Информация для использования в работе социального педагога Воспитание в семье


ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Семейное воспитание общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью:
в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;
семья осуществляет социализацию личности;
- из семьи выходят члены общества: какая семья – такое общество;
семья обеспечивает преемственность традиций;
важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества.
Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную» интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.
Составные компоненты содержания семейного воспитания:
физическое (здоровый образ жизни, правильная организация распорядка дня, занятия спортом закаливание организма),
нравственное (воспитание непреходящих моральных ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга),
интеллектуальное (заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления),
эстетическое (развитие талантов и дарования детей, представления о прекрасном, существующем в жизни),
трудовое (закладывает основу будущей праведной жизни детей) воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.
Методы воспитания детей в семье – это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей.
Они имеют свою специфику: влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности;
выбор методов зависит от педагогической культуры родителей (понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.).
Методы семейного воспитания:
- убеждение (объяснение, внушение, совет);
- личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
- наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).
В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации. Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье: слово, родительский авторитет, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, режим дня, литература, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.д.
В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны.
Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей.
Причины кризиса:
ухудшение экономической ситуации в стране (основное время родителей тратится на добывание средств к существованию);
низкая культура общественной жизни (двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне);
двойная нагрузка на женщину в семье;
высокий процент разводов (как следствие многих социально-бытовых и моральных причин);
нарушение на практике объявленного законом равного права отца и матери в воспитании детей;
обострение конфликтов между поколениями;
увеличение разрыва между семьей и школой;
непрестижность обычной общеобразовательной школы.
Пути повышения воспитательного воздействия семьи: гуманизация отношений в семье (не авторитарные влияния, а доброта, милосердие); объединение усилий школы и церкви в духовном спасении людей, направления этих усилий на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях; координация педагогических усилий с гуманитарными фондами, обществами.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ: ЗАДАЧИ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ, ФУНКЦИИ
Г. В. Лодкина определяет перевоспитание как перестройку внутреннего мира человека в соответствии с условиями жизни и требованиями, которые предъявляет общество. Процесс перевоспитания труден как для воспитанника, так и для воспитателя и проходит в несколько этапов. У Т. В. Лодкиной находим следующие этапы:
диагностический,
прогностический,
исполнительный.
·
Диагностический этап заключается в определении характера отклонения от нормы, выделении причин педагогической невосприимчивости.
Прогностический формируются цели и задачи перевоспитания, планируются меры воздействия. На этом этапе, как полагал А. С. Макаренко, должна происходить проектировка личности.
Исполнительный практическая работа по перевоспитанию.
Задачи перевоспитания:
1) использование социальных условий, воспитательных возможностей общества для устранения внешних негативных воздействий;
2) применение лечебно-педагогической работы по исправлению внутренних предпосылок трудновоспитуемости;
3) исправление семейных и школьных ошибок воспитания;
4) коррекция психического развития ребенка (устранение пробелов в умственном и нравственном развитии; установление разумного гигиенического режима в социуме; тщательное медицинское обслуживание; психологическая коррекция);
5) применение социально-правовых мер коррекции несовершеннолетних правонарушителей;
6) психологическая подготовка трудновоспитуемого к самовоспитанию [Т. В. Лодкина, 2003].
Тот же автор определяет и функции перевоспитания:
1) устранение негативных условий, преодоление предпосылок трудновоспитуемости с целью усиления положительного развития сил и способностей воспитанников;
2) изменение отношения личности к самому себе в соответствии с требованием общества, устранение дисгармонии в формировании ведущих качеств личности;
3) устранение результатов неправильного воспитания, допущенных в развитии данного ребенка;
4) активизация личности для преодоления негативных тенденций в поведении. Эффективность перевоспитания зависит от многих условий.
Л. Б. Филонов выделяет следующие:
установить контакт с подростком;
познать ребенка, его мысли, стремления, реакции, планы на будущее;
установить добрые отношения.
Л. Б. Филонов выделяет стадии эффективной беседы социального педагога с подростком:
- согласие во взглядах,
- вызов согласий со стороны подростка,
- поиск его увлечений,
- понятие особенностей его увлечений и поведения,
- определение отрицательных качеств его личности,
- его реакции на постороннее влияние,
- выработка общих норм поведения и взаимодействия.

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Р. В. Овчарова предлагает параметры одаренности:
- выдающиеся способности,
- потенциальные возможности в достижении результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях,
- специфические способности к учению,
- творческое или продуктивное мышление,
- способность к изобразительному или исполнительскому искусству.
Одаренность проявляется в опережающем развитии и физических данных. Опережающее познавательное развитие:
1) широта восприятия, способность следить за несколькими процессами одновременно, повышенная любознательность;
2) желание создавать в воображении альтернативные системы, способность делать выводы;
3) отличная память в сочетании с ранним языковым развитием, способность к категоризации и классификации;
4) четкое изложение своих мыслей, большой словарный запас;
5) иногда высокие математические способности;
6) высокая концентрация внимания.
Такие дети не любят готовых ответов, любят решать сложные задачи, часто замахиваются на непосильное [Р. В. Овчарова, 1992].
Психосоциальная чувствительность одаренных детей:
1) обостренное чувство справедливости;
2) предъявление высоких требований и к окружающим, и к себе самому;
3) изобретательность, богатая фантазия;
4) наличие чувства юмора;
5) порывистость и нетерпеливость;
6) трудности в общении со сверстниками [Р. В. Овчарова, 1992].
Физические характеристики одаренных детей:
1 ) высокий энергетический уровень, что приводит к более короткому периоду сна;
2) отставание моторной координации от познавательных способностей;
3) часто нестабильное зрение [Р. В. Овчарова , 1992].
В. Юркевич выделяет различные виды одаренности:
- социальная одаренность (лидерство);
- художественная (музыкальная, изобразительная, сценическая); психомоторная (спортивная);
- академическая (умение учиться, что приводит к высокому профессионализму);
- интеллектуальная (хорошие мыслительные способности);
- творческая (нестандартное, нешаблонное мышление).
Одаренного ребенка следует учить, как и любого другого. Это, прежде всего, касается обучению усидчивости, самостоятельности в принятии решений, умению трудиться. В силу некоторых своих особенностей одаренный ребенок очень уязвим. У некоторых детей могут возникнуть: плохое поведение и даже неприязнь к школе, потому что учебная программа для них неинтересна и скучна. Таких детей часто интересуют собственные игры, что может привести к изоляции от сверстников. Возникает сложность, если реально учащийся оказывается умнее педагога. Требуется мужество признать этот факт.
Задача социального педагога помочь родителям в развитии индивидуальных задатков ребенка, направить к нужному специалисту, организовать консультации, наладить контакт между семьей и школой.

15