Семинар для родителей Причины отклонений в поведении подростков


ТЕМА:ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКОВ Педагог-психологСеменова Инна Николаевна ЦЕЛЬ СЕМИНАРА:Повышение психологической культуры родителей по вопросам воспитания и развития детей подросткового возраста Возрастные особенностиВозрастные кризисыПричины плохого поведенияОсновные родительские позицииЭффективность воспитательного воздействия От 10 до 11 лет- большинство детей ещё спокойны, уравновешены, в отношениях с родителями проявляют максимум доверия и теплотыОт 11-12 лет- физиологическая перестройка организма, становятся импульсивны, упрямы, учащаются конфликты и ссоры с родителями, педагогами, сверстникамиОт 13-14 лет- самый сложный для подростка, острота восприятия максимальна, погружаются в собственный мир, скрытны по отношению не только к родителям, но и к друзьям 14 лет- становятся более общительным, уверенность в себе возрастает, анализируют поведение окружающих, делая собственные выводы15 лет- почти взрослые, жажда свободы и самостоятельности превращается в настоятельную потребность, раним к оценке окружающих16 лет- постепенно уравновешивается, появляется ощущение самостоятельности, многие начинают задумываться о будущем Первого года, на протяжении которого ребёнок учится доверию.3-6 лет, может научить ребёнка быть самостоятельным и инициативным, а может наградить его чувством вины за любой поступок.7-10 лет, начальная школа - новое испытание – ребёнок может стать трудолюбивым, почувствовать вкус к учёбе, а может испытать разочарование и приобрести чувство неполноценности.10-17 лет, один из самых сложных кризисов - пора личностного самоопределения, поиск и понимание себя. 1. Борьба за вниманиеЕсли ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить с помощью непослушания. 2. Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме замечаний, опасений, указаний, приказов, критики. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения - отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность. Дети часто обижаются на родителей. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности - протесты, непослушание, неуспеваемость в школе, агрессивность. Смысл плохого поведения: "Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет тоже плохо!" 3. Желание отомстить Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: "Нечего стараться, все равно ничего не получится». При этом внешним поведением он показывает, что ему "Все равно", "И пусть я плохой," "И буду плохой". 4. Потеря веры в собственный успех ПРИЗНАКИ ПОЗИЦИИ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К РЕБЁНКУ 1. Я всегда найду время, чтобы «повозиться» с ребёнком.2. Я устала от ребёнка, ненавижу его поведение, не знаю, что с ним делать. Забота физическая и психологическая; вербальное и невербальное проявление любви.Минимум контактов, невнимательность к его проблемам, жесткое обращение. 3. Сравнение с эталоном, высказывания – «для своего возраста он мог бы…, я в твои годы… и т. п.»4. Я всем готова пожертвовать ради ребёнка. Критика, отсутствие похвалы, придирчивость. Ограничение самостоятельности, выполнение его обязанностей, чрезмерные поблажки. ПРИЗНАКИ ПОЗИЦИИ Формы поведения по отношению к ребёнку 1 вид позиции-принятие ребёнка таким какой он есть чувство безопасности к миру, желание его познавать - основа нормального психологического и личностного развития Влияние на развитие ребёнка 2 вид позиции -эмоциональное отвержение ребёнка эмоциональная холодность, агрессивность, склонность к асоциальным поступкам. Влияние на развитие ребёнка 3 вид позиции-излишняя требовательность агрессивность, неуверенность в себе, низкая самооценка. 4 вид позиции- чрезмерная опека инфантилизация (задержка взросления). Проблемы с саморегуляцией, нет самостоятельности, зависимость от других. 1.Негативная оценка деятельности ребёнка.2.Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращённого к ребёнку.3. Недопустимо сравнивать ребёнка с кем-то другим.4.Недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным. - время реакции родителей (как одобрение, так и наказание гораздо более эффективны, если они являются немедленными)- последовательность и принципиальность дисциплинарных требований (дети реагируют гораздо лучше, если видят, что правила являются разумными и служат справедливой цели) ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Возложение на себя чисто формальных функций – внешней заботы («Поешь», «Уберись», «Купи продукты, вынеси мусор», «Погладь брюки» и т.д.) Вне внимания родителей остается внутренний мир ребенка, его отношение к окружающему его миру, к людям! качество отношений между родителями и ребенком (родительское одобрение или порицание будут иметь больший успех, если родителей любят и уважают); баланс одобрений и наказаний (больше поощрений);-матери чаще травмируют своих детей, чем отцы. Это происходит потому, что, во-первых, женщина чаще, чем мужчина, оказывается в ситуации одиночки-воспитателя, что способствует увеличение риска насилия. Во-вторых, занятость женщины хозяйством и заботами о доме, а также обязанностями по воспитанию детей увеличивают вероятность её стресса. «Четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!»Вирджиния Сатир