильные стороны учеников, демонстрировать свою веру в них. - Анализировать, повторять и закреплять прошлые достигнутые успехи. - Признавать трудность заданий, которые вы предлагаете классу, и ограничивать время на их выполнение.  - Обязательно отмечать даже маленькие достижения, используя различные способы (аплодисменты, награды, медали, грамоты, выставки и т.д.)  В заключение хотелось бы отметить, что воспитание ребенка является динамическим, противоречивым, творческим процессом, при котором не может быть каких — либо застывших рекомендаций. Только обращение к личности ребенка, его интересам, принятие во внимание особенностей его развития и индивидуальности поможет педагогам и родителям найти подход к «трудному» ребенку. Притча«Мальчик и морские звёзды» Не теряйте надежды, не падайте духом, все «трудные», конечно не станут идеальными, но… ваши попытки могут изменить очень много для каждой «звезды».